Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим…

За долгие годы, прошедшие после окончания Великой Отечественной войны, мы привыкли к этим словам, порой даже не задумываясь, что за ними стоит. Сухие госпитальные сводки 1941 года позволяют понять цену нашей победы всего лишь на одном маленьком участке фронта, рядом с нашей красавицей Дубной.

5 декабря отмечается День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. В районах, прилегающих к современной Дубне, наши войска начали атаковать немцев 6 декабря 1941 года с рубежей, отстоящих от города на расстоянии 25-30 километров.

Буквально накануне контрнаступления, на Большую Волгу из Нового Села (расположено на берегу Волги северо-восточнее Кимр) передислоцировался 101-й полевой подвижной госпиталь под командованием военврача 2-го ранга Ивана Львовича Берсенева. И сразу госпиталь захлестнул поток раненых.

Постепенно фронт продвигался на запад, и 12 декабря 1941 года 101-й госпиталь получил приказ перейти в Конаково. Его место на Большой Волге занял 106-й полевой подвижной госпиталь под командованием Натана Самсоновича Лундина.

Уникальные документы получены из Центрального архива МО РФ (филиал военно-медицинских документов г. Санкт-Петербург). В течение шести дней персонал госпиталя в количестве немногим более 100 человек принимал ежедневно более 1000 раненых. Чтобы справиться с таким огромным потоком на помощь медикам пришли комсомолки, женщины и дети Большой Волги…

Один из документов 101-го госпиталя из фондов Военно-медицинского архива Санкт-Петербурга сохранил следующие строки о тех днях:

«За декабрь месяц через ППГ прошло огромное количество раненых, в среднем до 300 человек в день. Были дни с 6 по 13 декабря, когда ежедневно проходило до 1000 раненых. Этот поток раненых в массе своей проходил не обработанным на предыдущих этапах и плохо или совсем недокументированных. Значительная часть раненых поступала непосредственно из частей без карточек передового района, с записками на клочках бумаги или совершенно без документов. Значительное количество раненых поступало из МСБ 15-45-449-71 в тяжелом нетранспортабельном состоянии и умирали тот час уже по поступлении или доставлялись трупами (за месяц поступило 7 трупов).

Много тяжелораненых поступало с предстоящих этапов из МСБ и из частей не оперированными даже при ранениях брюшной полости на 2 и 3 сутки с выраженными явлениями перитонита и конечно умирали, чем и объясняется большой % смертности при ранениях живота.

Противогангренной сыворотки в достаточном количестве не было и поэтому введение ее ограничивалось только в случаях выраженной гангрены. Подавляющее большинство раненых поступало без профилактического введения противостолбнячной сыворотки».

По приблизительным подсчетам через госпитали, находившиеся на территории современной Дубны, только за декабрь 1941 года прошло примерно 10 тысяч раненых бойцов и командиров Красной Армии. ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ…

По информации Музея истории крылатых ракет в Дубне

6.12.2024