Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Так в разное время называлось поселение, приютившееся е краю дремучих лесов и торфяных болот, речей, речушек и ручьёв, с зарослями ивы, вербы и черёмухи, с заливными лугами, заросшими травами и цветами, соловьиными трелями по весне и журавлиным плачем осенью. Поселению, выросшему в этом поэтическом уголке земли на севере Московии — на берегу красавицы Дубны и маленькой речушки Якоти, как будто бы самой природой суждено было стать родиной завода, сказавшего веское слово в развитии фарфоровой промышленности России.

Жителей Вербилок всегда интересовало, почему посёлок так называется, откуда пошло это несколько странное название – Вербилки? Многие люди, впервые услышавшие такое название, удивляются его необычности и не сразу правильно его произносят.

Долгое время у нас в народе существовало две версии названия посёлка. Многие и теперь считают, что слово Вербилки образовалось от глагола “вербовать”, и объясняют это тем, что Ф.Гарднеру, построившему здесь фарфоровый завод, рабочих для него приходилось вербовать. Эта версия в корне не верна.

Во-первых, Гарднер построил завод не на пустом месте. Он купил у князя Н.В. Урусова его сельцо с названием Верболово и прилегающие к нему земли, более тысячи десятин (десятина чуть больше гектара). Этот факт и название поселения (сельцо) отмечены в нескольких исторических документах 1766 года: купчей Н.В. Урусова и Ф.Я. Гарднера, протоколом Мануфактур-коллегии.

Во-вторых, Гарднер никогда не вербовал рабочих на свою фабрику, слово “вербовать” не встречается ни в одном документе, связанном с условиями их приёма, да и в ходу этого слова никогда не было.

Производство фарфора начиналось не вербованными людьми, а коренными жителями Вербилок, крепостными князя Урусова, купчую на которых Гарднер оформил за день до покупки земли. Правда, по законам России того времени иностранец не имел права приобретать “работных людей” в собственность.

Деловой человек Гарднер схитрил, что ему впоследствии, когда его хитрость раскрылась, простили. Он оформил покупку вербилковских крестьян на имя знакомого русского дворянина В. Вырудова, который был должен ему крупную сумму денег, а потом оформил на них аренду. Остальных рабочих он принимал с настоящими паспортами по контракту, как того требовала Мануфактур-коллегия. Это были крепостные крестьяне, отпущенные их помещиками на год или на три на заработки, и частично вольнонаёмные, принятые тоже по контракту. Кстати сказать, последнее наименование поселения – Вербилки утвердилось только при Гарднере.

Сторонники второй версии считают что название Вербилки связано со словом “верба”, что является более правдоподобным. В некоторых документах поселение названо Вербильцы, что имеет прямое отношение к вербе, и слово хочется читать с ударением на первом слоге. На Руси поселения очень часто назывались по особенностям местности или географическим приметам, по названиям рек. Например, в окрестностях Вербилок много таких названий: деревня Глинки, вблизи которой в первые годы Советской власти даже был построен кирпичный завод, имевший республиканское значение, деревня Горы (теперь Гора) на Клинско-Дмитровской гряде, село Гари, возникшее на погорелом месте, деревня Устье в устье реки Яхромы, деревня Надмотье в районе заболоченной якотской поймы, Заболотье на реликтовом озере, по которому проходит русло Дубны, деревня Вотря в устье речки Вотри, впадающей в Дубну, древний город Дубна, следы которого недавно были найдены в устье реки Дубны. В окрестностях Вербилок всегда было много вербы. Она в изобилии росла не только по берегам Якоти, но и во дворах домов, где место было низким.

Когда проводилась работа по написанию книги “Вербилки”. История фарфорового завода Ф.Я. Гарднера”, вышедшей в 2005 году, было найдено много новых документов, раскрывающих догарднеровскую историю Вербилок. В связи с этим появилась ещё одна версия смысла названия Вербилок, которая тоже имеет право на существование. А может, она наиболее верная? Возникавшие в древности поселения были невелики. Поначалу в один, а со временем – в два-три двора. И в этом был свой резон. Крестьяне за право пользования землёй платили дань князю или другому господину. Люди, живущие в лесах, платят дань мёдом диких пчёл, дичью, шкурками зверей. Чем меньше было поселение, тем больший участок леса могли контролировать его жители, и тем вернее собирали нужное количество дани. Самим прокормиться было тоже легче, если поселение было небольшое.

Земледелие тогда было подсечным, трёхпольным. Чтобы посеять хлеб, надо было вырубить участок леса, а чтобы земля родила каждый год, ей надо было давать отдых. Поэтому у каждой семьи было три поля: одно засеивалось, другое – отдыхало. Чем больше ртов, тем больше надо было пахотной земли, тем дальше должен был крестьянин удаляться от дома и тем сложнее было охранять посевы. Покосов тоже надо было меньше одной семье для прокорма скотины. В Вербилках, когда сельцо покупал Ф. Гарднер, было три двора. Такие небольшие поселения в древности очень часто назывались по имени или прозвищу первопоселенца, человека, который основал это поселение: Федотово, Савино, Мартыново, Тимошкино, Никитино, Марьино и др. Такие названия с окончанием “о” являются краткими прилагательными, образованными от собственного имени и отвечают на вопрос “чьё?”. Когда возникали эти поселения, фамилий у простых людей не было. Кроме имён были ещё прозвища, которые тоже служили основанием для названий. Прозвище “Окул” — (хитрец, плут) дало название селу и деревне “Окулово”. Селений с таким названием особенно много. От прозвища Мора произошло название деревни Морева Запрудная, что означает Морева деревня, находящаяся за прудом. Со временем многие старые имена утратились, перестали употребляться.

В древние времена наши земли населяли угоро—финские племена. Потом пришли славяне. Угоры перемешались с ними, потеряли свою культуру, так как славяне оказались сильнее. Вполне возможно, что было имя или прозвище Вербол, потому что “о” на конце слова даёт возможность задать вопрос: “Чьё сельцо?” — Верболово.

Но точно ответить на этот вопрос могут только специалисты, которые занимаются этимологией слов.

Ю.КРАВЦОВА, п.Вербилки

Фото из галереи «Старые фото Вербилок», автор – Пётр Евгеньевич Феоктистов


«Талдомские хроники»

04.02.2014