Дмитров, небольшой, уютный и вполне современный город в 70 км к северу от Москвы, когда-то был укрепленным пунктом, основанным Юрием Долгоруким на берегу реки Яхромы. Теперь его кварталы протянулись вдоль знаменитого Канала имени Москвы, наполнившего столицу питьевой водой и ставшего одной из важнейших транспортных артерий региона. Дмитров официально упоминается в летописях с 1154 г., и поэтому его порой называют младшим братом Москвы, в судьбе которой он сыграл не последнюю роль.
Дмитров в честь Всеволода
«Долгорукий» князь двигался с семьей и дружиной, собирая с подвластных ему земель дань – полюдье. Происходило это на Руси осенью, после уборки урожая. Здесь, в одном из поселений на низменном, заболоченном берегу Яхромы, отряд остановился: княгиня рожала. Сына, появившегося в день празднования памяти святого Дмитрия Солунского, князь окрестил, понятно, Дмитрием. Истории он, впоследствии сумевший ненадолго объединить Русь, известен более по своему славянскому имени Всеволод, и прозван за многодетность Всеволодом Большое Гнездо. А основанный на месте поселка, существовавшего, как доказали археологи, еще в Х веке, город был назван Дмитровым.
Построенный в низине Дмитровский кремль представлял собой мощные, с деревянным каркасом, заполненным камнями, внутри, земляные валы, протяженностью около километра, и достигшие со временем высоты 18-20 метров. По ним протянулись рубленые дубовые стены с 10 башнями-стрельницами и двумя проездными воротами – Никольскими и Пятницкими. Чтобы добраться до стен, врагам предстояло преодолеть глубокий и широкий, до 30 метров, ров, заполненный водой.
Ставя Дмитров северо-западным форпостом своих земель, Юрий Долгорукий выбрал для него удачное место. С западной стороны текла Яхрома, и крепость преграждала путь врагам, наступающим водным путем. С севера город окружали леса и непроходимые болота.
Жители края занимались охотой, рыбной ловлей, земледелием, разведением скота на заливных лугах. Продукция Дмитровского молочного завода и сейчас хорошо известна в России. Славились мастерством в гончарном ремесле, изготовлении разной утвари из дерева, растили лен, пряли и ткали холсты. Позднее здесь возникли камушный (бусы, пуговицы), галунно-ткацкий промысел. Яхрома впадала в реку Сестру, та – в Дубну, а последняя – в Волгу, и городу уже его расположение определяло стать устойчиво развивающимся торговым центром.
Дмитров разделил с Владимиро-Суздальской Русью все перипетии ее драматичной истории. Первым спалил Дмитров в 1181 г. черниговский князь Святослав в отместку Всеволоду Большое Гнездо. Потом жгли город Батый (1238), Тудан (Дюденева рать, 1293), воевавший с Москвой тверской князь со своими литовскими союзниками (1373), Тохтамыш (1382) и Едигей (1408). Последний раз жестоко разорили Дмитров в 1610 г. поляки Сапеги, а вместе с ним – множество сел и деревень, оставив после себя выжженную землю. После этого рубленый Дмитровский кремль не восстанавливали. К 850-летию города, в 2004 г., по проекту И. Ю. Коровина были воссозданы Никольские ворота – но и они по злой иронии судьбы дважды сгорали и отстраивались снова.
Четыре короны на гербе
При дроблении владимиро-суздальского владения Дмитров отошел Переславлю, а затем стал центром Галицко-Дмитровского княжества. Здесь имеется в виду Галич, ныне – город в Костромской области, тогда его еще называли Галич-Мерьский, поскольку вокруг проживали постепенно ассимилировавшиеся славянами меря, представители одного из угро-финских народов.
Дмитровский съезд русских князей, о чем напоминают четыре короны на гербе города, состоялся на рубеже 1300-1301 г. В большинстве источников говорится о собравшихся здесь четырех князьях – Великом князе Владимирском Андрее Александровиче (Андрей Городецкий), Михаиле Ярославовиче Тверском (будущий святой Михаил Тверской), московском Данииле, младшем сыне Александра Невского и Иване Дмитриевиче Переславском, внуке этого прославленного полководца. Однако поводом для съезда стал разгорающийся конфликт вокруг Переславского княжества и попытка ростовского князя Константина вернуть в свою казну села, перешедшие с приданым овдовевшему только что Ивану Переславскому, женатому на племяннице Константина. Переславичи сел не отдавали, а попытку отнять их силой отбили. Поэтому присутствия на съезде князя Константина не могло не быть. Принимал высоких гостей дмитровский удельный князь Василий Константинович. Из уважения к родству и возрасту пригласили и владетелей уделов поменьше, но решали, конечно, не они.
