Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В очередном номере дубненской городской газеты «Площадь Мира» от 25 октября 2017 года вышла статья Ларисы Зиновьевой «Ложь об истории Дубны добралась до школы», представляющая собой очередной клеветнический пасквиль на деятельность историков, археологов и краеведов Московского областного общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие». Подобного рода пасквили, жалобы и доносы Зиновьева производит поистине впечатляющими темпами с 2010 года, безуспешно заваливает ими органы государственной власти от муниципального до федерального уровня включительно, уже дважды обращалась с исками в суд, оба раза его проиграла, но сдаваться, судя по всему, не намеревается.

Несколько лет назад низкопробные графоманские тексты Зиновьевой с бесконечными повторениями одного и того же крайне ограниченного набора утверждений и не менее бесконечными претензиями к специалистам «Наследия» начала регулярно, зачастую – еженедельно, печатать газета «Площадь Мира». Что послужило причиной такого решения редакции одной из городских газет, с которой мы ранее на протяжении многих лет успешно сотрудничали в деле популяризации историко-культурного наследия родного края, остается для нас загадкой. Может быть, у газеты просто не хватает штатных журналистов для заполнения полос, и она пользуется возможностью размещать регулярно и бесплатно поставляемые скандальные тексты Зиновьевой; возможно, у этой ситуации какая-то другая, не ведомая нам причина.

Наши неоднократные попытки возобновить диалог с редакцией «Площади Мира» к успеху не привели, размещать наши вынужденные ответы на клеветнические пасквили редакция не желает и продолжает раз за разом распространять сочащиеся ненавистью статьи и письма Зиновьевой, причина для возмущения которой, как правило, не стоит выеденного яйца. Бог им судья, а мы постараемся кратко и тезисно разобрать, что же вызвало очередную бурю возмущения деятельностью нашей организации.

«Ложью, добравшейся до школ» Лариса Зиновьева называет не понравившиеся ей аспекты изданного «Наследием» в этом году по заказу Управления народного образования Администрации города Дубны учебного пособия по краеведению «Дубна: родное Подмосковье». Естественно, ни о каком анализе пособия, пусть даже сколь угодно критическом, не идет и речи. Крайнее возмущение автора статьи, которое, судя по редакционному послесловию, разделяет и главный редактор газеты, вызвано прежде всего тем, что хронологически первыми районами Дубны в пособии названы Большая Волга и Левобережье.

Этот факт строго соответствует действительности, Большая Волга начала создаваться в 1933 году, с началом строительства Волжского района гидросооружений; Левобережье – в 1936 году, с началом создания Дубненского машиностроительного завода. Третьим районом Дубны по времени возникновения стала Институтская часть, решение о строительстве которой было принято в 1946 году, а само строительство началось в 1947 году, через 14 лет после Большой Волги. Сегодня именно на территории Большой Волги и Левобережья в Дубне находятся самые старые школы (№ 1 и № 2), самые старые промышленные предприятия, самые ранние участки современной городской застройки. Почему-то этот очевидный факт в глазах Зиновьевой настолько оскорбляет Институтскую часть, патриотом которой она себя считает, что на его основании большое учебное пособие объемом более 180 страниц, специально написанное сотрудниками «Наследия» для городских школ, она объявляет ложью.

Патриотизм – это хорошее и правильное чувство, относится ли оно к стране, городу или даже к городском району, но патриотизм должен быть разумным и зрячим. К сожалению, случается так, что считающие себя патриотами люди искажают историческую действительность в угоду своим желаниям, настойчиво пропагандируют фантастические небылицы или конструируют из фактов и выдумок своеобразные псевдотеории, доказывающие несомненное превосходство любимой ими страны, народа или населенного пункта над остальными странами или городами буквально во всем. Такой «патриотизм» бесплоден, он не ведет к реальному созиданию, но заставляет исповедующего его человека истово искать и разоблачать «вражеские козни», якобы принижающие значение любимого им города или народа.

