Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Церковь Вознесения Господня в городе Кимры Тверской области отметит двухсотлетие 1 сентября 2013 года. В преддверии памятной даты с настоятелем храма встретилась журналист газеты “Кимры Сегодня”. По версии газеты, юбилей Вознесенской церкви – главное событие года в Кимрах. Это праздник не только прихожан, но и всех кимряков, ведь храм, расположенный на берегу Волги, является одним из символов и святынь старинного русского города.

Первое упоминание о зареченской церкви встречается в описании Кимрской дворцовой волости, когда в 1635 году царь Михаил Федорович пожаловал село Кимры боярину Алексею Михайловичу Львову за заслуги перед Отечеством (за посольскую службу). В те годы церковь была еще деревянной, к 1677 году она обветшала, и на ее месте построили новую, опять-таки деревянную.

В 1808 году в связи с очередным обветшанием прихожане обратились к Тверскому Владыке с просьбой разрешить им построить новый, каменный храм. 14 декабря 1808 года разрешение было получено.

В начале 1810 года деревянную церковь разобрали, на ее месте начали возводить каменную. Освящение состоялось 22 мая 1813 года. Главный престол был освящен во имя Вознесения Господня. Правый – во имя Успения Божьей Матери, левый – во имя Святого великомученика Димитрия Солунского.

Строительство осуществлялось на средства прихожан, большую помощь оказали братья Николай и Яков Башиловы, впоследствии работы по расширению храма велись на средства купца Александра Мошкина.

После октября 1917 года в стране начались гонения на Православную Церковь, в том числе и в Кимрах. 5 апреля 1919 года был заключен договор, согласно которому кимрский уисполком передал Вознесенскую церковь в безвозмездное пользование религиозной общине. Но он был составлен таким образом, что верующие попали под тотальный контроль Советской власти. В начале 1941 года церковь закрыли, устроив в ней маслобойный завод, а позднее – склады. Возрождение храма началось в 1990 году. С 1991 года в нем возобновлено богослужение.

ХРАМ СЕГОДНЯ

Работы по реставрации Вознесенской церкви не прекращались двадцать с лишним лет, но даже в начале юбилейного года было сложно поверить, что они когда-нибудь завершатся. Однако уже с весны Храм Вознесения Господня заиграл новыми красками: засиявшие золотом купола вновь стали видны далеко по Волге. Накануне праздника я попросила настоятеля храма отца Андрея Лазарева рассказать о ходе реставрационных работ. Когда шла на встречу, то обратила внимание, как похорошела Вознесенская церковь – хоть тучи на небе хмурились, на золотых куполах весело играли солнечные зайчики, нежный розовый цвет стен умиротворял. Вокруг суетились рабочие. Несколько человек обновляли покраску часовни, освященной в честь кимрских святых: Федора Колерова, Анания Бойкова и Михаила Болдакова, другие оценивали ровность кладки кирпича в только что начатой арке при входе. Часть церкви оказалась затянута в леса, на которых тоже кипела жизнь – завершали покраску фасада главного придела, освященного в честь Вознесения Господня.

– Отец Андрей, до юбилейной даты остается совсем немного. Расскажите, что нового ожидает прихожан к празднику?

– Мы сделали очень большую работу: по сути, за полгода закончен капитальный ремонт храма. Он шел более двадцати лет, но в таких масштабах, за такое короткое время никогда ранее не велся.

Храм очень пострадал, когда его закрыли в годы Великой Отечественной войны. Вокруг храма было кладбище, которое снесли. На нем мирно покоились более 400 лет наши предки. Очевидцы говорят, что надгробные памятники выворачивали с корнем, вместе с останками усопших…

В рамках капитального ремонта вокруг храма около месяца назад мы сняли полметра грунта – решили его откопать, ведь на протяжении ХХ века делались различные подсыпки. Во время работ были обнаружены черепа и кости людей. Мы их собрали в специально приготовленный гробик и после окончания работ перезахороним на территории при церкви. Еще нашли два старинных склепа, которые не стали вскрывать. Они тоже очень древние – им не менее двухсот лет.

