Первые документальные упоминания об этой территории относятся к рубежу 16-17 веков. До конца 16 века сельцо Яковлевское являлось вотчиной столбовых дворян Сукиных.
В 1591 году Пехра-Яковлевское становится владением рода Голицыных и принадлежит ему в последующие 200 с лишним лет. Усадьба была заложена в 1760-1765 годах Петром Михайловичем Голицыным и его сыном Михаилом.
Ансамбль усадьбы был задуман в стиле классицизма. В составе комплекса находились двухэтажный деревянный дом с двумя флигелями, театр, оранжерея и церковь. К 1780 году было построено каменное здание по проекту К.И. Бланка. Тогда же по проекту Ф.П. Казие возводятся двухэтажные флигели, соединенные с домом колоннадами. Вокруг усадьбы разбивается парк, где появляются партер со статуями и вазами, фонтан “Три грации”, строятся гроты, лестницы, катальная горка, устанавливаются скульптуры.
Внутренние интерьеры усадьбы прекрасно сочетались с замечательной коллекцией гравюр, картин и скульптур, собранных князем Голицыным.
В 1829 году усадьба продается И.А. Гагарину, а с 1835-го владелицей ее становится А.Д. Нарышкина.
В 1924 году в результате сильного пожара выгорел главный корпус усадьбы. Позже он был восстановлен, правда, уже трехэтажным. Декор здания после этого сохранился только фрагментарно.
В 1929 году усадьбу занял Пушно-меховой институт, а в 1955 году – Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного обучения. В настоящее время здания усадьбы занимает Российский государственный аграрный заочный университет.
Усадьба Пехра-Яковлевское отнесена к памятникам федерального значения. Мы знаем, что высокий статус и государственная охрана зачастую не останавливают вездесущих бизнесменов от строительства в их желании превратить памятник истории в очередную коммерческую застройку.
Жители Балашихи отсутствием исторической памяти не страдают. Разноголосицы по историческому прошлому города что-то не слышно. Вместо этого люди бережно хранят в чистоте и порядке то, что им оставили предшественники, среди которых великие имена Разумовских, Юсуповых, Третьяковых, Нарышкиных, Гагариных, Голициных.
На стенах сохранившихся зданий нет рисунков и надписей новоявленных “художников” с их собственным пониманием прекрасного, нет и привычных нам груд мусора. Уважая память предшествующих поколений, мы заставляем с уважением относиться к самим себе.
Сергей Гор
02.04.2013