Именно этим и занимается уже много лет Лариса Зиновьева, защищая от «Наследия» любимую и нами Институтскую часть Дубны, на которую, конечно, мы ни в коем разе никогда не собирались «нападать». В действительности в учебном пособии, которому посвящена очередная беспардонная статья «Площади Мира», Объединенному институту ядерных исследований и Институтской части города уделяется большое внимание, рассматривается уникальность данного градообразующего предприятия и созданного вокруг него района, много говорится о достижениях ученых ОИЯИ и о том, какую роль не только в науке, но и в культуре, творчестве, искусстве России и мира играет удивительная, уникальная, неповторимая институтская Дубна. Но все это не имеет никакого значения для Зиновьевой, ведь главное для нее – что мы назвали эту часть города не первой.

Каким образом у Зиновьевой получается утверждать, что возникшие первыми районы города Дубны якобы не связаны с историей возникновения самого города? Она ссылается на то, что Дубна получила официальный статус города Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июля 1956 года, при этом на момент издания этого указа Дубна существовала только в границах нынешней Институтской части города. Остальные районы вошли в состав города Дубны позднее и, соответственно, не имеют прямого отношения к самому городу. Тот факт, что для Большой Волги это «позднее» составляет срок менее двух месяцев, является для Зиновьевой вполне достаточным аргументом, она пишет: «Гидросооружения, расположенные на Большой Волге, оказались самыми старыми предприятиями городского типа на территории Дубны, но это никак не делает их самыми первыми, а Большую Волгу – первым районом современной Дубны, потому что понятия «быть самым старым» и «самым первым» не являются синонимами».

На наш взгляд это довольно странное утверждение, тем более что Указ президиума Верховного Совета РСФСР от 22 сентября 1956 года, изданный менее чем через два месяца после издания указа о придании Дубне городского статуса, представлял собой фактически решение об оформлении городской черты нового населенного пункта, в которую наряду с Институтской частью и Большой Волгой вошли деревни Ратмино, Ново-Иваньково, Юркино и Козлаки. Однако менее чем через два года Большая Волга была выведена из состава Дубны и вошла в город Иваньково, образованный 22 мая 1958 года путем ее объединения левобережным рабочим поселком Иваньково.

В течение двух с половиной лет (с мая 1958 года по декабрь 1960 года) города Дубна и Иваньково являются соседями. По данным общесоюзной переписи населения, в 1959 году в городе Дубна проживало 14,0 тыс. человек, а в городе Иваньково – 18,6 тыс. человек. В это время Дубна активно развивается как международный научный центр. Практически вся жизнь Дубны тех лет строилась вокруг Объединенного института ядерных исследованных, созданного одиннадцатью странами-учредителями 26 марта 1956 года на базе Института ядерных проблем АН СССР и Электрофизической лаборатории АН СССР. 15 марта 1957 года в ОИЯИ был запущен новый ускоритель – синхрофазотрон, с максимальной энергией ускоренного пучка 10 ГэВ. До 1960 года он оставался наиболее мощным ускорителем элементарных частиц в мире. Синхрофазотрон становится не только важнейшей исследовательской установкой, но и одним из главных символов развития всей советской науки.

Город Иваньково не претендует на мировую известность, но он был не только существенно крупнее, чем город Дубна тех лет, но и имел существенно большее повседневное народнохозяйственное значение. Институтская Дубна создает фундаментальные научные знания, а Иваньково производит электроэнергию, осуществляет снабжение Москвы водой, обеспечивает грузовое и пассажирское движение по Волге и каналу имени Москвы. Здесь ведутся важнейшие оборонно-конструкторские работы, осуществляется технологическое освоение производства управляемых крылатых ракет и самолетов различных классов. Специалисты филиала опытно-конструкторского бюро 155-1 (позднее, с 1966 года – МКБ «Радуга») под руководством А.Я. Березняка именно в эти годы работают над модификациями созданной ими в 1957 году принципиально новой самонаводящейся крылатой ракеты морского базирования П-15, которая была принята на вооружение в 1960 году, а через несколько лет, во время арабо-израильского конфликта, своим первым боевым применениям открыла в мировой истории военно-морских сил новую эру самонаводящихся крылатых ракет с жидкостно-реактивным двигателем.

