Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Хроника дубненских детских колясок

В 2023 году исполнилось 70 лет, как с конвейера завода в поселке Иваньково, прятавшегося от посторонних глаз под названием «п/я №6», сошла первая детская коляска. При этом основной продукцией предприятия, подчинявшегося Министерству авиационной промышленности,  являлись грозные крылатые ракеты воздушного, морского и наземного базирования.

После победы в Великой Отечественной войне часть военного производства в стране стали постепенно переводить на мирные рельсы. В Иваньково (будущей Дубне)  этот процесс стартовал в начале 50-х годов. В 1953 году заводу № 256 (почтовый ящик №6), в настоящее время носящего название Дубненский машиностроительный завод (ДМЗ), наряду с военной продукцией также был поручен выпуск товаров народного потребления.  Директор завода Сергей Иванович Белиловский и тогдашнее руководство предприятия выбрали для производства алюминиевую посуду, металлические кровати с сетками и детские коляски. Через год-два изготовление кроватей и посуды передали гражданским предприятиям, а завод в плане мирной продукции стал специализироваться только на выпуске детских колясок.

Информация для этой статьи по большей части собиралась по крупицам  в старых номерах газеты «Вперед», издававшейся в советское время Дубненским машиностроительным заводом. Поскольку полных подшивок заводской многотиражки за все годы её издания найти не удалось, то колясочная хроника получилась очень неполная, с огромным количеством белых пятен.

В октябре 1953 года в здании бывшей старой котельной  организовали сборочный участок по выпуску детских колясок, получивший название цех №40. По воспоминаниям старожилов  цех располагался в районе бани, по современному адресу: ул. Свободы, 4А. Детали поступали из других подразделений предприятия. Сборка шла на столах.

К первым 17 детским коляскам ОТК (отдел технического контроля) предъявил целый список дефектов.

Заводская история называет первую модель коляски – ДК, по первым буквам слов «детская коляска». Хотя не исключено, что первой выпущенной  у нас коляской была модель ДК-3.   Выпускалась ли когда-нибудь коляска ДК-2 – также неизвестно. Подобное наименование в истории дубненских колясок ни разу не всплывало. К сожалению, сведений о начальном  периоде колясочной истории в старых газетах практически не сохранилось. Первые 10 лет работы сорокового цеха пока являются по сути дела одним большим белым пятном.

В наши дни в ряде интернет-публикаций встречаются такие народные неофициальные названия  коляски ДК-3, как «Победа» и «Ракета».

К концу 1953 года требовалось выпустить 1500 штук.  Коляску разработали в заводском СКО (серийно-конструкторский отдел). Аналогом послужила швейцарская детская коляска. К Новому году удалось сделать 300 штук.  В работе принимали участие начальник цеха №3 Евгений Иосифович Синицын, начальник ПДБ Кузнецов К.Д., начальник БЦК Челпанов А.Д., помощник начальника цеха Андрей Евгеньевич Рихтер. К этому времени удалось изготовить два принудительных конвейера, просуществовавших до 1968 года. Большую помощь оказал начальник производства А.В. Коломенский.

В первые годы цех выпускал по 13-14 тысяч изделий в год. С 1953 по 1963 год покраска деталей осуществлялась ручным пульверизатором.

Тогда же была заложена хорошая традиция – дарить юбилейную детскую коляску первому новорождённому юбилейного дня. Одна из первых колясок приказом директора завода Белиловского была подарена семье работников завода Дурышкиных, как самой многодетной семье, где родился очередной ребёнок.

Коляска модели ДК-3 из собрания частного музея детских колясок в посёлке Кяру, Эстония. Экземпляр  редкой сохранности  – с лыжами и родными винтами для крепления ручки.

1954 год

В книге по истории ДМЗ, написанной бывшим директором завода Г.А. Савельевым, запуск в строй цеха №40, площадью 650 кв. м. относится к 1954 году.

1956 год

Цех возглавил старший мастер И.Т. Уваркин

Коляска ДК-3 из собрания дубненского музея. У кузова коляски днище и внутренние части бортов выполнены из фанеры, усиленной деревянными элементами. С наружной стороны бортов установлены дюралевые накладки. На фотографии эта дюралевая накладка покрашена в голубой цвет. Внутренняя часть кузова  обтянута искусственной кожей. 