Детей у князя Ивана не было, здоровьем он не отличался, и хищные взгляды на его владения, родовое гнездо семьи Александра Невского, уже давно бросали граничищие с ним землями князья Твери, Ростова и Владимира. Ивана на съезде поддержал Даниил Московский, с переславским князем много лет друживший. Константин получил обратно из приданого покойной княгини пару сел и на время тем успокоился, с Михаилом Тверским, также спорящим о порубежье, до конца договориться не удалось, а Великий князь Андрей, озабоченный проблемами на севере Руси – шведы опять вторглись в новгородские владения – благоразумно решил подождать кончины слабого здоровьем племянника. По закону имущество «выморочного» (не оставившего наследника) князя отходило в казну Великого княжения. И тогда обеспокоенный судьбой отчего и дедова дома Иван решил завещать княжество Москве. Вскоре Иван Дмитриевич умрет, а за ним и Даниил, и вооруженное противостояние вспыхнет вновь. Но Переславль москвичи отстояли, и с этого, да с отвоеванием у Рязани Коломны началось возвышение Москвы.
В 1364 г. Дмитров отошел к Москве, но вскоре, по завещанию Дмитрия Донского, стал уделом его сына Петра. Предполагается, что первый каменный Успенский собор строил именно этот князь. Еще княжил в городе брат Василия III Юрий Иванович. Он немало сделал для Дмитрова, но конец его был печальным: после смерти Великого князя Василия по приказу Елены Глинской схвачен, брошен в темницу, где и умер от голода. Дмитровское княжество и другие владения Юрия Ивановича вернулись в московскую казну, но не навсегда. Завершением грустной повести об удельном статусе Дмитрова стало трехлетнее правление в нем двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Андреевича, получившего этот край в обмен на Старицу (1566–1569). По очередному навету царь Владимира Старицкого велел схватить и на сей раз казнил, а Дмитров вернул себе.
Успенский кафедральный собор
Тем величественным собором, что возвышается сегодня в центре Дмитровского кремля, мы обязаны воле князя Юрия Ивановича, распорядившегося воздвигнуть его на месте прежнего, уже обветшавшего. Точной датой окончания строительства историки не располагают, но определено, что он мог быть построен в 1512 или 1533 гг., что совпадает с годами правления удельного Дмитровского князя. Архитекторами называют итальянского зодчего Алевиза Нового, автора Архангельского собора Московского Кремля, или русского мастера Григория Борисова, известного храмоздателя Ростовского Борисоглебского монастыря. Итальянское влияние в архитектуре собора прослеживается в граненой форме апсид, филенках на стенах, рустовке, тройном делении антаблемента и окнах-люкарнах в закомарах и узких стрельчатых оконных проемах стен.
В целом пятиглавый крестово-купольный четырехстолпный храм на высоком подклете, окруженный двухъярусной галереей отвечает традициям, сложившимся в русском зодчестве начала XVI в. Стены и поверхность световых барабанов украшают росписи с изображениями православных святых и евангельских сюжетов. Первоначально барабаны были сложены из камня, позднее их перестроили в дереве, для облегчения конструкции.
Уникальной особенностью собора стали три изразцовых панно в виде больших киотов, установленные в середине XVI в. на внешних сторонах стен: на северной и южной это композиция «Распятие Христа с предстоящими» и круглое, трехметровое в диаметре «Чудо Георгия о змие» – также на южной, но ниже, скрытое галереей, в которой здесь расположен придел Сергия Радонежского. Велись споры о более позднем строительстве галереи, но пока сошлись на том, что она появилась одновременно с собором, а колокольня была пристроена позже и соединена с храмом крыльцом.