Меньшая известность Иваньково, чем Дубны тех лет, была связана в первую очередь с соображениями секретности, ведь Иваньково работало на оборону. Советское правительство пропагандировало существование Дубны как города интернациональной науки и, напротив, скрывало если не сам факт существования города Иваньково, то осуществлявшиеся в нем научно-конструкторские и опытно-производственные работы и их значение для страны и мира. Это имело свой смысл в ту эпоху, но почему мы сейчас, по прошествии более чем полувека, должны подменять изучение реальной истории нравящимися кому-либо устаревшими образцами пропаганды?

В 1960 году начинаются процессы объединения двух городов – Иваньково и Дубны. Сначала объединились городские советы КПСС. После этого были объединены городские газеты. И, наконец, 13 декабря 1960 года указом президиума Верховного Совета РСФСР города Дубна и Иваньково были объединены в один город Дубна. Принципиально то, что объединение Дубны и Иваноково в единый город Дубну, получивший имя одной из своих частей, произошло как слияние двух равноправных административно-территориальных субъектов. В указе от 13 декабря 1960 года сказано: «Объединить города Дубну и Иваньково в один город Дубну». Основополагающий документ убедительно свидетельствует именно об объединении городов, а отнюдь не о присоединении одного из них к другому, как пытается утверждать в своих статьях Лариса Зиновьева. И Большая Волга – первый район современного города, окончательно вошла в состав Дубны именно как составная часть города Иваньково.

Чтобы корректно проанализировать происходившие в это время урабанизационные процессы, необходимо, прежде всего, не запутаться в городах с названием «Дубна». В разные периоды времени в нашей местности это имя носили три разных, но исторически и территориально связанных города. Чтобы четко отличать их друг от друга, имеет смысл к названию «Дубна» в каждом случае добавлять соответствующее прилагательное. Мы можем обозначить эти города следующим образом:

1. Древнерусская Дубна – город, существовавший при впадении реки Дубны в Волгу на территории нынешней улицы Ратмино, в XII-XIV вв. Является историческим предшественником современной Дубны.

2. Институтская Дубна – город, существовавший в 1956-1960 гг. главным образом – в границах институтской части современной Дубны. Вырос из научного поселка, созданного при научно-технических установках – ускорителях частиц, ставших основой Объединенного института ядерных исследований. С 1956 по 1958 год имел официальное название «Дубно».

3. Объединенная Дубна – современный город, сформировавшийся в декабре 1960 года в результате объединения институтской Дубны и города Иваньково, возникшего в 1937 году как рабочий поселок и получившего статус города в 1958 году.

Объединенная Дубна являлась непосредственным правопреемником как города Иваньково, так и институтской Дубны. Поскольку Иваньково получило статус города на два года позже, чем институтская Дубна, именно момент получения статуса города институтской Дубной (24 июля 1956 года) сегодня официально считается датой рождения современного города.

Утверждение, что современная Дубна сформировалась в декабре 1960 года в результате объединения двух городов – институтской Дубны и Иваньково, представляет собой исторический и юридический факт. Он непосредственно зафиксирован в тексте Указа президиума Верховного Совета РСФСР от 13 декабря 1960 года: «Объединить города Дубну и Иваньково Московской области в один город Дубну». Использованный в указе термин «объединить» обладает совершенно конкретным историческим и юридическим смыслом и принципиально отличается от термина «присоединить».