1958 год

Организованы механический и сварочный участки.

1963 год

В этом году цех №40 неоднократно занимал первые места в социалистическом соревновании среди заводских цехов.  План первых шести месяцев выполнен досрочно – 19 июня.  В малярном отделении внедрена  электростатическая покраска и сушка деталей, что сразу облегчило труд рабочих и повысило производительность труда.  При этом также значительно экономилась краска. Но освоение новой технологии шло с трудом. Страдало качество.

Работницы группы ДК-3 цеха №10 на страницах заводской многотиражки выступили с резкой критикой своего мастера за невыдержанность и невнимательность.

Модель ДКК-6. На экземпляре, представленном на фотографии, отсутствуют накидка и винты, с помощью которых ручка коляски переставляется в разные положения. Кузов коляски выполнен примерно по тому же принципу, как и в модели ДК-3.

Рисунок на козырьке кузова коляски ДКК-6. Вполне возможно, что существовали и другие варианты подобных изображений.

Со второго полугодия 1963 года начался выпуск модели ДКК-6. Аббревиатура ДКК расшифровывается как «детская коляска комбинированная».  В моделях 70-х – 80-х годов это означало наличие съёмных взаимозаменяемых кузовов – летнего и зимнего. Что скрывается за словом «комбинированная» в случае коляски ДКК-6  – сказать затруднительно.  Возможно, кто-то из читателей поможет ответить на этот вопрос.

В конце сентября коллектив цеха №40 принял обязательство в честь 46-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции приступить в октябре к полному серийному выпуску новой детской коляски.

На партийной конференции в октябре 1963 года выступил начальник цеха №40 Уваркин. Газета напечатала сокращенный вариант его доклада:

«Десять лет существует сороковой цех. За это время нами выпущены сотни тысяч детских колясок. Но и сейчас у коллектива имеются свои трудности. Нередко эти трудности не могут быть устранены без вмешательства руководящих работников предприятия, без помощи членов коллективов других цехов и отделов. В этом месяце мы должны выпустить по плану 2 тысячи детских колясок нового образца. Необходимо другим цехам серьезно отнестись к изготовлению оснастки.  Детали делаются не по эталонам.  Вопрос малярного отделения. Оно проектировалось только для окраски боковины и подножки, сейчас места покраски увеличились. У нас нет ни одного ручного поста для покраски, необходимого на время остановки механической линии. Работающие в цехе штампы  – недолговечны, они быстро выходят из строя. Все эти вопросы должны быть решены и как можно скорее».

В конце года цехом взято обязательство  –  выполнить план первого квартала по выпуску коляски новой конструкции ДКК-6 досрочно на два дня.

1964 год

Для ДМЗ этот год юбилейный – 25 лет с момента запуска предприятия. В такие даты принято подводить некоторые итоги. Поэтому заводская пресса уделила коляскам повышенное внимание.  В январе цех выпустил 7000 колясок ДКК-6.  У данной модели существовало три вида окраски кузовов: голубые, салатовые и белые. Начальником цеха  по-прежнему работал И.Т. Уваркин. В числе передовиков колясочного производства пресса называет Александра Иосифовича Гарайкина и  Елену Косыреву.  Всего за 11 лет работы цеха (начиная с 1953 года)  изготовлено около 700.000 детских колясок.

Информационный плакат, выпущенный в 1964 году к 25-летию завода. Вверху первая эмблема дубненских колясок – медвежонок катит коляску и буквы ДК.  Для нанесения изображения непосредственно на изделие, по некоторым сведениям, использовался метод декалькомании, более известный  под названием «переводные картинки». Эмблемы получались недолговечными, поэтому изделий с изображениями хорошего качества до нашего времени практически не дошло. 

1966 год

Внедрена механическая полировка труб.