Ранее к собору примыкали звонницы. Классическая колокольня была возведена вместо них в 1796 г. крепостным зодчим Голицыных М. Я. Агафоновым и, примерно в то же время, произошла замена позакомарной кровли на четырехскатную, а каменных барабанов – на деревянные. Часы на колокольне появились в первой половине XIX века. Затем по проекту итальянского зодчего Л. Карлони на месте участка северной галереи построили придел с архитектурными элементами готики, и позже такой же выстроил архитектор Д. Ф. Борисов с южной стороны. Общую композицию завершили сооружением по углам строения четырех вытянутых куполов на высоких деревянных барабанах. Их убрали при реставрации собора в 1960-х, при этом восстановив порушенные верхние ярусы колокольни, и вернули на место только в 2003 г
Среди элементов внутреннего убранства выделяются шестиярусный иконостас, включающий иконы более древние, чем существующие стены собора и роспись на евангельские и житийные сюжеты.
В 1932 г. собор отдали под размещение экспозиции Дмитровского музея, который с 1991 г. мирно соседствовал со священнослужителями, возобновившими службы в храме, а в 2002 г. получил новое здание, и теперь это один из лучших краеведческих и историко-художественных музеев страны.
В кремле и за его валами
К концу XIX в. внутри Дмитровского кремля сформировался ансамбль административных помещений, в который входили здания гимназии, полицейского участка, тюрьма и помещение стражи. Арестанты регулярно посещали воскресные службы в Успенском соборе, что не могло не беспокоить мирных прихожан. И в 1898 г. на средства Е. С. Ляминой, вдовы владельца Яхромской мануфактуры, московским архитектором С. К. Родионовым в традициях русского зодчества XVI в. был построен шатровый храм св. Елизаветы, имеющий скромное убранство, решетки на окнах и помещения для конвоя на хорах. По другим источникам, храм был перестроен Родионовым в 1914 г. из здания женской прогимназии.. Кокошники, окошки-слухи в шатре и «разорванные» наличники окон сочетаются в архитектуре храма с классическим портиком, поддерживаемым колоннами ионического ордера.
В результате закрытия в 1925 г. храма, в помещении которого устроили склад, погибли иконостас и фрески на стенах. В 1998 Елизаветинскую церковь вернули верующим, и теперь она используется как крестильня при Успенском соборе.
Другая шатровая постройка расположена сразу за Никольскими воротами. Это часовня св. Александра Невского, воздвигнутая в 1868 г. в память о спасении императора Александра II от покушения, случившегося двумя годами ранее.
По другую сторону кремлевского вала к юбилею города появилась целая композиция небольших скульптур, или, как теперь говорят, арт-объектов. «Ансамбль скульптур дмитровчан разных сословий «Горожане» – гласит табличка. Надпись, правда, затерлась, как носик у кошки, трущейся о ноги девушки с корзинками. Огородница, учительница, странник, купец с купчихой, дворяне, причем последних упорно принимают за Пушкина с супругой.
На территории кремля, у стен собора установлены памятники создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию, а также новомученику Серафиму Звездинскому, Дмитровскому епископу, расстрелянному в 1937 г. в Ишимской тюрьме. А у самых земляных валов, с противоположной Никольским воротам стороны, гостей встречает монументальный Юрий Долгорукий в княжеской шапке и с мечом на поясе. И неподалеку – Вечный огонь и мемориальные плиты, посвященные защитникам страны и павшим в годы Великой Отечественной.
Борисоглебский монастырь на Большевистской улице
В трудах краеведов очень часто встречаются слова «предполагают», «предположительно», «по мнению части исследователей» и тому подобное. Действительно, седая история не сохранила нам имена создателей множества древних и средневековых шедевров, а рукописи, где о них, вероятно, и было сказано доброе слово, увы, горят в огне пожаров, терзавших не одну только Русскую землю. Вот и время основания Борисоглебского монастыря, второй после Успенского собора, архитектурно-исторической жемчужины Дмитрова, мы точно не знаем, хотя предполагают, что появился он рядом с городским кремлем по велению Юрия Долгорукого.
В источниках впервые обитель упоминается с 1472 г. – в завещании умершего бездетным удельного князя Юрия Васильевича, после чего его бережливый брат Иван III с братьями делиться не стал и Дмитров прибрал себе. Что послужило началом большого между ними раздора. Дмитров часто переходил в московскую казну при трагических, как видим, обстоятельствах.
