Ратмино. Устье реки Дубны. Волга. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы… Для жителей подмосковной Дубны это не просто близкие, хорошо знакомые названия. Это уже своего рода духовные знаки, символы родного края, малой Родины. Ратмино притягивает подобно магниту, пленяет и долго не отпускает от чарующего взор уголка, где спокойно душе и в котором так удивительно сочетаются Природа и История. Будто бы заставляя «случайного свидетеля» окунуться в толщу столетий, прикоснуться к тайне здешней земли. Поистине богато и содержательно прошлое этой маленькой территории, жизнь на которой, подобно сказочной птице Феникс, временно угасая, вновь возрождалась «из пепла», символизируя связь времен и преемственность поколений.

Впервые в письменных источниках село Городище на устье реки Дубны встречается в Писцовой Кашинской книге 1628-29 гг. Село Городище вместе с деревней Ратмино (по источникам «Ратмень» (Ратмеръ)), пустошью (бывшей деревней) «Иванково» значится в вотчине Ильи Осиповича Грязного, который получил ее в 1627 году «за московское осадное сиденье королевича приходу».
Скупые строки Писцовой книги почти четырехсотлетней давности отмечают, что в селе Городище находится «…церковь во имя Николы Чюдотворца древяна клецки, а в церкве оброзы и книги и всякое церковное строение вотчинниково, да в церковной земле во дворе поп Григорей Спиридонов, место дьячково, место пономарское, место просвирницыно, да в селе ж двор вотчинников, а в нем живут деловые люди Ларка Алексеев да Стенка Прокофьев, да бобыли Пронка Леонтьев да Ларка Иванов, пашни пахоные перелогом и лесом поросло 30 четвертей в поле, сена по реке Волге и по реке Дубне 100 копен, лесу 5 десятин».
Необходимо отметить, что упоминаемая в Писцовой книге деревянная церковь Николая Чудотворца, а также деревянный храм Ильи Пророка (встречается по другим источникам) были историческими предшественниками нынешнего храма Похвалы Пресвятой Богородицы на устье реки Дубны. Память о двух средневековых храмах сохранилась в названиях двух приделов современной ратминской церкви в честь святых Николая и Ильи.
По материалам Тверского государственного архива известно, что еще в 1744 г. в село Городище на Дубенском устье был назначен священник отец Игнатий Максимов.
Строительство нынешней ратминской церкви тесно связано с третьими по счету известными владельцами имения — Вяземскими (после Грязновых и Татищевых).
В 1823 года 15 июля в селе Городище произошло трагическое событие — от удара молнии загорелась деревянная церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы (храм был построен в 1714 году). Как сообщают источники, церковь, по донесению благочинного Корчевы отца Иоанна Алексеева, «сгорела и с колокольнею вся без остатка». «Священнослужители того села и прихожане, коих было около 300 человек, при употреблении всех средств и стараний, не могли прекратить сильнейшего действия огня. Церковную же утварь священник Иоанн Макарьев с причетники в самой крайней опасности, когда церковь полна была дыму и чаду… вынесли и сохранили в целости».
Супруга Сергея Сергеевича Вяземского княгиня Елизавета Ростиславна (урожденная Татищева) оставила добрую память у жителей села Городище, так как на месте сгоревшей деревянной церкви 20 июня 1824 года велела заложить каменную. К 29 августа 1827 года была выстроена и освящена со всем внутренним убранством новая каменная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, которая стоит и поныне, радуя прихожан своей красотой. Архитектурные формы храма выполнены в традициях поздней классики первой трети XIX века (стиль ампир), органично вписываясь в окружающий ландшафт.
В начале ХХ века в храме была проведена реконструкция: колокольня выросла на один ярус, была расширена трапезная, построено два придела. Примечательно, что в результате работ по реконструкции церкви под алтарем оказался фамильный склеп знаменитого Мамонтова, который раньше за особые заслуги был захоронен непосредственно около стен храма.
Личность Ивана Николаевича Мамонтова еще ждет своих пытливых исследователей. Известно, что его имение находилось близ деревни Пекуново Корчевского уезда Тверской губернии на левом, противоположном берегу Волги, напротив нынешнего Ратмино. Помимо имения Мамонтовы владели винокуренным заводом. Иван Николаевич был авторитетным человеком в уезде и губернии, многие годы занимал руководящие посты в Корчевском уездном земстве, слыл большим меценатом. Именно благодаря этому человеку в селе Городище при церкви Похвалы пресвятой Богородицы была построена и долгие годы работала церковно-приходская школа.
