В 30-х годах в храме Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище (ныне Ратмино) до его закрытия служил священник Михаил Иванович Абрамов. После революции 1917 года он подвергался репрессиям, в 1937-м году попал под колесо “Большого террора” и был расстрелян.

В 2000 году протоиерей Михаил Иванович Абрамов прославлен Русской Православной Церковью в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Вашему вниманию предлагается краткий обзор документов, полученных по запросам Храма из Государственного Архива Рязанской области (ГАРО), Государственного Архива Тульской области (ГАТО), Тверского центра документации новейшей истории (ТЦДНИ), а также из Муниципального городского архива г.Кимры.
К сожалению, мало сведений о священномученике Михаиле дошло до нас. Нет у нас ни его фотографии, ни воспоминаний родственников. Надеемся, что с Божией помощью, со временем будет открыто больше, и объявятся родственники и наши земляки, которые смогут дополнить сухие строки архивных документов того времени.
* * *
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА МИХАИЛА (АБРАМОВА)
(01/14.11.1885 – †16/29.11.1937)
Михаил Иванович Абрамов родился 1 ноября 1885г. (по другим документам 3 ноября 1885г.) в деревне Роговая, Дурновской волости, Пронского уезда, Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1897г. он поступил в Скопинское духовное училище, которое окончил в 1901г. по 2-му разряду. [1,2]
Из Свидетельства об окончании Скопинского духовного училища [1]
Воспитанник Скопинского Духовнаго училища Михаил Абрамов …при поведении отличном (5) оказал успехи:
По Священной истории – очень хорошие (4)
– Катехизису и Изъяснению Богослужения с церковным уставом – хорошие (3)
ЯЗЫКАМ:
Русскому с церковно-славянским, греческому, латинскому – очень хорошие (4)
По Арифметике – очень хорошие (4)
– Географии – отличные (5)
Чистописанию – отличные (5)
Церковному пению – очень хорошие (4)
Михаил Абрамов продолжил учебу в Рязанской духовной семинарии, по окончании которой в 1907 году определен к церкви Покрова Божией Матери г.Пронска в качестве псаломщика и законоучителя в церковно-приходской школе. [1]
В 1908 году указом правящего архиерея – епископа Рязанского и Зарайского определен к Введенской церкви села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа был рукоположен во священники [1]
Из Клировой ведомости Введенской церкви села Чулкова по состоянию на начало 1912 года [1]
«Священник Михаил Иоаннов Абрамов 26 л. …В семействе у него жена – Евдокия Андреевна, 21 лет, родилась 20.07.1890. Сын – Владимир, 2 лет и 3 месяцев, родился 09.10.1909».
Евдокия Андреевна окончила курс в Рязанском епархиальном женском училище.
Отец Михаил отмечен «поведения отлично хорошего. По службе исполнительный и усердный. К благоустройству прихода и церкви относится с полным вниманием и усердием. …Во все воскресные и праздничные дни после Литургии говорит проповеди».
В 1912 году отец Михаил переведен в Николаевскую церковь села Мостья Ряжского уезда Рязанской епархии, где он также законоучительствовал в церковно-приходской школе. [1,2] За усердную службу в марте 1913 года награжден набедренником. [2]
В феврале 1914 г. отец Михаил переведен в Тульскую епархию в село Богослово Епифанского уезда.
В мае 1916 г. за особые труды (устройство яслей для детей) по обстоятельствам военного времени Епархиальным Начальством отмечен наградой. [2]
Как свидетельствует запись в Клировой Ведомости Иоанно-Богословской церкви села Богослово по состоянию на начало 1917 года [2], в семействе у отца Михаила было уже двое сыновей: Владимир, 1909 г.р. и Леонид – «род. 1913 г. Августа 8-го дня». Священник Михаил и члены его семьи отмечены поведения «отлично-хорошего», «честнаго».
После революции 1917 года, как и большинство священников, отец Михаил подвергался притеснениям и репрессиям (лишение избирательных прав, непомерные налоги и пр.).
В 1928 году он был арестован и осужден по статье 72 УК по которой отбывал 1 год лишения свободы в Тульском исправдоме с 14.01.1929 по 14.01.1930 гг. [3,4].
По освобождении из заключения его принял правящий архиерей, который назначил его в наши в края. С 28 декабря 1930 года протоиерей Михаил Абрамов служит священником храма Похвалы Пресвятой Богородице в селе Городище, что на Дубненском устье. [4]
В 1934 году произошел его второй арест и трехлетняя ссылка по ст. 58-10 УК [3] (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений и т.д.).