К празднику 7 ноября в отделе тов. Попова разработали новую модель. Коляска получилась лёгкая, изящная, на высоких колёсах со складывающимся корпусом, выполненным из двухцветной ткани. Закрытый, зимний вариант при необходимости легко заменялся легким красочным сиденьем, преобразующим коляску в открытую, спортивную.  Вес при этом получился около 12 кг. Создателями новой модели стали товарищи Шапкин и Логвиненко. Головную партию новой продукции  в количестве 1000 штук  планировалось выпустить в первом полугодии 1967 года.  А всего в будущем году собирались изготовить 100 000 новых колясок. Но, как потом окажется, гладко было на бумаге…

24 декабря цех №40 отчитался о выполнении годового плана. Было выпущено 95 000 колясок. До конца года сверхпланово выпустили ещё 2400 колясок. Особо отличилась группа, обслуживающая конвейер под руководством старшего мастера В.И. Рожкова. В этот период цех возглавлял Н. Калачев. Секретарём партийной организации работал Н. Изотов.

1967 год

В конце марта инспекторы министерства торговли проверили качество колясок, поставленных торговой фирме «Детский мир».  Результаты оказались неутешительными. Заводская газета писала о данной проверке:

«Ни одна из 9 осмотренных колясок не удостоена положительной оценки по качеству.  Наибольшее опасение вызывает заниженная толщина гальванического покрытия ряда деталей. «Авторы» этого дефекта работают в цехе №13. В цехе №10 грубо, с многочисленными сколами делают деревянные кузова. В цехе №40 при окончательной сборке неравномерно набивают боковины ватой. На большинстве колясок перекошены съемные ручки, слабо натянуты тенты, их рычаги имеют тугой ход. Контролеры отметили, что при сборке нарушается цветовая гармония изделия (зеленое шасси, боковины цвета слоновой кости, внутренняя отделка – белого). Как видно при сборке этой коляски особенно не задумывались – лепили из того, что первым попало под руку. Вмятина на боковине, гофры или ржавчина на ручке, смещение отверстий, сколы на деревянном кузове – с такими и многими другими дефектами смирились в цехах заготовителях и сборочном. Результаты инспекторской проверки были обсуждены на заседании у главного инженера Н.К. Матвеева, где присутствовали все изготовители детской коляски. По всем отмеченным недостаткам составлен план мероприятий… [5 апреля] этот план и образец нашей продукции обсуждались на коллегии в министерстве торговли. В каждом цехе… сейчас должен быть резко улучшен контроль за качество. Делать по принципу «тяп-ляп» и «так-сяк», лишь бы вышло, никому не позволено».

В третьей декаде мая цех №10 допустил брак при изготовлении кузовов ДКК-6.

В конце второго квартала цех №1 не выполнил график поставок комплектующих по модели ДКК-6. Отдел снабжения (ОС) не поставил вовремя дефицитные материалы, как для основных изделий завода, так и для колясок ДКК-6.

В сентябре должен был состояться выпуск новой модели ДКК-8. При этом выполнение годовой программы по ДКК-6  никто не отменял и основное внимание, а также мощности цеха №40, задействовались для этой цели.  Поэтому выпуск ДКК-8 формально удалось начать только в декабре. В помощь цеху №40  бросили силы других цехов и отделов ДМЗ.

В отделе 27 конструктором П.Н. Витушкиным были разработаны три бесцентрово-полировальных станка для шлифовки и полировки трубок к изделию ДКК-8. Ранее эта вредная и трудоемкая работа  проводилась в цехе №13 на обдирочных станках с помощью мягких кругов, что сильно увеличивало трудоёмкость. Новые станки изготовили на производственном участке отдела 27.

24 октября 1967 года произошло знаковое событие – в канун 50-летия  Великой Октябрьской социалистической революции с конвейера сошла миллионная дубненская  коляска.

Вот что писала по этому поводу корреспондент заводской многотиражки Н. Иванова:

