Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Семен Михайлович Алексеев родился 24 декабря 1909 года. В раннем возрасте остался круглым сиротой, воспитывался в детском доме, а затем был усыновлен рабочей семьей Алексеевых – дальних родственников умерших родителей.

Его детство и юность прошли в Москве, где он в 1926 году после окончания семилетней школы начал работать на фабрике «Пролетарский труд» и параллельно обучался на трехгодичных конструкторских курсах.

В 1929-м пришел в коллектив к Андрею Николаевичу Туполеву на должность конструктора-деталировщика. В 1930-м поступил на вечерний факультет МАИ, после окончания которого работал у Туполева, Ильюшина, Чижевского.

К 1941 году Алексеев уже опытный конструктор. В годы Великой Отечественной войны он первый заместитель легендарного авиаконструктора Семена Алексеевича Лавочкина и заслуженно разделил с ним славу авторства знаменитых фронтовых истребителей ЛА-5 и ЛА-7. Решая проблему повышения летных характеристик истребителя ЛА-7, Семен Михайлович впервые встречается с Сергеем Павловичем Королевым и его товарищами по работе. Эта встреча существенно повлияла на последующее их сотрудничество.

В 1946-м лично Иосиф Виссарионович Сталин назначает Алексеева главным конструктором ОКБ Горьковского авиационного завода № 21, выпускающего самолеты Лавочкина. В Горьком Семен Михайлович приступает к разработке целой серии новых реактивных самолетов-истребителей – И-211, И-212, И-215 и И-217.

Но в 1948 году конструкторский коллектив завода был расформирован, а сам Алексеев вскоре назначен главным конструктором уникального ОКБ в Дубне. На предприятии трудились авиационные конструкторы и инженеры фирмы «Юнкерс», вывезенные в 1946-м из Германии. В этом необычном ОКБ были проведены интересные работы по исследованию переносимости перегрузок и поиску оптимальной позы пилота скоростного самолета. Результаты этих исследований в дальнейшем использованы при создании систем по обеспечению безопасности полета космонавта на кораблях «Восток» и «Восход».

По завершении работ с немецкими специалистами Алексеева переводят работать в ЛИИ. Там под его руководством спроектирован целый ряд летательных лабораторий для исследования работы двигателей и аэродинамики катапультного кресла. Кроме того, была впервые разработана система одновременной заправки топливом в полете двух истребителей МиГ-15 от самолета Ту-4.

В 50-х годах тактико-технические характеристики самолетов вошли в явное противоречие с возможностями пилота по управлению машиной. Человек стал слабым звеном в пилотируемом полете. Для решения возникших проблем необходимо было разработать по сути новую научно-прикладную дисциплину, находящуюся на стыке разнообразных областей знаний. В результате руководство страны приняло решение о формировании в системе Министерства авиационной промышленности специализированного ОКБ, нацеленного на решение указанных проблем. В октябре 1952-го вышел приказ министра авиационной промышленности Михаила Васильевича Хруничева о создании завода № 918 (впоследствии ОАО «НПП «Звезда»). Его руководителем назначен Семен Михайлович Алексеев.

Приказом были определены основные направления работ:

разработка опытных образцов высотных скафандров, противоперегрузочных костюмов и защитных шлемов для экипажей самолетов;
разработка средств покидания самолета, катапультируемых сидений, а также средств защиты экипажа после покидания кабины самолета;
разработка рациональных схем бронирования экипажа самолета, определения наивыгоднейших форм бронедеталей, а также конструктивной брони, изучение защитных свойств брони в сочетании с конструкцией самолета и его агрегатами;
разработка новых конструкций топливных баков самолетов и их контейнеров, обеспечивающих защиту топлива от вытекания при поражении баков, повышение защитных свойств баков существующих конструкций;
исследование применения на самолете средств противопожарной защиты и методов борьбы с пожарами.

Государственный союзный завод № 918 Алексееву предстояло создать в поселке Томилино под Москвой фактически на пустом месте – на территории центральных складов МАП, где было единственное капитальное здание, занятое сушильными камерами для древесины и цехом изготовления лыж.

С 1953–1954 годов началось активное участие завода в обеспечении программы полета животных на ракетах до высот порядка 110 километров.

Столь же продуктивным выглядел старт нового предприятия и по другим направлениям, в частности в решении проблемы аварийного покидания летательного аппарата. Уже в 1956-м катапультное кресло под индексом К-1 прошло испытания и в 1958 году было установлено на опытном самолете ОКБ А. С. Лавочкина. В этот же период появились и дальнейшие разработки линейки средств спасения – К-2, К-3, К-21, К-22.

Кресло К-22 обеспечивало безопасное катапультирование до скорости 1050 километров в час в диапазоне высот от 50 до 25 тысяч метров.

Вскоре важнейшей работой завода стала подготовка к полету человека в космос. Коллективом под руководством Алексеева разработаны в сжатые сроки катапультное кресло, которое было одновременно рабочим местом космонавта в течение всего полета и системой покидания корабля перед парашютированием, космический скафандр и все сопутствующие агрегаты и системы. В конечном итоге созданные предприятием изделия и системы позволили обеспечить успешное выполнение первого в мире полета человека в космос. Семен Михайлович Алексеев входил в состав совета главных конструкторов и Государственной комиссии, принимающей решения по первому и последующим пилотируемым пускам и по кандидатуре первого космонавта. В 1960 году под руководством Алексеева начаты работы по скафандрам для внекорабельной деятельности. В 1987-м он по состоянию здоровья вышел на заслуженный отдых, а в 1993 году после тяжелой болезни ушел из жизни.

Семен Михайлович Алексеев – Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени (дважды), Красной Звезды. Он внес выдающийся вклад в развитие отечественной авиации и космонавтики.

Газета “Военно-промышленный курьер” – http://vpk-news.ru/

24.05.2021