– Что сделано к настоящему моменту?

– Установили кованые двери в стиле XIX века везде: и снаружи, и внутри церкви. Работу провели огромную: весь храм расчищали до красного кирпича, убирали все современные цементные заплаты, разбирали кладки из силикатного кирпича. Сейчас-то я уже стал «великим» специалистом в строительстве, – с улыбкой продолжает отец Андрей. – Теперь я знаю: для того чтобы храм стоял века, его стены должны дышать, иначе все будет задыхаться и разрушаться. Весь фасад алтарной части нашей церкви в 90-е отштукатурили цементным раствором, который полностью закрыл доступ воздуха к стенам. Этот слой мы тоже сбивали. И уже потом штукатурили известковым раствором. Затем красили и грунтовали качественными немецкими материалами для реставрационных работ. Надеюсь, что к празднику мы закончим покраску фасада с внешней стороны.

– Расскажите немного о применявшихся восстановительных технологиях.

– Мы использовали материалы германской фирмы ALLIGATOR, которая специализируется на производстве составов для восстановления памятников. Ее продукция используется не только в Москве и Санкт-Петербурге, но даже в Венеции. К сегодняшнему дню с помощью их материалов были проведены ремонтные работы Петропавловского собора, Аничкова дворца, Кунсткамеры, Государственного Русского музея, Российской академии музыки имени Гнесиных, филиала Государственного исторического музея.

Специалисты фирмы несколько раз приезжали к нам, давали бесплатные консультации. Мы действовали по их рекомендациям и под их присмотром. Уже прошло полгода после проведения фасадных работ колокольни, и, как видите, ничего не потрескалось и не потемнело. А вообще они дают гарантию на свои материалы на 50 лет!

Цвет церкви изначально мы хотели сделать желтым, но специалисты фирмы убедили сделать такой необычный розовый. Вознесенская церковь получилась, как нарядная невеста к свадьбе!

– Какие затруднения встречались на вашем пути?

– Одно из разочарований – то, что после протечки крыши в 90-е годы изнутри храм был покрашен масляной краской. За два десятилетия между ней и кирпичом образовался очень «больной» слой. В главном приделе осталось лишь несколько плохо сохранившихся фрагментов живописи. Был страшно закопчен потолок, на нем надписи советского периода, вроде «Я здесь жила».

Чтобы оценить масштаб всех разрушений, я пригласил эксперта из Дубны – директора иконописной школы отца Виталия, который занимается реставрацией храмов еще с 1980-х годов. Он осмотрел весь храм и посетовал, что оставлять по большому счету нечего, поэтому пришлось все расчищать до красного кирпича. Хочу отметить, что те редкие места, где все-таки хоть что-то сохранилось, мы покрыли специальной штукатуркой, которая закрыла остатки живописи до лучших времен, когда у нас появится возможность их отреставрировать.

– То есть эта штукатурка сохранит живопись?

– Да, конечно. При желании она легко счищается, и если найдутся желающие лет через 10-20 восстановить то, что сохранилось, они смогут это сделать.

– Раньше вход в Вознесенский придел был закрыт. К юбилею вы его откроете?

– Да, конечно. На данный момент в нем активно ведутся работы: расписывается алтарь, поставлено тело иконостаса. Детали для него заказали в московской фирме «Гранд декор». Восемь больших колонн и более мелкие декоративные детали изготовлены из бука и тюльпанового дерева, которое привезли из Америки, а Царские врата и Распятие, которое установят над иконостасом, колонны, рамки и другие сделали резчики из Мордовии.

Еще в Вознесенском приделе мы сделали балкон для клироса, раньше его не было – хор пел впереди, с левой стороны, певчим было тесно, а прихожанам плохо слышно. Теперь хор наверху, замечательная акустика. И певчим там очень нравится.

