Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Прошло 85 лет с тех пор, как в 1937 году места, где стояли села и деревни Крева, Дмитровское, Никольское, Федоровка, а вместе с ними и многие другие, стали дном Московского моря (Иваньковского водохранилища).

Главная цель постройки канала – снабжение Москвы водой. Иваньковское водохранилище начали наполнять водой 23 марта 1937 года. Через пять дней, 28 марта, вода поднялась до такого уровня, что постепенно стала заходить в канал. Снимок сделан примерно с того места, где сейчас стоит монумент Ленину.  Фото Г. Зельма

Деревянные дома перевезли в незатопленные районы, каменные строения сломали. В непосредственной близости от современной Дубны исчезла старая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 

Деревня Иваньково, давшая название Иваньковскому водохранилищу, стояла на правом берегу Волги – там, где сейчас находится шлюз №1. Большинство ее жителей трудилось в колхозе «Большевик». Эту деревню перенесли ниже по течению Волги, в район современных улиц Мичурина и Ленинградской. 

Деревня Иваньково на правом берегу Волги до начала строительства канала Москва-Волга

Но за это место еще пришлось побороться. Был, например, вариант разместить Иваньково в удалении от Волги – на левом берегу заболоченной Черной речки. 

Постепенно все проблемы, связанные с переселением жителей многочисленных сел и деревень, утряслись. Люди стали осваиваться на новых местах. Молодежь – достаточно просто, старики, понятное дело, гораздо тяжелее. 

Первая флотилия теплоходов начала проход по каналу Москва-Волга от шлюза №1 в конце апреля и пришвартовалась на Химкинском речном вокзале 2 мая 1937 года. В 1947 году в честь 800-летия столицы «Канал Москва-Волга» был переименован в «Канал имени Москвы»

Фотографий того, как выглядели окрестности нашего города до постройки плотины и образования Московского моря, практически не сохранилось. Лишь память местных жителей хранила исчезнувшее прошлое. С каждым годом таких старожилов становилось все меньше…

Обложка популярного в Советском Союзе юмористического журнала «Крокодил» за 1937 год.  Художник Лев Бродаты изобразил реальный эпизод, когда жителей деревень, перенесенных из зоны затопления, катали на катере по тем местам, где они раньше жили. Подпись к рисунку: «Я, милый, здешнее дно лучше всякого водолаза знаю: пятьдесят восемь лет здесь, на дне, безвыездно прожила»

Сейчас наше море – излюбленное место отдыха многих тысяч людей. Мало кто задумывается, что там – на дне – когда-то жили люди, что остров Могильный носит свое имя не просто так, а потому, что это – место старого кладбища. 

Зацикливаться на подобных знаниях, вероятно, не стоит. Но помнить нужно. Да и какой настоящий город без тайн, легенд и загадок, уходящих, в прямом и переносном смысле, в глубины нашего прошлого. 

Леонид Четвериков

29.05.2022