Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Воспоминания Нины Петровны Викторовой (1924-2006), почетного гражданина города Дубны, записаны в 1996 году.

Работа в исполкоме горсовета очень интересная, так как познаешь все участки его работы и надо помогать отделам исполкома, учитывая то, что в них было мало сотрудников и не было штатных единиц заведующих. Большинство отделов работали на общественных началах. Не было торгового отдела, комиссии по ценам, отдела здравоохранения, да и многих других. А комиссий было много: по прописке и купле домов, по распределению жилья (один человек работал – Г.В. Бычкова), по контролю за ценами и соблюдению правил торговли, комиссия по борьбе с пьянством и алкоголизмом и др.

За все годы работы в исполкоме всевозможных случаев в моей работе было много. Вот один из случаев: СЭС (санэпидстанция) закрыла фабрику-кухню на неопределенный срок. Проблема серьезная, так как там питались работники Дубненского машиностроительного завода. Надо ее вымыть всю, вымыть посуду, а людей мало. Мне об этом сообщили вечером перед закрытием. Поехала туда, чтоб помочь организовать работу к следующему дню. Все работники были вызваны, а завод, несмотря на обращение к директору, людей не дал. Но работа была выполнена, а то как бы смогли в обеденный перерыв обедать работники предприятия.

Все это обсуждалось потом на бюро горкома партии. Мне хотели объявить выговор. Я высказала свое мнение, в том числе и о позиции руководства завода, и, кажется, с плачем. Члены бюро меня поддержали. И такие случаи часто встречались.

Не было у нас отдела здравоохранения. И тоже происходили «случаи», которые приходилось устранять. Однажды летом детские дошкольные учреждения левобережной части охватила дизентерия. Привезли из п. Запрудня молоко, зараженное дизентерией. Что-то надо было делать. Вызвали меня. Больных доставляли на скорой помощи или родители приносили детей на руках. Они буквально падали. Даже заболевшая врач детсада Е.П. Пурнынь упала в коридоре.

Все туалетные принадлежности были выпачканы. Тогда пришла мне идея из пеленок делать трусы. На помощь пришел секретарь горкома партии Г.И. Крутенко. Были с «Радуги» приглашены «краснокрестовцы» (члены общества Красного креста). Они выстирали все белье, вымыли полы. В холодную комнату больницы из резерва гражданской обороны привезли рукомойники. На старые стулья сделали подвески, прибили рукомойники и залили водой. Ребятам это было удовольствие, умываться из них, так как дома умывались из водопровода.

Пришлось из дубненского Торга (директор Б.П. Плехов) взять холодильники и поставить в комнатки. Молодые люди из Красного Креста на каждой «ночной вазе» написали номера койки. Кормление было организовано антидизинтирийное. Лида Цыкунова (главврач) не выходила из больницы. В общем, была проведена большая работа. Потом приезжал завотделом Мособлисполкома, и нас похвалили. На завтра меня с отчетом на областном совещании о борьбе с эпидемией на сцену не вызывали. Сказали, что в Дубне все хорошо оборудовали.

С начальником ОВД Халиловым часто объезжали город по ночам. Особенно часто бывали в в/ч в Александровке. Там у забора собирались девчата на свиданье, а солдаты перелезали через забор. Некоторые ребята так нашли подруг и остались жить в городе.

Отдела по коммунальным вопросам не было. Был только один инспектор А.И. Афанасьев, на котором лежали все вопросы коммунального хозяйства. Он в частном секторе и устанавливал колодцы, и организовывал прорыв канав, следил за кладбищами и хоронил бездомных. Организовывал, как мог, укладку и ремонт дорог в Ратмино, Александровку, Казлаки, Юркино, чтобы можно было туда проехать или пройти. Все было очень трудно, сложно, но мы старались, чтоб город выглядел лучше. Неоднократно получали грамоты за его благоустройство.

Я возглавляла комиссию исполкома по благоустройству. И мы решили провести пленум ГК КПСС без доклада. Для этого клуб кинолюбителей ДМЗ по моей просьбе заснял все «злачные» места в городе. Собрали всех ответственных с предприятий и показали пленку с моими комментариями. Произвело это ошеломляющее впечатление. Каждого руководителя вызвали на сцену с объяснением. Секретарь ГК КПСС сделал свои «выводы», и потом положение поправилось.

В то же время неплохо работали в школах кружки по благоустройству, которые возглавляли учителя биологии. Молодцы были ребята. Они следили за порядком на дорогах, за зелеными насаждениями. Город стал преображаться. В то время не было такого безобразия, как в новое время. Мраморные плитки на набережной отдирают, видимо, на свои огороды или на могилы. Смотровые площадки на Волге были хорошо оборудованы, а сейчас плиты оторваны и многие валяются, так как в хозяйстве непригодны.