«24 октября с самого утра в цехе царило оживленное праздничное настроение. О знаменательном событии сообщали плакаты и транспаранты. Цех готовился принимать гостей. В 15.50 кузов с надписью «1.000.000» подхватили ловкие умелые руки сборщицы Валентины Шевелевой. И с этой минуты десятки глаз следили за заготовкой яркорозового цвета. От своих собратьев юбилейная ДК отличается нарядными пластинками с надписью «1.000.000» и специально изготовленной эмблемой. Через 30 минут контролер Евдокия Ильинична Кабанова, волнуясь, поставила в паспорт нового изделия штамп ОТК и расписалась. Последняя операция. И хотя это приходится делать ежедневно, на этот раз Евдокия Ильинична волновалась: миллион есть миллион. Здесь же в конвейерном отделении цеха возникает митинг, посвященный знаменательному событию. С большим достижением коллектив цеха поздравил и.о. руководителя предприятия Николай Константинович Матвеев. В других цехах для сорокового изготавливается ряд деталей, например в 13, 11, 10, 42. Представители этих коллективов Е.Н. Рябиков и А.А. Чекалина также поздравили своих коллег и заверили их, что будут поставлять наилучшую продукцию и, конечно, без задержки. Приветственный адрес коллективу цеха вручил секретарь ГК КПСС. От имени коллектива сорокового цеха выступил один из лучших работников цеха Александр Дружинин.

– Это наш рабочий подарок юбилею Советского государства, – сказал передовой рабочий.

– Мы приложим все силы, чтобы выполнить план октября, последнего месяца праздничной вахты.

Большой группе работников цехов, занятых изготовлением ДК, объявлены благодарности, ряд товарищей награждены денежными премиями и почетными грамотами.

Только что отпразднован своеобразный юбилей. А коллектив цеха готовиться к выпуску новой модели ДК. Она будет существенно отличаться от предыдущей, т.е. станет ещё лучше, ещё удобнее. В этом году начато сооружение нового цеха детской коляски. Значит не за горами радостное новоселье.

Когда еще шел митинг, никто не знал, кому будет вручен рабочий подарок. И только позднее работники роддома сообщили, что первый после сдачи миллионной ДК на свет появилась девочка. Девчурку назвали Аленкой, ее родители Галина и Петр Федотовы.  2 ноября, когда Галину выписывали из роддома, поздравить молодую мать и вручить подарок пришли работники цеха. Так в молодую семью вместе с рождением ребенка пришла еще одна неожиданная радость, приятная новость. И все это в канун нашего самого большого, самого светлого праздника, в канун дня рождения Советского государства».

Торжества в цехе №40 в честь выпуска миллионной дубненской коляски 24 октября 1967 года.

1968 год

В январе, с целым букетом трудностей, развернулся выпуск ДКК-8. Цех №40 в это время возглавлял Н.П. Калачев. План предусматривал изготовление 400 колясок ДКК-8 в сутки. Подсчёты показали, что для этого требуется дополнительно принять на работу 60-70 человек.

В апреле среднесуточный выпуск составил 487 комплектов вместо 400. За этот успех особо стоит отметить сборщика И.К. Шевченко, обтяжчика Н.М. Степанова, мастеров смен конвейера Н. Моралина и Е. Чигину. Однако, в мае цех №40 сорвал сроки сдачи продукции и не выполнил график по ДКК-8. В мае-июне часть заводских цехов также не выполнили сроки сдачи деталей для ДКК-8.

25 июля за день с конвейера сошло 600 детских колясок. Это рекорд цеха, в течение первого полугодия освоившего новую модель ДКК-8. Помощь в освоении новой коляски оказывали отдел главного технолога, цех №20, отдел А.И. Бабанина.  Большая заслуга в организации нормальной работы принадлежала Леониду Николаевичу Хозбергу.  Руководство предприятия специально пригласила этого ветерана труда, находящегося на пенсии, для передачи огромного опыта по освоению новых видов продукции и организации ритмичного процесса производства. До выхода на заслуженный отдых Леонид Николаевич работал главным диспетчером,  начальником лаборатории научной  организации труда, производства и управления.

В результате внедрения модели ДКК-8 цех за 1-й квартал в 10 раз превысил годовое задание по экономии. Предложение заместителя начальника цеха  Г.А. Киселева помогло сократить объём работ и сэкономило 10 322 руб. Также немалые суммы экономии дали предложения С.С. Кабанова и А.В. Черного. В тоже время, к сожалению, цех №40 в числе первых на заводе по травматизму.

В начале августа цех №20 нарушил сроки сдачи оснастки по летнему варианту ДКК-8, а  отдел неметаллов подвергся  резкой критике за некачественную окраску ДКК-8.  В первую декаду октября цех №12 допустил массовый брак при литье колёс для ДКК-8.