Несколько лет назад при проведении строительных работ в ратминском храме, в алтарной части была найдена могильная плита, под которой покоились останки Мамонтова Ивана Николавевича. Поразительно, что на протяжении многих лет воинствующего атеизма склеп сохранился и не был тронут! После проведения необходимой археологической экспертизы захоронение было перенесено на прихрамовую территорию, где и находится до сих пор. На плите из черного гранита с трудом можно различить надпись: «Иванъ Николаевичъ Мамоновъ. Родился… в 1846 году. Скончался в сельце Пекуново в … 1899 году».
Усадьба Вяземских была отделена от церкви аллеей. Кстати, с множеством гостей, посещавших усадьбу Вяземских, связана одна любопытная легенда: каждый, кто приезжал отдохнуть на лоне природы в чарующем взор имении, считал своим долгом привезти его владельцам саженцы благоухающей сирени. Постепенно сиреневые кусты разрослись и, пережив саму усадьбу, дожили до наших дней, придавая неподражаемый колорит ратминскому антуражу.
Ратмино вообще изобилует легендами, создающими некоторый загадочный ореол над бывшим поместьем. Так, например, по сохранившемуся преданию, могучий дуб, ближе всего растущий к церкви Пресвятой Похвалы Богородицы, якобы был посажен самим князем Александром Сергеевичем Вяземским. Дуб, по мнению некоторых старожилов, обладает целебной силой. Если прижаться к его мощному стволу и, обняв руками «старого великана», постоять так некоторое время — телесные хвори и «душевные недуги» должны обязательно отступить.
Известно, что село Городище в конце XIX — начале XX века являлось административно-религиозным центром локального значения — было центром местного прихода. В 1915 г. к приходу церкви Похвалы Пресвятой Богородицы относились деревни Ратмино (Александровка) — 50 дворов, 163 мужчины и 152 женщины; Козлаки (Козлиха) — 9 дворов, 28 мужчин и 33 женщины. Кроме названных деревень, к приходу церкви также были прикреплены деревни Иваньково (Иваньковка), Пекуново (Пекуновка), Притыкино. Всего прихожан числилось 1218 мужчин и 1315 женщин.
В селе с 1887 года действовала одноклассная церковно-приходская школа, в которой обучалось около 50 человек. В соответствие с правилами того времени, осуществление начального образования в сельской местности являлось прерогативой лиц духовного звания. Уроки Закона Божия вел бесплатно 33-летний священник Ратминской церкви Николай Драницин, учителем был Михаил Веревкин, выпускник духовной семинарии. Материалы по Корчевскому земству Тверской губернии сообщают, что наряду с церковно-приходской школой в селе работало и земское училище, где местную молодежь обучали ремесленным специальностям.
Активно проводимая во второй половине 1930-х годов антирелигиозная кампания не обошла стороной и земли бывшего Корчевского уезда. 1937 год в истории Ратмино отмечен трагедией — варварским разорением церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. По свидетельствам очевидцев, храм ломали несколько дней, выносили иконы и бросали в тут же разведенный костер. Потом, в духе тогдашних традиций, в церкви открылась мастерская по ремонту тракторов, в стене храма был сделан пролом для их проезда. В течение двух лет помещение храма использовалось под мастерскую. Затем в алтарной половине церкви сделали деревенский клуб, в другой — колхозную столовую. В послевоенное время на территории бывшего ратминского имения было организовано сельскохозяйственное училище, просуществовавшее фактически до начала 1970-х годов. В 90-е годы храм был восстановлен, а на богослужения в него съезжаются многочисленные жители Дубны.
Безусловно, именно из таких живописных уголков, разбросанных по всей матушке-России, и складывается представление о красоте нашей природы, величии национальной истории, самобытности и богатстве отечественной культуры. Именно они представляют загадочность и глубину русской души. Нам осталось только найти дорогу к нашей Истории, восстановив связь времен, воскресив полузабытое и разрушенное прошлое нашего края, нашей малой Родины.
27.08.2007