Нынешний Борисоглебский собор монастыря возведен в 1530-х, однако и здесь бытует предположение, что это величественное здание построено несколько позже, по решению Ивана Грозного в память о своем уморенном в темнице голодом дяде, князе Юрии Ивановиче. Это четырехстолпный трехапсидный храм, некогда имевший две главы, но сохранилась одна. Вторая поднималась над приделом, к которому относится увеличенная южная апсида. Первоначально собор окружали деревянные галереи. По некоторым документам обитель, и, соответственно, собор, ранее именовались Вознесенскими, и при посвящении главного престола Борису и Глебу, первым русским православным святым, прежний престол перенесли в южную часть храма.
После польского разорения, когда в городе осталось в живых всего 127 человек, монастырь восстанавливался десять лет, а в 1672 г. еще и пострадал от пожара, после чего его постройки были перестроены в камне. Так появились Святые врата с Никольской церковью, настоятельские и братские кельи и ограда с четырьмя башнями. В середине XVII века к собору пристроили одноглавый Алексеевский придел с притвором; к притвору затем подвели паперть и соорудили над ним шатровую колокольню. Свой нынешний вид та получила уже в следующем столетии. Тогда же изменили на скатную конструкцию кровли, высоту барабана и форму главы, а вторую главу убрали. В 1840 г. в стену собора правее западного портала был вмурован найденный в кладке под аркой придела резной белокаменный крест. Перед реставрацией 1902 г. в соборе устроили отопление, а в ходе работ исторический облик кровле и главе храма вернули.
Щедро поддерживаемый дмитровскими и московскими князьями и царями, монастырь долгое время сохранял относительную самостоятельность, и в его собственность до секуляризации входили мельница, конюшня и слобода из 14 дворов. В 1918-м для обители начались серьезные испытания. Сперва братию перевели в Николо-Пешношский монастырь, а в опустевшие кельи заселились монахини, эвакуированные с западной Украины, к которым вскоре добавились их сестры по несчастью с Рязанщины. В 1926 г. монастырь закрыли, и до 1932 г. здесь располагался краеведческий музей, в создании которого участвовал в том числе князь-анархист, и видный при этом ученый П. А. Кропоткин, проведший в Дмитрове последние три года жизни.
А дальше, несмотря на протесты сотрудников, приложивших немало усилий для сохранения и этого памятника русской истории и архитектуры, помещения монастыря заняли чекисты, руководящие строительством канала Москва – Волга. Несогласных сотрудников музея арестовали. В 1933-м в обители разместилось управление Дмитлага, и отсюда пошло гулять по стране зловещее сокращение «зк» — заключенный каналоармеец. Крест замазали раствором, лики святых стесали. Улицы вокруг монастыря получили новые имена – Инженерная, Комсомольская, Пионерская, Шлюзовая, а из Святых ворот попадали на Большевистскую, как, впрочем, и сейчас. В образовавшемся таким образом микрорайоне жили вольнонаемные строители Канала и руководство – на иных домах сейчас установлены памятные доски с именами видных ученых и инженеров – участников стройки. Позже территория монастыря использовалась для размещения воинской части, различных организаций и под жилье. В 1993 г. в обители возродилась монашеская жизнь. Часть разрушенных зданий, в том числе часовня Святого Духа, выстроены заново. Борисоглебский крест, извлеченный из стены в 1982 г., был перенесен в Дмитровский музей.
Канал
Россия – страна множества полноводных рек, русла которых вместе с наземными путями-дорогами связывали города и села большой страны. Еще в допетровские времена люди задумывались о том, чтобы соединить торговую Москву-реку с Волгой и пустить купеческие караваны в столицу без посредства древних волоков, не только затратных и морально устаревших, но и ограничивающих размеры и загрузку речных судов.
Царь-реформатор запомнился Дмитрову не только своими указами о переселении «первостатейных» купеческих семей в Петербург, высылке рабочих для строительства Кронштадта и изъятием для северной столицы садовых деревьев. Незадолго до начала Северной войны Петр совершил плавание по Дубне, Сестре и Яхроме «ради изучения судовых ходов из Волги в Москву-реку». Позже, в 1722 г. царь приказал инженеру В. Генингу изыскать возможность прокладки водного пути, соединяющего Моску-реку с рекой Сестрой у Рогачевской пристани (Сестра – приток Дубны, впадающей в Волгу). Необходимые расчеты исполнили, но дорогостоящее строительство отложили на неопределенное время.