4 декабря завершила выполнение годовой программы по детской коляске группа мастера П.В. Абашкина. Особенно хорошо работали передовые рабочие этой группы Н.А. Кирюшин, Н.Г. Осюхин, А.Н. Турина, Л.С. Захарова, Л.В. Чачина.

26 декабря завершил выполнение годового плана по ДКК-8 коллектив цеха №13. Для успешного выполнения январского задания в цехе создан задел.

На смену медведю с коляской в конце 60-х годов пришел, точнее – прилетел,  аист, ставший символом дубненских колясок более чем на два десятка лет. К сожалению, имя автора данной эмблемы пока выяснить не удалось. Существуют разные версии того, какой смысл  заложен  в окружностях, на фоне которых летит аист. Одни считают, что это солнце, другие называют их мишенью, третьи перевёрнутой радугой. С определённой долей здоровой иронии можно считать эти окружности скачками уплотнений, возникающими при преодолении аистом сверхзвукового барьера.

1969 год

За год серийного производства конструкция коляски ДКК-8 значительно улучшилась, а трудоёмкость снизилась.  Здесь стоит отметить рационализаторов:  Черного (из отдела Попова), Баранова (цех №40), Колчина (отдел главного технолога).

Винт, с помощью которого на ранних моделях крепилась к кузову и переставлялась в разные положения  ручка коляски.

Коляска ДКК-8 поступала в торговую сеть в разобранном виде.  Современная и удобная форма, красивая отделка, наличие летнего варианта – всё это привлекало внимание покупателей. Однако требовалась значительная сила и сноровка для её сборки. Рабочие в магазинах не всегда успевали справляться с заданной работой.

К сожалению, в январе десятый и сороковой цеха сорвали графики выпуска коляски ДКК-8. Июньской проверкой установлено, что за полугодие забраковано 30000 литых колёс для коляски ДКК-8, поступающих из цехов №12 и №13,  на сумму 3292 руб.

За полтора года с момента начала выпуска коляски ДКК-8 в ОТК предприятия поступило  482 рекламации, из которых 359 вызваны выходом из строя колёс. Колёса поступали из цехов №№ 12 и 41 с трещинами литья, разрушениями подшипников. Был проведён комплекс мероприятий по устранению брака. В частности за заливщиками закрепили индивидуальные клейма, а за качество установили повышенную на 10 процентов премию и т.п.

Слева направо: Валентина Барышева, Надежда Шумова, Нина Смирнова – сотрудницы малярного отделения цеха №40. Июль 1969 г.

К сентябрю 1969 года разработан новый тип детской коляски  –  ДК-9М. Разработкой руководил начальник бригады В.Л. Бойко (отдел возглавлял Г.А. Попов). Также известно, что в это время заместителем начальника цеха №40 работал Г. Киселёв. Кузов и форма коляски остались прежние. Облегчили шасси, вся коляска стала немного выше. Шасси и почти все детали (за исключением обода и спиц) никелированные. Это очень важное преимущество перед прежним выпуском. Изготовили опытные образцы для утверждения Всесоюзной торговой палатой и для показа на областной выставке товаров народного потребления. Под вопросом оставалось изготовление амортизаторов и подготовка тары. По плану с 20 сентября параллельно с выпуском прежней модели ДК-9 должен начаться выпуск ДК-9М.  В октябре комсомольцам цеха предлагалось взять шефство над новой детской коляской. В этом месяце в должности начальника цеха упоминается фамилия Соколова. В ноябре цех освоил новую конструкцию шасси ДК-9М.

У людей, которые читали газету «Вперед» в 1969 году, вряд ли возникали вопросы о том, что собой представляли и чем отличались друг от друга модели ДКК-8, ДК-9 и ДК-9М.  Вчитываясь же в пожелтевшие страницы в наши дни, разобраться в этом вопросе без дополнительных подсказок практически невозможно.

Предположительно на снимке коляска модели ДКК-8 в зимней комплектации. Отсутствует фартук для защиты от осадков.  Днище кузова коляски выполнено из листа оргалита, по периметру которого с нижней части прикреплены деревянные рейки сечением 20 на 30 мм. К рейкам обычными гвоздиками со шляпками прибивалась винилискожа, которая обтягивала борта кузова.