Сейчас ведутся работы по укладке пола. С помощью современных технологий мы сделали его теплым, а сверху укладывается оригинальная французская плитка, такая же, как была 100 лет назад.

– Та самая плитка? Как такое могло получиться?

– Да, оказалось, что такое возможно. До сих пор во Франции работает тот самый завод, на котором закупали материалы наши предки. Он производит метлахскую плитку уже двести лет. Именно эту плитку нашел в Европе кимряк Валерий Белоусов, и у нас теперь получилась реставрация пола, который был весь продавлен, обезображен, искорежен. Сейчас мы делаем новый пол. В Кимрах нашли опытного плиточника Вадима Румянцева, который сумел за короткое время освоить старинную технологию по укладке пола, хотя работа эта очень непростая, равносильная собиранию мозаики.

– Кто занимается росписью в храме?

– Нам повезло, мы нашли талантливого кимрского художника Аркадия Мотовилова. Наше с ним знакомство состоялось в начале 90-х годов, когда я служил в Преображенском соборе, а он делал там роспись в окнах алтаря. Тогда я и обратил внимание, насколько точно мастер уловил дух живописи XIX века. Поэтому, когда встал вопрос о росписи Вознесенской церкви, я вспомнил о нем. Было очень сложно найти Аркадия спустя 20 лет. К этому моменту он уже работал в Москве и, как мне кажется, не по специальности. Когда ему предложили работу, он очень обрадовался. Сейчас Аркадий заканчивает расписывать алтарную часть Вознесенского придела.

– Что стало с иконами, которые раньше украшали стены церкви?

– Они теперь на реставрации. Директор ОАО «Кимрская фабрика им. Горького» И.А. Жохов выделил для этого специальные удобные помещения, а реставрацию проводит известный кимрский художник Николай Бареев. После реставрации для икон будут изготовлены специальные киоты, в которых они потом вернутся в храм.

– Как планируете облагородить территорию вокруг церкви?

– Как я уже говорил, мы сняли полметра земли – откопали церковь, сейчас завезли грунт, его распланировали по территории и уже посадили траву. Городская администрация обещает помочь сделать дорожку к храму. Проект исторической арки по старым фотографиям выполнила главный архитектор города Кимры Екатерина Угрюмова, руководитель «Городского благоустройства» Андрей Бекренев помог с фундаментом.

– Между часовней и Вознесенской церковью расчищено большое пространство. Что планируется на этом месте?

– Эта земля выделена городской администрацией для развития терапевтического реабилитационного центра помощи наркозависимым «Радуга». Так как в проекте Московской Патриархии Русской Православной Церкви этот центр обозначен не только как лечебный, но и учебный, мы планируем на пустыре построить здание для консультационного центра, первичного приема и небольшой гостиницы для всех, кто будет навещать пациентов, и для специалистов, приезжающих для обучения. Ну и, конечно, для парковки автомобилей, потому что места не хватает, уже сейчас машины стоят в несколько рядов в выходные дни.

– Когда прихожане смогут увидеть храм во всей красе?

– Основные работы постараемся завершить к 1 сентября. В тот же день планируем большой праздник, посвященный двухсотлетнему юбилею кимрского Храма Вознесения Господня. На праздничное богослужение, которое возглавит митрополит Тверской и Кашинский Виктор, будут приглашены почетные гости из Кимр и Москвы, Дубны и Твери, которые нам помогли в это непростое время.

Обязательно позовем на наш праздник всех кимряков. Но к этому событию предстоит еще много и серьезно готовиться. К сожалению, те средства, которые у нас были на восстановительные работы, уже закончились. Хочу обратиться со страниц главной городской газеты ко всем землякам с просьбой о помощи, ведь испокон веков на Руси храм возводили всем миром.

Беседовала Яна КРУТИКОВА, фото автора

19.08.2013