В начале 1937 г. протоиерей Михаил Иванович Абрамов вернулся из ссылки на свое прежнее место служения – в храм Похвалы Пресвятой Богородице.
В Тверском центре документации новейшей истории хранится Дело № 6916, заведенное Кимрским районным Управлением НКВД по Калининской области на Абрамова Михаила Ивановича. [3]
Оперативный приказ НКВД СССР №00447 от 30.07.1937 г. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов» требовал: «Следствие проводится быстро и в упрощенном порядке». Дела в те времена рассматривались на самом деле быстро и упрощенно: дело отца Михаила было начато 13 ноября и окончено 21 ноября 1937 года.
13 ноября сотрудники Кимрского райотдела Управления НКВД по Калининской области получили ордер на производство обыска и ареста Абрамова Михаила Ивановича, проживающего в доме №14, дер. Ратмино, Александровского сельсовета. В тот же день в присутствии понятых был произведен обыск и арест. Конфисковывать и изымать у протоиерея Михаила было нечего, и сотрудники изъяли паспорт БАК №685471, выданный Кимрским райотделом милиции. Арестованного в тот же день доставили в Кимрское районное отделение НКВД.
Первый и последний допрос состоялся на следующий день – 14 ноября 1937 года, день рождения отца Михаила. Вел допрос и заполнял протокол сержант госбезопасности.
Судя по материалам дела, на момент допроса следствие не располагало никакими данными об антисоветской деятельности протоиерея Михаила. Новые материалы в деле появились позже. В справке, выданной Александровским сельсоветом 20 ноября, утверждалось: «Абрамов, враждебно настроенный к Советской власти, систематически занимался среди отсталой части колхозников, единоличников в Александровском сельсовете антисоветской агитацией против колхозного строительства».
Следователь нашел трех свидетелей обвинения, которые были допрошены 19 и 20 ноября, а 21 ноября, в день тезоименитства батюшки (Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных), уже было подписано обвинительное заключение:
«АБРАМОВ, вернувшись из ссылки в 1937 году, враждебно настроенный к советской власти, состоя на службе священником в чине протоиерея Городищенской церкви, одновременно занимался контрреволюционной антисоветской агитацией среди отсталой части населения колхозников и единоличников Александровского сельсовета. Распространял провокационные слухи о голоде колхозников, рекомендовал колхозникам выписываться из колхоза – внушал повстанческие намерения, о войне на Советский Союз, о приходе к власти фашистов. Восхвалял расстрелянных врагов народа Троцкистов. Клеветал на Героев Советского Союза и новую Конституцию и высказывал террористические намерения против руководителей советской власти. В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал, но полностью изобличается свидетельскими показаниями».
Тройка УНКВД Калининской области 27 ноября слушала Дело №6916 Кимрского РО и постановила: Абрамова Михаила Ивановича – РАССТРЕЛЯТЬ. Постановление приведено в исполнение во внутренней тюрьме НКВД КО 29 ноября 1937 г.
Протоиерей Михаил погребен в безвестной могиле.
По заключению Тверской областной прокуратуры от 26.03.1989 г. реабилитирован.
В 2000 году протоиерей Михаил Иванович Абрамов прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.
Выписка из Деяний юбилейного освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года:
«На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует Юбилей Боговоплощения, Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века.
<…> Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества.
Рассмотрев церковное Предание и мученические акты о подвигах новомучеников и исповедников Российских ХХ века, которым было “дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Флп. 1, 29), Освященный Архиерейский Собор единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: <…>
2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских имена пострадавших за веру, свидетельства о которых поступили: <…>
От Тверской епархии: <…>
Протоиерея Михаила Абрамова (1885-1937) <…>».
Празднование памяти священномученика Михаила совершается в день его мученической кончины 16/29 ноября и в день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских.
Священномучениче отче Михаиле, моли Бога о нас!
Использованные документы:
1. Документы ГАРО.
2. Документы ГАТО.
3. ТЦДНИ. Ф. 7849, д. 20548c.
4. Муниципальный архив, г.Кимры, Ф.16, ед.хр.26.
5. Сайт «Мемориал»
Просим откликнуться родственников, людей, которые могут что-то дополнить или сообщить о священнике Михаиле Ивановиче Абрамове, по телефонам +7 (985) 386-10-54,
+7 (985) 386-10-52 или e-mail: vbaranov@jinr.ru, barbaris@jinr.ru.
Над архивными материалами работали Владимир и Надежда БАРАНОВЫ
23.11.2007