Цех №40 выполнил годовую программу по поставке в торговую сеть 100 000 колясок 24 декабря. Особо отличились работники из групп слесарно-сборочного участка мастеров И.В. Борисова и Н.С. Изотова.  До конца года сверх плана будет изготовлено 2000 ДК-9М.

1970 год

В октябре с конвейера сошло 8300 изделий. Коллектив цеха не только успешно выполнил месячное задание, но и освоил новую модель коляски.

Всего за год выпустили 102 000 колясок. Юбилейная, стотысячная, коляска сошла с конвейера 24 декабря в 13 часов. Её изготовила смена мастера И.В. Борисова.

За восьмую пятилетку (1966 – 1970 г.г.)  цех выпустил полмиллиона колясок.

Распределитель Валентина Александровна Моткова (слева) и упаковщица Полина Никифоровна Федорова с юбилейной стотысячной коляской 1970 года.

1971 год

План первого полугодия успешно выполнен. С конвейера сошло 63340 колясок, на 340 больше, чем планировалось изначально.

Для районов Крайнего Севера изготавливалась особо прочная тара. Этим занималась группа мастера А.М. Конюхина из цеха №10. В ней трудились А.М. Полицина, В.И. Становова, В.М. Вершкова, Е.П. Крупенченко, И.И. Токмакова.

23 сентября состоялось заседание партийного комитета завода. Главный инженер завода Г.А. Савельев выступил с докладом «О подготовке производства к запуску новой модели детской коляски». 17 декабря по этой же теме собрался технический совет завода  с участием представителей всех служб. Обсуждались новые образцы колясок. Экспертный совет министерства разрешил выпуск серийных колясок ДКК-8 и ДК-9 только до второго полугодия 1972 года, а затем рекомендовал перейти на выпуск новой модели ДКК-20.

На совете были продемонстрированы две модели: новая ДКК-20 и модернизированная ДК-9, которую назвали ДК-9А.  Над новой моделью ДКК-20 работал отдел товарища Кижаева. Сотрудники отдела предварительно ознакомились с моделями из павильона лучших образцов министерства торговли СССР, после чего разработали конструкцию, выпустили чертежи опытных образцов, по которым изготовили 10 колясок. Прототипом  послужила голландская модель. Коляска получилась изящная и элегантная. Использованы новые высококачественные материалы. Она снабжалась сменным фартуком и тентом, закрытый кузов легко заменялся открытым (летний вариант). На кузов летнего варианта можно было установить тент и фартук от закрытого кузова, а спинку переставлять в положения «сидя» и «лёжа». Также имелся тормоз.  Все эти новшества требовали использования нового оборудования и самой тщательной подготовки производства.  Первый этап испытания новой модели коляски на прочность прошёл успешно.

Отдел Кижаева также подготовил предложения по модернизации массовой модели ДК-9: улучшена конструкция некоторых узлов, внешний вид, коляска стала удобнее в эксплуатации.

Слесарь-сборщик Николай Сергеевич Пестов. Фото 1971 года

Слесарь-сборщик Николай Петрович Панфилов. Фото 1971 года.

Слесарь-сборщик Георгий Ильич Христофоров. Фото 1971 года

По плану на этот год необходимо было выпустить 120 000 колясок.   Цех №10, выпускавший тару для детских колясок, годовое задание по ДК-9 выполнил 21 декабря. Выпущено более 123 тысяч заготовок. В этом году началось освоение вакуумных камер.

1972 год

Новая модель ДКК-20, прототипом которой послужила голландская коляска, из-за технологических трудностей в массовое производство не пошла. Было выпущено всего 100 штук. Сложно сказать, дожил ли до наших дней хоть один экземпляр данной модели?

Освоен новый технологический процесс вакуумного напыления алюминием, повышающий качество колясок. Инициаторами работы  являлись В.М. Французов, В.В. Менек, М.Т. Брызгалов, П.М. Костин, В.М. Величко.

1973 год

Новоселье. В мае коллектив переехал в новый светлый корпус №105. В этот же год Министерству авиационной промышленности, куда входил ДМЗ, было поручено возглавить производство детских колясок в стране.

