Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Недавно Петр Андреевич Рогозин отметил 85-летний юбилей. Заслуженный работник автотранспорта РСФСР, почетный работник транспорта России, отличник минавтотранса, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, он проработал на автотранспорте более 40 лет, из них 37 – директором грузового автопредприятия. В интервью газете “Кимры Сегодня” Петр Андреевич рассказал, как такси входило в жизнь города Кимры.

– До начала войны, до 1941 года, на углу улиц Пушкина и Кирова стояли пролетки. Они оказывали услуги населению – и днем, и ночью доставляли в любой конец города. Пролетки на рессорах, мягкие, кони чистые, ухоженные. Извозчик восседал на облучке – побрит и обязательно в красном кушаке. А извозчика Петра Ивановича знал весь город. Росту он был 1,30 м, всегда аккуратно одет, приветлив. Он часто обслуживал наших соседей. С началом войны пролетки исчезли с улиц нашего года. Фронту нужны были не только машины, но и лошади.

Первые такси появились в городе в 1954 году. В мае вновь созданное автопредприятие получило три легковых автомобиля марки «Победа». Их вручили Степану Кулакову и Георгию Лебедеву, опытным водителям, проехавшим по фронтовым дорогам не один десяток километров, Юрию Аркадову, человеку ответственному, дисциплинированному.

Услуги такси внутри города приживались трудно. Может быть, людям казались слишком шикарными поездки по городу в легковом автомобиле (их тогда было мало), может быть, была слишком крепка привычка ходить пешком. А вот для поездки в Дубну такси пользовались часто. Услуга стоила 20 копеек за 1 км пути. До Дубны – 4 рубля, а для четырех человек – вообще по 1 рублю. Конечно, и деньги, и зарплаты были другие. Например, рабочий на стройке зарабатывал 50-70 рублей в месяц.

В 50-60-х годах транспортное сообщение в регионе – большая проблема. Из Кимр до Твери можно было добраться на пароходе «Чернышевский», он шел по Волге всю ночь, или через Москву с пересадками. Вот тут и выручали такси. Тем более, если люди ехали по служебным делам, оплата шла за счет командировочных денег предприятия.

Постепенно такси все больше входили в жизнь горожан. Парк автомобилей вырос до десяти машин. За рулем классные водители – Николай Корнилов, Валентин Жулин, Владимир Носов и другие. В то время автопредприятие находилось на Майской площади, где сейчас детская спортшкола.

В 1954 году под него был отведен участок на углу улиц Кропоткина и Володарского, там оно находится до сих пор. Место низкое, весной и осенью, да и летом в дождливую погоду превращалось в непролазное болото. Все автомобили выезжали на горку к 105-му дому по улице Володарского, а подъезд был на улице Шевченко с улицы Красина, хотя и там проезжали с большим трудом. Руководство предприятия во главе с Иваном Васильевичем Клименко, главным инженером Ниной Ивановной Барановой каждую неделю организовывали субботники по доставке щебня из Малого Василева, от разрушенной церкви. Теперь это вполне благоустроенная территория.

03.01.2014