К этой теме вернулись при Николае I: за 19 лет был прорыт Екатерининский канал, соединивший Сестру с Истрой, притоком Москвы-реки. Название не случайно – идея его сооружения многими приписывалась великой императрице. На строительстве трудились пехотная дивизия и три тысячи крепостных, соорудили три шлюза, плотину, кроме того, спрямили русла этих рек и поставили на нах свыше 30 каменных и деревянных шлюзов. Однако вскоре вступила в строй железная дорога Москва – Санкт-Петербург, и о наполовину построенном канале опять забыли. Судоходство на 8,5-километровом канале прекратили, материал, из которого строили шлюзы, распродали за бесценок, и мало кто помнит, что немалое по размерам водохранилище, возникшее на месте древнего, ледникового происхождения, озера Сенеж, своим появлением обязано этой стройке XIX века.
Москва-река между тем мелела. Существующие в начале ХХ в. водохранилища и водопроводы уже не могли полностью обеспечить питьевой водой трехмиллионный город. Не хватало и технической воды – а Москва и до Советской власти была крупным промышленным центром и железнодорожным узлом. Это при том, что вся водопроводная сеть подавала в столицу 15 млн ведер воды в сутки; действовали Ходынский, Преображенский, Андреевский, Артезианский, Ростокинский, Мытищинский и Рублевский водопроводы.
В 1931 г. на пленуме ЦК ВКП(б) объявили: «…ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом СССР и Наркомводом СССР приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 начать строительные работы». Постановление Совнаркома «О строительстве канала Москва – Волга в целях обеспечения судоходства между реками Москва и Волга, водоснабжения г. Москвы и санитарного обводнения рек Москвы и ее притоков» вышло 1 июня 1932 г.
Обратимся к данным, которые приводит «Энциклопедия речного транспорта», уникальное издание, выпускаемое работающими в институте «Гипроречтранс» ветеранами и специалистами отрасли.
Проектные работы вели специалисты организованного в 1930-м при Моссовете «Москаналстроя», среди которых известные ученые и инженеры В. Д. Журин (руководитель проекта), С. Я. Жук, главный инженер проекта, А. И. Фидман (профессор МИИТа, главный инженер, гидротехнические сооружения), И. С. Семенов (трассировка каналов), Г. С. Михальченко (земляные плотины), Н. В. Васильев (шлюзы), А. И. Баумгольц (гидромеханизмы и насосы) и другие. Строительство было завершено за 4 года 8 месяцев (15 июля 1937 г.) без привлечения иностранных специалистов и зарубежной техники.
Это грандиозное сооружение, превосходящее своими характеристиками Суэцкий и другие известные каналы мира, включает в себя 240 различных гидротехнических сооружений – 11 высоконапорных судоходных шлюзов, пять насосных станций, восемь ГЭС, 108 км искусственных каналов, мощеных камнем и впоследствии бетонированных и комплексный Иваньковский гидроузел с водохранилишем, прозванным Московским морем. Кроме этого, на водораздельном бьефе Канала создана система из пяти водохранилищ, образованных разливом местных рек: Икшинское, Пестовское, Учинское (Пяловское), Клязьминское и Химкинское, а в Москве построен крупный Северный речной порт. Кстати, на водную гладь Икшинского водохранилища в июле 1972 г. совершил вынужденную посадку Ту-134, и никто не пострадал, но об этом у нас знают меньше, чем о мастерстве американских летчиков в аналогичной ситуации многими годами позже…
Общая длина Канала составила 128 км. Трасса преодолевает Клинско-Дмитровскую возвышенность, и воду в шлюзах поднимают насосами в общей сложности на 38 метров. Свыше двух млрд кубов волжской воды перекачиваются в Москву ежегодно. С открытием в 1959 г. Волго-Донского судоходного канала и завершением работ на Волго-Балте столица стала портом пяти морей. А само сооружение к 800-летию столицы переименовали в Канал имени Москвы.
