Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В центре села на Соборной площади (позднее – Октябрьской, а с недавнего времени – Театральной) с середины XIX века стоит одноэтажное каменное здание, что почти по соседству с гостиницей «Чайка». До 1930-х годов его украшала устремленная ввысь пожарная каланча – своего рода местная достопримечательность. В самом здании многие годы располагалась местная власть – волостное правление. В советское время оно было приспособлено под жилье, в том числе семей пожарных.

После распада СССР здание купило частное лицо, которое так и не удосужилось его отремонтировать. Так и стоит оно до сего времени – обезображенное, без крыши, дополняя своим обликом «выставку» полуразрушенных зданий в центре города. А было время, когда волостное правление имело презентабельный вид; внутри же его украшал целый ряд портретов лиц, имена которых были тесно связаны с бывшим селом Кимры. Познакомим с ними наших читателей.

Открывал эту небольшую галерею портрет графини Екатерины Васильевны Литта, по первому мужу Скавронской (1761-1829), написанный масляными красками (на портрете имелась надпись). Племянница военного и государственного деятеля, фаворита императрицы Екатерины II Григория Потемкина, владелица кимрской вотчины, Е.В. Литта была очень красивой женщиной.

По описанию, графиня представлена на картине брюнеткой, брови сильно очерчены дугой, лицо круглое, губы ярко-розовые, волосы, перехваченные легкой повязкой, рассыпались по левому плечу. На шее тонкая коралловая нить, грудь полуобнажена, сверху небрежно накинут шлафрок; сама она опирается на бархатную подушку. Вероятно, это один из портретов французской художницы Виже Лебрен, выполненный в Неаполе, куда был назначен послом в Неаполитанское королевство ее первый муж, граф Павел Мартынович Скавронский.

Портрет графа Джулио Ренато Литта Висконти Арезе (в России его звали Юлием Помпеевичем Литта) (1763-1839). Литография в раме с подписью. Это был представитель знатного аристократического рода из г. Милана (Италия), рыцарь мальтийского ордена. В 26 лет прибыл в Россию, где достиг высоких постов, был возведен в графское достоинство, женился на Екатерине Васильевне Скавронской (ставшей к тому времени вдовой). Попав в опалу, царем Павлом I был сослан в имение жены – село Кимры. После убийства Павла заговорщиками возвращается в столицу, где занимает ряд высоких государственных постов.

На портрете граф изображен в пожилом возрасте. Лицо продолговатое, с большой лысиной. Мундир с высоким шитым воротом, эксельбант прикреплен к правому плечевому эполету. На плечи накинута шинель николаевского образца с круглым бобровым воротником. На шее Аннинский крест, рядом Владимирский крест, иностранные ордена. Портрет неважной сохранности.

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой (1803-1875) (с надписью на раме). Литография, на которой надписано: Cesse Samoiloff…. Графиня изображена юной и очень красивой. Лицо круглое, прическа гладкая, с локонами по обеим сторонам; с пышным бантом. На голове нитки жемчуга с большой жемчужиной, опущенной на лоб. Глубокое декольте. На груди большая жемчужина, рукава перехвачены… Широкий кушак с большой пряжкой.

Юлия Павловна – внучка Екатерины Васильевны Литта-Скавронской. Непродолжительное время была замужем за графом Н.А. Самойловым, флигель-адъютантом царя. Была возлюбленной знаменитого художника Карла Брюллова, который изобразил ее на ряде своих бессмертных полотен («Последний день Помпеи» и др.). Кимряне выкупились от своей помещицы за 495 тыс. рублей (получив кредит от государства). Вероятно, по причине недовольства царем Николаем I независимая и гордая красавица покинула Россию и уехала в Италию, где растратила свое огромное состояние и умерла в бедности в Париже. Некоторые исследователи считают, что Юлия Павловна являлась дочерью графа Литты, судя по их внешнему сходству (графиня была смуглой и похожа на итальянку) и особенно нежному отношению к ней графа. А.С. Пушкин посвятил ей одно из своих стихотворений.

Портрет графа Павла Дмитриевича Киселева, написанный масляными красками (1788-1872), на раме надпись. Граф изображен в возрасте средних лет, с залысиной, усами и бакенбардами николаевского образца. На мундире красный воротник, густые эполеты… П.Д. Киселев командовал Дунайской армией во время Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Позднее был министром государственных имуществ, в 1856-1862 гг. – послом во Франции.

По всей видимости, картина с портретом П.Д. Киселева была помещена в волостном правлении как знак благодарности кимрян за участие графа в предоставлении ссуды на свое освобождение. Именно к нему была направлена депутация из Кимр, и именно он ходатайствовал перед царем о выдаче кимрянам кредита на эти цели. Об этом факте упоминает местный писатель-краевед (бытописатель) А.С. Столяров в своей книге «Село Кимры и его обитатели».

Владимир Коркунов (старший), краевед, газета “Кимрский вестник”

12.07.2018