Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Исторический парк планируется разместить в районе улицы Юркино, на берегу реки Дубны – в месте, где в 1710 году была заложена Петром I и несколько лет функционировала государственная судостроительная верфь и временный орган публичной власти – Канцелярия тьялочного дела. Экспозиционно-выставочное пространство будет включать верфь, пристань, тьялк (такие суда голландского типа 300 лет назад строились на территории современного наукограда), музей, памятник Петру I с воссозданной аутентичной атмосферой Петровской эпохи.

Из архивных источников

В 2020 году Фонд «Наследие» выпустил коллективную монографию «Дубенская верфь Петра Великого: малоизвестные страницы истории создания Балтийского флота». Ее авторы – Игорь Даченков (председатель Фонда), Федор Петров (научный сотрудник Челябинского государственного историко-культурного заповедника «Аркаим») и Лариса Пантелеева (старший научный сотрудник отдела археологии Сахалинского областного краеведческого музея).

Новое издание стало итогом восьмилетней работы по изучению кораблестроительной деятельности первого российского императора Петра I. 

Выполненный анализ истории Дубенской верфи позволил установить, что для своего времени это было технически развитое судостроительное предприятие, на котором сооружались военно-транспортные суда, предназначенные для обеспечения морских операций в прибрежных зонах. Оно начало создаваться осенью 1710 года; за период с весны 1711 по весну 1713 года здесь построено 61 судно голландского типа «тьялк», именовавшиеся в русском языке XVIII века «тялками», и несколько меленшхоутов. 

На Дубенской верфи располагалась Канцелярия тялочного дела, под управлением которой находилась также верфь в устье реки Нерли. 

К июню 1714 года все 119 тялок, построенные на обеих верфях, были доставлены несколькими партиями в Санкт-Петербург.

При производстве тялок и меленшхоутов использовались передовые для своего времени методы стандартизации и массового производства по единому образцу. Руководство судостроением осуществляли нанятые на русскую службу голландские корабельные мастера, при этом технологию производственных процессов активно осваивали русские мастеровые, которыми самостоятельно было изготовлено 19 тялок, в том числе 11 – на Дубенской верфи. 

В строительстве тялок участвовали десятки мастеров и царедворцев, сотни солдат, тысячи мастеровых и работных людей, собранных для этого с территории нескольких губерний. Руководил Канцелярией тялочного дела капитан-поручик Алексей Леонтьев. Весь производственный процесс осуществлялся по личному распоряжению Петра I и под пристальным вниманием его самого и созданного им Правительствующего Сената.

Сооруженные на Дубенской верфи тялки активно использовались в 1713-1715 годах для обеспечения операций Балтийского флота в Северной войне, в первую очередь – в ходе успешной для русской стороны финской операции. На этих судах перевозили провизию и воинские припасы. Часть тялок использовалась гражданской властью и частными лицами, в основном – для перевозки хлеба в Санкт-Петербург. 

Меленшхоуты были использованы в Санкт-Петербурге для организации постоянно действующих перевозов через реки Неву и Охту. 

Работа с источниками позволила выявить индивидуальные названия, которые получили три тялки в Балтийском флоте: «Канбала», «Сорока» и «Хлебник». Также удалось установить практическую грузоподъмность этих судов: в процессе обеспечения флота провиантом каждая тялка перевозила в пересчете на современные меры до 21 тонны груза.

Истории Дубенской верфи прежде уделялось недостаточно внимания в отечественной исторической науке, поскольку основной интерес при изучении периода правления Петра I вызывали более крупные верфи, на которых создавались военные корабли. Однако транспортные суда, построенные для Балтийского флота на территории Московской губернии в 1711-1713 годах, также сыграли важную роль в первых победах русского флота и создании новой столицы России. 

История деятельности Канцелярии тялочного дела позволяет узнать, с какими сложностями сталкивалось создание судостроительных предприятий в губерниях Центральной России и как преодолевались эти сложности в условиях созданной Петром I
модели государственного управления.

Новое издание ввело в научный оборот ряд документов по истории верфи.

А в 2022 году творческий коллектив ДК «Октябрь» (Дубна) поставил спектакль «Легенда о Дубенской верфи», взяв за основу «историческую канву» из монографии.

Дан старт

В государственном университете «Дубна» 30 ноября защищали свои итоговые работы выпускники Школы кадрового резерва – совместного образовательного проекта администрации г.о. Дубна и университета. Проект исторического парка, разработанный командой специалистов из Дубны, представил Сергей Козлов, заместитель генерального директора ФГУП «НИИ Прикладной акустики» ФСТЭК России. В проведении иммерсивной театрализованной презентации ему помогли артисты театра-лаборатории «Квадрат», костюмы предоставил ДК «Октябрь».

По мнению авторов проекта, «Дубненская верфь Петра Великого» будет оригинальным (единственным в  Московской области!) местом, связанным с историей военно-морского флота России, уникальной локацией на историко-культурной и туристической карте страны с неординарной событийной программой в рамках календарного цикла. 

Что же сможет предложить новый, круглогодично функционирующий туристический объект? Прежде всего, это экскурсионная деятельность с мультилингвистическим сопровождением: летом – экскурсии по рекам Дубна и Волга на тьялке Петра I; зимой – экскурсии на 5D-аттракционе; адаптированный для разных возрастных групп пакет VR/AR-туров. А также: аутентичный петровский кабак (гастротуры), гостиничный сервис и глэмпинг, фермерское подворье, прокат долбленок (русские сапы), аутентичная спортивная площадка (игра в городки, перетягивание каната, борьба мешками на бревне, зимний каток на реке и др.).

Наряду с массовыми мероприятиями, будет развиваться событийный и исторический туризм (в том числе историческая реконструкция). Для гостей будут проводиться образовательные программы, фестивали, выставки, концерты, детские спектакли, мастер-классы для разных возрастных групп – например, по вязанию морских узлов, плотницкому, токарному, гончарному ремеслу.

«Комплексный туристский продукт «Дубненская верфь Петра Великого» может стать одной из ярких визитных карточек Дубны и Подмосковья, а также драйвером роста экономики города и региона», – отмечает Сергей Козлов.

27.12.2024