Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В пятницу, 26 июля, в Кимрах отметили 15-летие со Дня обретения городом своих покровителей – новомученников Кимрских Феодора Колерова, Анания Бойкова и Михаила Болдакова.

В Спасо-Преображенском соборе состоялись церковные торжества. Праздничную Божественную литургию и всенощное бдение (накануне) возглавил митрополит Тверской и Кашинский Виктор в сослужении благочинного Кимрского округа протоиерея Евгения Морковина, председателя Миссионерского отдела Тверской епархии иерея Михаила Рогозина, духовенства благочиния. Затем совершен крестный ход к часовне, построенной возле храма Вознесения Господня и освященной в честь кимрских святых. После чего все присутствовавшие приложились к иконе, на которой изображены священномученик Феодор Колеров и мученики Ананий и Михаил. В этом году исполняется 84 года со дня их кончины.

МОЛОДОЙ НАСТОЯТЕЛЬ

Священномученик Феодор Ксенофонтович Колеров родился в 1882 году в селе Семеновском Тверской губернии в семье священника. Окончил Тверскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника села Ключевого Тверской губернии.

В 1912 году его назначили настоятелем Преображенского храма в Кимрах, который был только что отстроен. Храм был рассчитан на 1000 верующих, росписи в нем выполнил знаменитый художник Васнецов. Отец Феодор, несмотря на свою молодость (на момент назначения настоятелем ему было всего 30 лет), быстро стал пользоваться авторитетом у прихожан.

Отец Феодор был ценителем духовного пения, приглашал в Преображенскую церковь известных певцов. У него в храме они исполняли духовные песнопения, эти концерты имели не только просветительское значение, но и благотворительное. В Москве был голод, многие известные артисты были лишены всяких средств к существованию. После духовных концертов и пения на службах прихожане приносили им продукты.

Когда началась Первая мировая война, отец Феодор и его жена Анна Михайловна возглавили в городе общество помощи фронту. В своем доме они организовали мастерскую, где шили для армии одежду, и отправляли на фронт посылки

В 1919 году он, как заложник, был арестован, заключен в тюрьму города Твери. Его обвинили в том, что он «организовал духовный концерт без всяких разрешений на то советских органов». Вскоре он был освобожден, но у семьи конфисковали часть имущества, затем наложили огромную контрибуцию в размере 5000 рублей золотом.

ЗАКРЫТИЕ ХРАМА

В 1929 году власти прислали постановление о закрытии храма. На последней службе храм был полон молящимися. После службы отец Феодор зачитал распоряжение властей о закрытии храма. Он призвал верующих выполнить его. Решение властей закрыть храм потрясло прихожан, и они не пожелали подчиниться. На следующий день, когда пришла комиссия описывать церковное имущество, ее встретила толпа и не допустила в церковь. Прихожане установили дежурство около храма. Иногда собиралось до трехсот человек.

Отец Феодор не раз выходил к народу и просил отдать храм, иначе пострадают невинные. Только через три дня люди начали расходиться. А отец Феодор, староста храма и некоторые активные прихожане были арестованы.

Обвиняемых увезли в Тверскую тюрьму. Всего по этому делу было привлечено двадцать человек. Власти решили устроить открытый показательный суд. Однако никого из родственников на него не допустили.

«МЫ СУДИМ НАШЕГО КЛАССОВОГО ВРАГА»

…В октябре 1929 года, после нескольких месяцев томительного ожидания, в Кимрах, в помещении бывшего женского монастыря состоялся показательный судебный процесс над «преображенскими церковниками».

Поскольку делу придавалось большое политическое значение, на процесс были приглашены корреспонденты центральных и московских газет. Он был объявлен открытым, но власти заготовили пригласительные билеты, по которым пропускали в зал суда; распространение билетов строго контролировалось, так что никто из родственников подсудимых не был допущен на судебные заседания.

На пятый день суда прокурор Глазков выступил с речью, в которой сказал следующее: «Мы судим не группу верующих, которая якобы была против передачи здания церкви для культурных надобностей и поэтому оказала сопротивление. Мы судим нашего классового врага, сделавшего вылазку против наступающего пролетариата»…

28 октября в газете под жирной шапкой, озаглавленной «Приговор по делу Преображенских церковников», был напечатан приговор суда: «Вчера в 7 часов вечера суд вынес приговор по делу контрреволюционного выступления Преображенских церковников… Главные организаторы и руководители выступления поп Колеров, кулак Болдаков, член церковного совета А.Бойков приговорены к высшей мере социальной защиты с конфискацией всего имущества…».

В качестве вины отцу Феодору было инкриминировано проведение прощального богослужения 19 мая, где он обратился к верующим со словами сожаления по поводу решения властей закрыть храм и желания отстоять его. Также, по мнению судей, священник был виноват в том, что во время этого богослужения надел одежду, предназначавшуюся для проведения больших праздников, и распорядился сделать в храме полное освещение.

29 ноября в утренних газетах было опубликовано, что священник Феодор Колеров, староста Ананий Бойков и мирянин Михаил Болдаков расстреляны. Однако отец Феодор был еще жив, и вечером этого дня ему дали свидание с женой и сыном. По окончании свидания стражники отвели отца Феодора обратно в камеру. Тогда священник взял фотографию жены и на обороте ее написал имена детей. И подписал: «До свидания общего».

Отпевание отца Феодора и убиенных с ним Анания Бойкова и Михаила Болдакова состоялось в соборе города Кимры при большом стечении верующих.

Телеканалом «Российские университеты» был снят документальный фильм о протоиерее Колерове с участием его сына Александра. Название фильма повторяет слова, написанные отцом Феодором в тюрьме на обороте фотографии жены – «До свидания общего».

ПАМЯТЬ

В 1997 году протоиерей Феодор Колеров, Ананий Бойков и Михаил Болдаков были прославлены как местночтимые святые Тверской епархии. Напротив Преображенского собора в Кимрах, на том месте, где некогда стоял дом отца Феодора, был установлен поклонный крест. А в 2000 году юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил их к лику новомучеников и исповедников российских.

Подготовила Яна КРУТИКОВА, фото автора

Газета «Кимры Сегодня»

30.07.2013