О каналоармейцах напоминают памятные кресты, обелиски и кладбища по пути трассы. Сколько их лежит на дне Канала, не знает никто. Между тем, «зк» получали здесь зарплату и могли отсылать ее домой, за ударный труд премировались деньгами и сокращением сроков вплоть до досрочного освобождения. Некоторые после этого оставались на строительстве – вольнонаемными. Позже в ГУЛАГе эти либеральные вольности отменили.
И еще интересный факт: двое чекистов за грубое нарушение «сухого закона» были лично наркомом Ягодой изгнаны с Каналстроя, что, как ни странно, спасло им жизнь. Позднее были расстреляны и Ягода, и Ежов, и почти все НКВД-шное руководство Дмитлага и Управления строительства Канала. А двое наказанных продолжали работать на ударных стройках социализма и закончили свой трудовой путь с почетом и иконостасами орденов. Причем один из них стал Героем Социалистического труда.
Здесь войну повернули вспять
Канал стал естественной преградой на пути немецких войск, рвавшихся к Москве с севера поздней осенью 1941-го. От Рогачево к Дмитрову отступала 30-я армия Д. Д. Лелюшенко. Немцы, избегая контратак и скрытно от нее, прорубая просеки, и вышли к берегу южнее Дмитрова в районе д. Астрецово, утром 28 ноября превосходящими силами выбили роту наших бойцов, обороняющих Яхрому, из города и по мосту через Канал двинулись к селу Перемилово.
Это был единственный невзорванный мост в округе. Над ним буквально нависали холмы, протянувшиеся к Дмитрову грядой в два километра и прозванные в народе Перемиловскими высотами. Часовых на мосту сняли немецкие десантники, переодетые красноармейцами. Вперед двинулись танки, четырнадцать машин, под прикрытием двух пехотных рот. Путь им преградили бойцы 3-го батальона 29-й стрелковой бригады под командой заместителя командира батареи лейтенанта Г. И. Лермонтова. Бой продолжался три часа. На помощь артиллеристам, выпустившим по врагу за этот бой около 400 снарядов, по железной дороге, идущей вдоль Канала с восточной стороны, подошел бронепоезд №37 НКВД. Продвижение врага удалось задержать.
А в это время Сталин уже отдавал жесткий приказ командующему 1-й Ударной армией, защищающей Дмитров, В. И. Кузнецову, любой ценой вышвырнуть врага обратно за Канал. Кузнецов располагал в этот момент и в этом месте лишь 29-й бригадой, дивизионом «Катюш» с одним боекомплектом» и строительным батальоном. Всего в армии значилось семь бригад, укомплектованных, в основном, жителями Дмитровского и Загорского (Сергиев Посад) районов, в т.ч. старших возрастов, 11 батальонов лыжников, артиллерийский полк из 12 орудий 107-го калибра и два авиаполка легких бомбардировщиков. Не хватало автоматического оружия, противотанковых средств. Рубеж обороны армии был достаточно растянут. Понимая всю критичность ситуации, Кузнецов принял решение наступать.
Выбить противника за Канал первым же ударом не удалось, хотя южнее Перемилово лыжники опрокинули захватчиков и вышли к Каналу. За ночь подошло подкрепление, и рано утром 29 ноября советские бойцы ворвались в Перемилово. Немцы с потерями отступили за Канал. Мост пришлось взорвать, при этом из 13 саперов уцелел только один. Чтобы предотвратить движение противника по льду Канала, часть воды спустили в реку Яхрому, и лед начал ломаться, превращая трассу в непреодолимую преграду. Поймы ближних рек оказались полностью затоплены. Войска 1-й Ударной и 20-й армий продолжая атаковать южнее Яхромы, деблокировали ведущую тяжелые бои 133-ю стрелковую дивизию. А затем началось общее контрнаступление советских войск под Москвой, 8 декабря полностью освободили Яхрому, уже 10-го – весь Дмитровский район, которому за две недели частичной оккупации враг нанес огромный ущерб. Уходя, немцы разрушили две больницы, девять школ, клубы и библиотеки, угнали скот и домашнюю птицу, уничтожили почти 700 жилых домов. В брошенных немецких танках находили женские платья и шубы, сковородки, утюги, детские игрушки…
К 25-летию Победы на Перемиловских высотах был сооружен величественный монумент в виде идущего в бой бронзового солдата, взметнувшего над головой автомат. 13-метровая фигура поднимается над 15-метровым пъедесталом, оформленным барельефами с изображением идущих в бой воинов. «Здесь, на Перемиловской высоте, войну повернули вспять!» — начертано на гранитной плите с именами соединений и частей, принимавших бой под Дмитровым. С мемориальной площадки открывается вид на Канал, Яхрому и мост, по которому почти 80 лет назад шли немецкие танки. Теперь к подножию монумента приезжают молодожены, здесь собираются ветераны, а новобранцы дают присягу. Это Дмитров, город воинской славы.
