Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Кашинская переписная книга 1677 года дает численное представление о Талдоме ко времени его первого упоминания: 7 дворов с 38 душами мужского пола. К Талдому тянулись близлежащие деревеньки: Костино — 6 дворов, Дубровка — 5 дворов, Круглая, Козловка и Гришково — по 2 двора, Высочки — 1 двор. Все они тогда были за Тверским и Кашинским архиепископом Симеоном — 25 дворов, 104 души мужского пола.

Деревня Карачуново с шестью крестьянскими дворами значилась за Иваном Лукьяновым, сыном Талызиным. Кроме того, в сельце Пустое был двор вотчинников. В них можно насчитать 38 душ мужского пола. Вот с чего начались заметки по истории Талдома и его окрестностей.

К началу XVIII века деревня Талдом становится селом, то есть центром прихода, с деревянной церковью. Сюда приезжали и приходили не только для моления, но и для обмена и торговли предметами крестьянского обихода. Так перед церквушкой возникла торговая площадь.

Талдом был одним из остановочных пунктов на пути от Москвы к волжским городам Кашину, Калязину, Угличу, Через него проходил так называемый Кашинский Тракт, по которому на подводах перевозилась грузы от Волги к Москве и обратно.

После секуляризации церковных земель в 1764 году, то есть превращения церковной собственности в светскую, жители Талдома и окрестных деревень стали выполнять те повинности, что были установлены для государственных крестьян. В отличие от помещичьих они пользовались правом передвижения, свободы выбора занятий и приобретения имущества.

В 1776 году был образован Калязинский уезд Тверской губернии, и Талдом стал центром Талдомской волости. Это содействовало усилению его как торгового центра. К началу XIX века в нем стали проходить еженедельные базары и ежегодные ярмарки.

Количество привозимых товаров все время увеличивалось. В 1842 году на торги в Талдом было привезено товаров на 88500 рублей, а в 1847 году — на 177500 рублей.

Об этом говорится в «Описании Тверской губернии», составленном В.Преображенским и изданном в 1854 году.

В Талдоме можно было купить кадки, ведра, корыта, изготовлявшиеся в Ахтимнееве. Приезжие крестьяне, занимавшиеся торговлей, и мелкие торговцы привозили предметы домашнего обихода, различные ткани, одежду, всевозможную соленую и свежую рыбу, груши и яблоки. Продавались упряжь для лошадей, телеги, дровни, сани, колеса, косы, серпы, топоры, ножи и другие предметы. От постоя приезжих торговцев и перевозки их товаров жители Талдома извлекали доходы.

Талдом долгое время оставался небольшим селом. В 1829 году в нем насчитывалось 30 дворов, в 1835 году — 41. Об этом говорится в исповедных ведомостях священника Петра Драницына за 1829—1836 годы. Дома — чаще всего избушки под соломенной крышей – располагались вокруг торговой площади да вдоль дорог. В 1859 году число дворов дошло до 147 (в них проживало 1045 жителей). (Сборник статистических сведений по Тверской губернии за 1888 —1889 гг. под редакцией В. Покровского, т. V., Калязинский уезд. Таблица сведений об экономическом положении крестьянских селений, стр. 22).

После 1861 года в Талдом стремятся обогатившиеся на торговле дельцы. Здесь они строят дома с тем, чтобы вести торговлю в более широком размере. Застройка идет вдоль рог, которые постепенно превращались в улицы: Ильинскую, Почтовую, Горскую, Переднюю, Заднюю.

В 1869 году пожар уничтожил почти все село, о чем говорится в том же «Сборнике». Однако оно отстроилось быстро, причем в плане его застройки ничего не изменилось: дома по-прежнему ставились вдоль дороги.

После отмены крепостного права стали быстро расти и развиваться кустарные промыслы; обувное, кожевенное, валяльное, портновское, скорняжное. Наибольшее распространение получает башмачное производство.

Талдом превращался в типичное торговое село. К 1888 году в нем находились три винных, 40 колониальных и мелочных лавок, два постоялых двора, три трактира. Как волостной центр (волость объединяла 53 селения) Талдом имеет волостное правление, почтово-телеграфную контору, почтовую станцию, больницу; аптеку, три кузницы, восемь башмачных мастерских. (Сведения из указанного выше сборника).

В каждой мастерской работало несколько десятков башмачников: как местных, так и из соседних деревень. Обувь продавалась как на талдомских базарах, так и в различных городах России.

В Талдоме появляются крупные богатеи. Среди них особенно выделились С.С.Смирнов и Д.И.Волков. Наряду со старыми фирмами по продаже винных и мучных товаров, возникшими еще в 40-х годах, начинают функционировать обувные фирмы. Например, в 1894 году основывается фирма И.И.Бычкова, которая ведет торговлю детской, дамской и мужской обувью различных моделей. Талдом стал центром обширного кустарного края. Богатые обувные базары привлекают внимание закупщиков со всей Российской империи: сюда едут из Сибири и Средней Азии, с Поволжья и Кавказа.

Большинство талдомцев было неграмотно. Лишь в 83 семьях из 195, проживавших в 1888 году в селе, имелись умевшие читать и писать. Особенно было много неграмотных среди женщин. Из 345 женщин в возрасте от 16 до 60 лет грамоту знали всего 45. Из 120 детей в возрасте от 8 до 14 лет учились только 38.

Лишь дети богачей, обучившись в селе, отправлялись для дальнейшего образования в Калязин и другие города. Открытой в 1898 году публичной библиотекой пользовалась в основном местная интеллигенция, находившаяся на службе у торговцев.

Только в мастерских продолжалась работа при тусклом свете керосиновых ламп: хозяева не хотели терять время. Эксплуатация кустарей была самой нещадной. Зарабатывали кустари крайне мало. Работали по 15—16 часов в сутки в тесных, грязных непроветриваемых помещениях. Некоторые кустари (пришлые из деревни), тут же и спали. Недаром показатель заболеваемости чахоткой в Талдомской волости был самым высоким.

Торговые операции Талдома резко возросли после открытия в 1901 году железной дороги Москва – Савелово. Теперь сбыт товаров шел не по сезонам, а круглый год. В начале века село меняло свой облик. Вокруг площади разбогатевшие торговцы ставят добротные кирпичные дома. В центре сооружаются кирпичные торговые ряды под магазины и склады, пожарная каланча. На северной окраине строится министерское училище, открывается церковно-приходская школа. Появляется первая мостовая, устанавливаются фонари. В начале XX века в селе проживает 1200 человек. (Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь, т.32, СПБ, 1901, стр. 534).

Несмотря на старания торговцев придать Талдому городской вид, он по-прежнему оставался селом со всеми его признаками. Близ площади по руслу Талдомки располагались два пруда. За домами — обширные огороды, по окрестным полям и заболоченным почвам бродили журавли, у речки вспархивали бекасы, много было пустырей со сточной водой, поросших травой. Через один из таких пустырей от Горской улицы к вокзалу железной дороги был проложен длинный дощатый тротуар. Улицы не были мощены, и грязь во время дождей становилась непролазной. Даже в центре застревали пролетки, телеги.

Но скоро должны были наступить для Талдома другие времена.

“Талдомские хроники”

29.01.2015