Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

История Талдомского края представляет для интерес для краеведов. Разделение на губернии в Российской империи произошло еще в 1708 году, а Тверская губерния и Калязинский уезд были образованы в 1796 году.

В 1918 году село Талдом было переименовано в город Ленинск. 15 августа 1921 года Постановлением Президиума ВЦИК в составе Московской губернии был образован Ленинский уезд с центром в Ленинске (Талдоме) и Ленинская волость. В 1929 году в составе Ленинского (Талдомского) уезда было восемь волостей: Гарская, Гражданская, Зайцевская, Ленинская, Нагорская, Озерская, Раменская, Семёновская.

Именно в Зайцевскую волость в 1927 году и организует научную экспедицию Евгения Викентьевна Сосенкова, сотрудник Талдомского музея местного края. Краеведы собрали богатый материал по окраске тканей: «По обнаруженным мною сведениям, — писала Сосенкова, — в северной части уезда выяснилось, что в начале 20-х годов население для окраски тканей употребляло следующие растения: ель, ольху белую, осину, дуб, крушину, чернику, шишки ели. Ржавое железо применялось как закрепитель красок».

Женщины Тверской губернии в старину сами пряжу не красили, а отдавали в красильную мастерскую. Ближайшая мастерская была в большом торговом селе Троице-Нерль. Красильня принадлежала Василию Васильевичу Миловидову. Миловидов держал рабочего, но сам в процессе окраски не участвовал. Объезжая деревни, Василий Миловидов имел при себе образцы узоров. Предприимчивый хозяин стучал под окнами и принимал заказы, выдавая при этом своеобразные квитанции — «жеребья», расколотый вдоль обрезок сучка 5-6 сантиметров.

В годы российской разрухи 1919-1922 гг. крестьянки Ленинского уезда возвратились к ручному ткачеству, а также вспомнили и изобрели новые способы окраски. Приходилось быть очень изобретательными, по словам наших предков, где «нужда пляшет, нужда скачет, нужда песенки поёт». Женщины Тверской губернии считали, что белый холст некрасив, а самое главное, марок и требует срочной окраски.

Рецепты крашения передавались из поколения в поколение. В музее сохранился рецепт окраски тканей от Натальи Григорьевны Петуховой из деревни Сорокино: «Собираются старые сухие шишки по весне, 2-3 года пролежавшие на земле, но без семян. На дно чугунка кладут два фунта (0,41 кг) ржавого железа, а затем сыплют шишки и ставят на огонь. Отвар процеживают и кладут в него ткань. Процесс повторяют несколько раз, получая коричневый оттенок».

Кору и шишки ольхи болотной собирали в мае-июне, сырьё для окраски заливали холодной водой и настаивали три дня, а затем кипятили в печи. На одно ведро воды необходимо четыре фунта сырья. А с ольхи чёрной берётся кора, около 10 фунтов на 12 ведер воды и настаивается пять суток. Получается тон окраски тёмно-серый. Чтобы получить чёрный оттенок, процесс окраски производится несколько раз.

Издревле ценились на Руси льняные ткани домашнего крашения. Льняная одежда не стареет, а её нить наделена счастливым свойством противостоять старости. Как приятно достать из бабушкиного сундука льняной сарафан, который согреет тебя в стужу и освежит в летний зной.

Но прежде чем покрасить ткань, надо напрясть и наткать полотна. Девочек матери приучали ткать с 7-8 лет. Обычно прядение начинается осенью, после того как уберут всё с поля, обмолотят хлеб, оттреплют лён и утеплят избу. Пряли в Ленинском уезде сообща: бабы собирались вместе в одной избе, по очереди друг у друга. С шести часов вечера до двенадцати часов ночи крестьянки ткали Великим постом — в марте, апреле и заканчивали тканьё через две недели после праздника Пасхи.

Ткали холсты для рубах, полотенец, постельников, столешников, половиков и, наконец, мешки. Одна женщина могла наткать около 150 аршин (0,71 метра) ткани. Все холсты шли для домашнего употребления и продавались только в крайнем случае — если женщине очень нужны были деньги.

Одежда имела общественную оценку. Недаром на Руси говорили: «По одёжке встречают, а по уму провожают». По разумению наших предков, одежда должна быть не только удобной, но и практичной, а по возможности и нарядной. Как же приятно было надеть льняную рубаху с запахом поля, леса и ягод! Вспомним наших бабушек, сидевших за ткацким станом от зари до захода солнца. Из-под ловких рук мастериц лились ткани с удивительными узорами, дарившие людям радость. И ничего в мире не проходит бесследно, ни плохое, ни хорошее. Низкий поклон русским мастерицам.

Г.ПОЛЯКОВА, заместитель директора Талдомского историко-литературного музея по научной работе

“Талдомские хроники”

10.09.2016