Дмитровские святыни от старины до наших дней
Перемилово некогда принадлежало генералу С. С. Апраксину. От тех времен в селе сохранилась небольшая и очень красивая барочная церковь Вознесения, автором которой называют Франческо Кампорези. В 1941-м она стояла на линии фронта, и в ней продолжали молиться о даровании победы. Своей историей Перемилово насчитывает чуть ли не восемь столетий: в 1282 г. здесь встречались несколько удельных князей, пытаясь остановить раздоры – тогда на месте Вознесенской церкви высился деревянный храм Михаила Архангела.
И в самом Дмитрове, по обе стороны от разрезавшего город с севера на юг Канала, можно увидеть несколько храмов, построенных на излете эпохи российского барокко. Кстати, крепостной гений Яков Бухвостов, создатель шедевров нашего раннего барокко, нарышкинского, тоже из этих краев.
В Заречье, по ту сторону Канала, не так далеко от застывшего на постаменте Т-34, на средства местных купцов Ф. К. Макарова, А. И. и И. А. Толченовых, в 1763-1768 гг. построена Введенская церковь. Ее барочный основной объем, восьмерик на четверике с двумя рядами окон и люкарнами, прорезающими кровлю, трапезной соединен с высокой классической колокольней, возведенной в конце XVIII века и надстроенной четвертым ярусом в 1832 г. Причем интерьер и старинные росписи прекрасно сохранились.
В советское время храм не закрывали, но колокола сбросили. В 1941-м бои шли буквально в нескольких десятках метров отсюда, и 5 декабря в окно придела влетел немецкий артиллерийский снаряд, разрыв которого унес жизни 11 человек, прятавшихся в храме.
Другая храмовая постройка за пределами исторического ядра города – церковь Казанской иконы Божией Матери, расположенная совсем рядом с кремлем – в бывшем селе, а теперь на улице с тем же именем – Подлипичье. Храм в стиле барокко построен в 1753 г. на месте деревянного на средства, здешнего помещика П. Н. Хитрово, который уже в 1779 г. пристроил к ней новый придел, поставил часовню и заказал ограду. Барочная архитектура храма подчеркивается пятигранной формой апсиды и затейливыми очертаниями киотов с изображениями Богородицы и святых. На световую ротонду опирается купол, над которым поднимается высокий узкий барабан с золоченой главкой. Трехъярусная колокольня сочетается с храмом по стилю.
В судьбе храма в конце XIX столетия принимали активное участие дмитровские благотворители Лямины, благодаря им расширили один из двух приделов, Скорбященский, обновили другой, посвятив его памяти Усекновения главы Иоанна Крестителя и открыли богадельню. Примечательно, что храм не закрывался. Благодаря этому сохранилось его внутреннее убранство.
Высокая, трехэтажная Троице-Тихвинская церковь, духовно окормлявшая жителей Спасской слободы города, построена в конце XVIII века на месте прежней, деревянной. Это ярко-зеленое здание в традициях уходящего барокко и торжествующего классицизма, более всего напоминает гордый и строгий корабль о двух мачтах шпилях храма и колокольни. Первый этаж занимает зимняя Никольская церковь, второй – летняя, Троицкая, а Тихвинский придел, где хранится старинная икона Богоматери «Тихвинская», устроен на третьем этаже.
Этот храм закрывали в 1930-х. Долгое время в нем работала артель Всесоюзного общества слепых. В 1996 г. здание отремонтировали, а с 2009 г. в нем совершаются богослужения.
