Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Канал имени Москвы — одно из главных сооружений времен сталинской реконструкции, соединившее Волгу с Москвой-рекой. Ожидалось, что это усилит роль Москвы как торгово-промышленного центра.

У одного из шлюзов на канале Москва — Волга. Фото Б. Игнатовича. 1930-е годы. Главархив Москвы

Идея построить канал появилась еще в XVIII веке, но технические возможности не позволяли это сделать вплоть до 1930-х годов. До 1947-го канал носил название Москва — Волга, а затем его переименовали в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы.

Строительство канала Москва — Волга. Оформление строительной площадки. Фото Б. Игнатовича. 1935 год. Главархив Москвы

К 1930-м годам население столицы увеличилось, тогда остро встал вопрос о снабжении города питьевой водой. Также для начавшейся индустриализации и реконструкции Москвы нужно было увеличить объем перевозок водным путем грузов, строительных и других материалов. Главная же водная артерия — Москва-река — не могла в достаточной мере обеспечить потребности стремительно растущего города.

В 1931 году разработали план, в соответствии с которым нужно было начать использовать для водоснабжения Москвы ресурсы Волги. Вскоре началось и строительство канала.

История вопроса

Трудности возникли уже в самом начале. Одной из основных проблем стала нехватка кадров. Причин этому было несколько: не было мест для приема пищи, гигиены и отдыха строителей, случались и частые простои в работе. Кроме того, для строительства недоставало материалов, а выделенные изначально фонды были сильно урезаны. Например, из отведенных первоначально 53 тысяч кубических метров леса выделили только около одной пятой этого объема — всего 10 тысяч. Были и сложности с поставками — например, почти через месяц после начала строительства не было ни одной поставки стекла. Все это грозило срывом сроков строительства, которые и так были ограничены.

У одного из шлюзов на канале Москва — Волга. Фото Б. Игнатовича. 1930-е годы. Главархив Москвы

Чтобы этого не допустить, Моссовет 11 июля 1932 года принял постановление, где ответственным организациям поручалось снабдить строителей канала Москва — Волга необходимыми материалами, оборудованием и обеспечить финансирование для создания требуемых условий труда. Также было приказано привлечь к строительству достаточное количество кадров — и специалистов, и рабочих.

В результате к строительству привлекли около 100 тысяч рабочих, благодаря которым удалось реализовать один из крупнейших проектов в истории Москвы.

Здание у одного из шлюзов на канале Москва — Волга. Фото Б. Игнатовича. 1930-е годы. Главархив Москвы

Проведенные работы впечатляли и масштабом, и объемом, и сложностью: их фронт составил 130 километров, на котором провели 53 миллиона кубических метров земляных работ. Была достигнута и главная цель — увеличение водопотребления москвичей, которое выросло до 600 литров в сутки из расчета на одного жителя, а это почти в пять раз больше минимального гарантированного расхода — 117 литров в сутки.

Кроме того, канал превратил Москву-реку в главную судоходную артерию столицы. Габариты канала и размеры камер шлюза позволили проходить его всем типам судов любых размеров.

Плотина на канале Москва — Волга. Фото Б. Игнатовича. 1930-е годы. Главархив Москвы

15.03.2023