Присоединить Иваньково к Дубне попытался Исполкомом Мособлсовета в марте 1958 года, однако это решение не реализовалось и вскоре было отменено. При этом следует учитывать, что Иваньково марта 1958 года существенно отличалось от Иваньково декабря 1960 года – прежде это был не город, а рабочий поселок, в его составе на тот момент отсутствовала правобережная часть – Большая Волга. А город Иваньково, с которым объединилась институтская Дубна в декабре 1960 года, превосходил институтскую Дубну того времени и по территории, и по населению (почти на 5 тысяч человек), и по объемам промышленного производства – хотя, конечно, существенно отставал от нее по известности и международному значению.

16 декабря 1960 года состоялось последнее заседание исполкома Иваньковского горсовета, а уже через десять дней, 26 декабря, началась объединенная сессия Дубненского и Иваньковского городских Советов депутатов трудящихся. В ней участвовали 98 из 110 депутатов двух городских советов. Они приняли решение: одобрить и принять к исполнению Указ президиума Верховного Совета РСФСР об объединении городов Иваньково и Дубна в один город Дубна, а также избрали исполнительный комитет объединенного городского Совета и его председателя – Н.Г. Вельможина, который стал первым высшим должностным лицом городской власти объединенной Дубны.

Примечательно, что до этого Н.Г. Вельможин возглавлял исполком города Иваньково, т.е. руководителем объединенного города стал бывший руководитель одной из его частей, вот только это не та часть, которая должна быть в соответствии с представлениями Ларисы Зиновьевой.

Если рассматривать объективные исторические свидетельства и данные официальных документов, становится очевидно, что объединенная Дубна, существующая после 1960 года, – это город, являющийся в равной мере наследником и институтской Дубны, существовавшей до этого объединения, и города Иваньково. История обоих этих городов, вошедших в состав объединенной Дубны, и является историей современного города.

Исповедующая иные взгляды Лариса Зиновьева, конечно, имеет право на свою точку зрения – мы живем в свободной стране, в которой сегодня не запрещено верить не только в присоединение Иваньково к Дубне, но даже и в гораздо более странные вещи. Однако когда на основании этой веры одного человека еженедельная городская газета во всеуслышание называет «ложью» учебное пособие, строго основанное на исторических фактах – это уже не только распространение клеветы, это попросту постыдно с этической точки зрения.

Главный редактор «Площади Мира» не удержался от желания сделать редакционную ремарку к опубликованной им очередной, едва ли не пятидесятой, статье Ларисы Зиновьевой «о плохом «Наследии». Согласно редакционному послесловию, «школьные библиотеки укомплектованы десятками экземпляров этого так называемого пособия. Горуно, давая на это разрешение, выходит, не озаботилось экспертным заключением о его содержании».

Вынуждены разочаровать госпожу Мелкумову: во-первых, в школьные библиотеки города Дубны в соответствии с заказом ГОРУНО поступили не десятки, а ровно тысяча экземпляров нового учебного пособия. А во-вторых, конечно же, перед тем, как направлять его в печать, пособие было тщательно изучено экспертным советом, собранным из опытных и авторитетных учителей истории города. Указанный экспертный совет, действовавший под председательством директора дубненской школы №1, депутата городского Совета Дубны Александра Ивановича Руденко, сделал еще на стадии подготовки пособия целый ряд полезных и конструктивных предложений и замечаний, а затем утвердил итоговый вариант, который только после этого и был направлен в типографию.

Мы против откровенного антинаучного подхода в оценке и анализе истории единого города, а также против ведомственной деформации и географического сепаратизма, который демонстрирует госпожа Зиновьева в своих бесконечных язвительных опусах. Мы считаем неприемлемым противопоставление одного, несомненно – прекрасного, района наукограда истории всего городского округа. Фонд «Наследие» продолжит популяризацию подлинных фактов о прошлом единого и многообразного города – подмосковной Дубны.

Игорь Даченков, Федор Петров

29.10.2017