А одной из визитных карточек Дмитрова, наряду с кремлевскими храмами и бронзовым солдатом, безусловно, стала Сретенская церковь, ярко-красное здание которой радует глаз путешественников на одной из главных улиц города, Профессиональной. Ее первой видят путешественники, прибывающие со стороны Сергиева Посада. Этот храм возведен на средства купцов И. Большакова и Б. Кораваева как благодарение Господу за победу над Наполеоном. В его архитектуре (С. Ф. Федотов, С. К. Родионов — 1883, колокольня) гармонично переплелись каноны русского зодчества (пятиглавие на четверике), классицизма (пилястры, рустовка и треугольные фронтоны) и вошедшей на недолгое время в моду готики – последнее выражено в декоре нижнего яруса колокольни.
Храм стоит на дубовых плотах, компенсирующих недостаточную несущую способность основания. Вероятно, поэтому колокольня 1814 г. стала наклоняться подобно Пизанской башне, и была разобрана. Престолы храма освящены в честь праздника Сретения Господня, Сергия Радонежского и Владимирской иконы Богоматери. В 1992 г. в храме возобновились службы, а в 2010 г. – проведены реставрационные работы и повторное освящение.
Есть в Дмитрове и заново выстроенный Спасский храм, стоящий на Ковригинском шоссе, на въезде в город, среди современных жилых домов. Это красивая и достаточно вместительная шатровая церковь из розового кирпича с белоснежными главами. Архитекторы удачно использовали здесь мотивы узорочья и более древние традиции национального зодчества. Здание заложено в 2014 г., и сейчас в нем завершаются отделочные работы.
Почему в Дмитрове так уютно?
После войны Дмитров, чье население в ходе строительства Канала выросло вчетверо, постепенно застраивался новыми домами. В 1940-х на севере города вырос так называемый Финский поселок, построенный военнопленными по финской каркасно-щитовой технологии – сейчас он включен в городскую черту. В 1950-х появились двухэтажные кирпичные дома и новые предприятия, в том числе Дмитровский завод мостовых железобетонных конструкций, завод фрезерных станков. А потом, в 1960-х началась застройка города многоэтажными панельными домами, конструктивные элементы которых выпускал Дмитровский же ДСК. С началом нового тысячелетия жилищное строительство возобновилось, и высотки, расположившись на холмах, не подавляют общее восприятие этого уютного города.
При этом сохраняются и реставрируются не только храмы, но и отдельные дома, характерные для городской застройки прошлого века, они выходят фасадами на главные улицы, и туристы любуются ими. Дмитров, лежащий, в отличие от многих других, в болотистой низине, умело обратил это себе на пользу: среди множества городских фонтанов выделяется один, чью акваторию украшают бронзовые царевны-лягушки в коронах. Такого сказочного персонажа дмитровчане выбрали символом своего города в компанию к владимирскому льву, новгородскому медведю и ростовскому оленю. И музей лягушки в Дмитрове тоже есть.
Может быть, секрет обаяния этого города в бережном отношении к нему и городских властей, и обычных рядовых жителей? В городе не сорят, хотя молодежь все же оставляет кое-какой мусор после посиделок на кремлевских скамейках. Движение транспорта оживленное, но проехать по центральным улицам можно в любой день, и всегда есть место для парковки. Глава Дмитровской администрации В. В. Гаврилов переизбирался на свой пост с 1991 г. бессчетное количество раз, пока в 2017 г. не ушел по собственной воле в отставку и сейчас возглавляет Ассоциацию малых и средних городов России. При нем Дмитров завоевал первое место в конкурсе «Самый благоустроенный город» в номинации до 100 тысяч жителей.
Нет, горожане власти порой критикуют, и критикуют остро. Но при этом в городе действительно легко и хорошо дышится. Может, поэтому в конце уже далекого для нас первого десятилетия «нулевых» в лужковском правительстве, столкнувшись с нехваткой в столице места для застройки, предложили выкупать земли в Московской области. О «новой Москве» еще не было и речи, а кроме ближнего Подмосковья называли и Дмитров. Идея поддержки в народе не нашла, и пиарить тему подмосковных резерваций не стали, хотя вскоре за МКАД начали, как грибы, вырастать новые жилые комплексы.
Но то в столице, а здесь, если подняться по Загорской улице и глянуть вдаль, поверх невысоких домов, то увидишь зеленые холмы Клинско-Дмитровской возвышенности, вдохнешь свежий воздух и почувствуешь себя намного свободнее.
Строительство.RU
03.10.2020