Запомнилось, что особенно мучила зима домоуправление №1 на Большой Волге. Оно было исполкомовским. Дома построили, а котельную как требуется не сделали. Топилась она тогда торфом. Её, что называется, «трясло». Всю зиму мне пришлось там дежурить. Меня туда вызывали ночью, и я до утра с полупьяными кочегарами «воевала». Уезжала утром и боялась, а вдруг кто из них помрет после выпивки да за котлами.

В домах стоял холод. Жители, женщины, видя меня, уж не выходили из комнат. Однажды, когда из-за аварии вода перестала поступать в баки котельной, приехали туда секретарь горкома партии Ю.С. Кузнецов, зампредседателя исполкома Н.Г. Беличенко и я. Они начали женщин убеждать, что надо делать, когда холодно. Возмущенные женщины взяли их в «оборот». Обстановка накалялась. Я просила их сесть в машину и не высовываться. Потом поговорила с женщинами, немного их успокоила. Вызвали пожарную машину с левого берега. Спасибо им. Они привезли воду, залили баки водой. Котельная начала работать. А наутро была вырыта огромная канава, и часть труб было заменено. Помогала автобаза №5, которая зачастую давала ночью мазут.

Трудное было время. В торговле продуктов не хватало, особенно круп, которые выдавались по специальным талонам. Но некоторые жители набирали много, в результате крупы покрывались плесенью и их потом находили в кустах. Рис, пшено и др. Нам приходилось устраивать совещания по использованию картофеля в разных видах. Особенно мы это делали с работниками детских учреждений.

По-чудному построили рынок в левобережье. Из помещения выход был на улицу, а двор закрыт от помещения, поэтому ходили через ворота с улицы. Очень неудобно для всех. Пришлось вмешаться. Как-то на рынке в воскресный день я повстречала двух командиров воинских частей. И в их числе был там и С.И. Бескровный, командир полка. Разговорились, и они мне решили помочь. На другой день прислали солдат и оборудование, прорубили дверь и установили вход из помещения прямо на рынок.

В то время были приняты законы о борьбе с пьянством и вреде алкоголя, и мы проводили заседания специальной комиссии, которую я возглавляла. Нами по этому поводу на неё вызывались директора предприятий, школ и воспитатели, приглашали родителей. Серьезное было уделено на этот счет внимание и правовой пропаганде. В школах проводились специальные занятия.

Ежемесячно приходилось проводить комиссию по прописке и распределению жилья. Вручали на ней ордера на вселение в квартиры. Но потом для их вручения мы стали собирать специальные собрания. Это были очень интересные мероприятия. На них приходили все члены семьи. Жена, муж, дети, получив ордера, выслушав поздравления от власти, прослушивали и выступления строителей, и начальника ЖКО, и представителя пожарной части. Каждые рассказывали, что можно бросать в мусоропровод, а что нельзя (а то некоторые жители бросали валенки и даже впихивали швейные машины (по частям), о том, что нельзя сушить волосы у газовой плиты, куда складывать ненужный мусор и другие вопросы. Это также помогло ЖКО следить за домами.

Помнится, очень интересные были собрания на агитплощадках. Тогда на многих улицах города были установлены скамейки, чтобы люди могли хорошо сидеть, послушать лекцию или беседу и даже посмотреть кино и концерты самодеятельности. Очень поучительно проходили здесь собрания. Задавалось много вопросов и по благоустройству и по торговле и др. Руководители города и предприятий выходили на разговор с людьми по различным бытовым вопросам жизни города. Я чаще была на агитплощадках в левобережье. Мы рассказывали о жизни города, бытовых вопросах, по торговле и т.д.

Были такие же собрания на предприятиях. Осталось в памяти одно из них, в МКБ «Радуга». Народу собралось полный зал. Собрание шло долго. В то время плохо было на левом берегу с питьевой водой. Никак не могли пустить воду на верхние этажи, то там потечет вода, то еще что-либо случится. Много строители во главе с начальником строительного участка №4 С.Д. Площиком сделали, но водозабор в эксплуатацию не сдавали. Что на это ответить? Конечно, трудно. Я вышла, объяснила ситуацию и в заключение сказала, что ошибки мы видим, но и вы на «Радуге» не без греха, ведь без конца посылаете на ДМЗ всякие недоделки по изделиям. Так что у всех свои проблемы. Многие захлопали. Ситуация разрядилась. И на этом собрание закончилось.

С людьми надо говорить открыто и откровенною. С водой же мы положение поправили.

Подготовил краевед, историк Николай Прислонов

14.02.2022