Живописные полотна мастеров… Их судьба складывается неоднозначно. Многим уготованы лавры и признание при жизни их авторов, некоторые исчезают бесследно, иные путешествуют по реке времени, пока Его величество случай не возвращает их из небытия на обозрение потомков.
Совсем недавно на средства энтузиастов Фонда «Наследие» у частного лица был приобретен старый холст, сохранность которого оставляла желать лучшего. На потершемся живописном полотне с утратами грунта просматривался интересный сюжет: мальчик в рубашке-косоворотке и рабочем фартуке принимает пирожки от крестьянки-мамы. Вместе с холстом была приобретена и деревянная дощечка, на которой в декоративном картуше была выгравирована надпись: «Худ. И.М. Абаляев».
Сомнений в атрибуции почти не было: название картины «В люди», ее сюжет, стилистика, возраст полотна, обстоятельства происхождения холста – все это свидетельствовало о том, что работа принадлежала знаменитому скульптору и художнику Ивану Михайловичу Абаляеву. Последующая экспертиза только подтвердила выводы специалистов из Фонда «Наследие».
Картина была отреставрирована известным дубненским художником Сергеем Смирновым, для нее была изготовлена специальная рама. Возвращенный шедевр известного мастера предстал в совершенно новом свете, во всей своей многогранности передавая творческий замысел автора и колорит эпохи.
Можно сказать, что картина во многом автобиографична: свое детство и юность И.Абаляев провел, сидя «на липке», т.е. пройдя путь сапожного подмастерья. В ближайшее время «В люди» будет экспонироваться в рамках тематической выставки «От крепости до наукограда», которая будет проводиться Фондом «Наследие» в преддверии празднования Дня города.
Несколько слов об авторе возвращенной работы.
Представитель наивного направления в искусстве Иван Абаляев (1901-1941) родился, жил и работал в деревне Нутрома Кимрского района Тверской области. Деревня Нутрома (по некоторым источникам второй половины 19 века – Нутрово) располагается по правому берегу Волги недалеко от Дубны. В творчестве Иван Абаляев отдавал предпочтение скульптуре малых форм, его композиции очень точно изображают быт кимрских кустарей-сапожников начала прошлого века. Собственно, сам мастер был учеником сапожника и работал в сапожной артели, где занимался вырезанием деревянных колодок.
Постепенно профессиональные занятия дополнились художественными интересами, что естественно для человека с творческими наклонностями, каким был Иван Абаляев. Он нашел себя в резьбе по дереву, тем более что жизнь давала немало поводов для ее художественного осмысления. Сюжеты его порой сложных многофигурных композиций, с одной стороны, оказывались весьма прозаичны, особенно когда скульптурные картинки рассказывали о повальном пьянстве, царящем в среде сапожников. С другой – работы актуальны с точки зрения точной фиксации подробностей быта сапожников. Несмотря на известную долю дилетантизма, все скульптуры, созданные художником, отличаются оригинальным пластическим решением.
К сожалению, творческий путь Ивана Абаляева был недолог: он погиб в первые дни Великой Отечественной войны, в 1941 году. Иван Абаляев имеет мировую известность: его имя занесено во Всемирную энциклопедию наивного искусства, выпущенную в Югославии на нескольких языках.
Примечательно, что помимо славы мастера декоративно-прикладного искусства, Абаляев проявил себя как художник. В стиле примитивизма мастер оставил после себя несколько картин, часть из которых хранится в запасниках галерей и музеев Москвы, Твери, Кимр, в частных коллекциях. Известно, что персональные выставки Абаляева проходили в 1939 году в Калинине, в 1948 году в Кимрах.
Нет сомнений в том, что получившая свою «вторую жизнь» картина «В люди» имеет огромное краеведческое и искусствоведческое значение. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому все любители истории приглашаются на выставку «От крепости до наукограда», которая пройдет с 12 по 31 июля в Муниципальном выставочном зале, где смогут оценить возвращенный шедевр великого мастера.
01.07.2008