1974 год

С 1953 по 1974 год выпущено 1 910 800 колясок.

Швея Лидия Усачева. Фото 1974 года

Летний и зимний вариант дубненской коляски, выпущенной в 1974 году. Название модели неизвестно.

1975 год

В мае (по другим источникам в июне) выпущена двухмиллионная коляска. На это потребовалось примерно 8 лет (1967-1975 гг.).  Напомним, чтобы выпустить первый миллион заводу понадобилось 14 лет (1953-1967 гг.).

Введено в строй гальваническое отделение с 6-ю автоматическими линиями.

1976 год

Ведётся освоение новых площадей с автоматическими поточными линиями, что увеличило количество и качество выпускаемой продукции.

В конце года коллективу поставлена задача внедрить в следующем 1977 году в производство новую модель ДКК-2175 и добиться присвоения ей государственного Знака качества. Модель появилась, как результат совмещения ряда конструктивных элементов колясок прежних моделей (ДКК-8У и др.) и коляски ДКК-20. Производство модели ДКК-2175 продолжалось около 10 лет.

В эти же годы выпускалась модель КК-1375. Она была чуть проще модели ДКК-2175  и отличалась от неё двумя нюансами  –  борта летнего варианта КК-1375 не имели тисненых узоров, а на зимнем варианте кузова отсутствовал небольшой дополнительный козырёк.

С момента запуска в производство первой коляски в 1953 году прошло 33 года.  В 1976 году в цеху трудился целый ряд ветеранов, работавших в нём с первых дней. Это – слесарь-сборщик Г.И. Христофоров, обойщицы К.П. Волкова, А.Н. Бабаева, Р.Т. Щеголькова, контролёр М.Г. Киселёва, сверловщица Г.Г. Пилипенко, старший кладовщик К.Г. Жучкова, кладовщик в инструментальной Д.И. Куликова, техник по материалам Е.С. Щуренкова, упаковщица Т.П. Грязнова и многие другие. С момента основания работал в цеху и заместитель начальника цеха Г. Киселёв.

Паспорт на дубненскую коляску модели КК-1375. На оборотной стороне экземпляра паспорта, хранящегося в Музее Дубны, стоит отметка, что коляска выпущена 22 февраля 1978 г.

Зимний вариант коляски КК-1375, на которой  не предусмотрен дополнительный козырёк на верхней кромке основного козырька. Днище кузова выполнено из листа оргалита, по периметру которого снизу прикреплены деревянные  рейки сечением 20 на 30 мм. К рейкам с помощью пневматического скобозабивателя крепится винилискожа. Модель выпускалась на рубеже 70-80-х годов.

Бортик летнего сидения коляски КК-1375, на котором в отличие от модели ДКК-2175 нет тиснёного узора.

Зимний вариант коляски ДКК-2175. У данного экземпляра не сохранился фартук, защищающий от осадков.  На верхней кромке раскладывающегося козырька расположен  небольшой дополнительный козырёк, который в свою очередь тоже может складываться. На более простой модели КК-1375 подобный дополнительный  элемент отсутствовал. Днище кузова у коляски ДКК-2175 такое же, как и у КК-1375.

Летний вариант коляски ДКК-2175. Он практически такой же, как у  модели КК-1375, только с узорным тиснением на боковинах

Бортик с узором на летнем варианте коляски ДКК-2175

Период с 1973 по 1976 год  оказался самым трудным в производстве дубненских колясок, если говорить о советском периоде истории.  Это было связано с переездом в новый корпус и одновременным переходом на выпуск новых моделей колясок с нарастающей программой. В тот момент коллектив цеха возглавлял В.Т. Гуренко, перешедший на работу из МКБ «Радуга». Всей работой по переезду, созданию новых технологических процессов руководил заместитель главного инженера завода П.Т. Михайлуца.

1977 год

Реконструированы очистные сооружения цеха №105, что привело к улучшению экологической обстановки. Построен складской корпус №107, где выделены площади для нужд цеха №105.

1979 год

В производство поступила очередная модель КК-2379, в которой отразилась тенденция к скруглению формы кузова. Коляска была удостоена серебряной медали ВДНХ.

Коляска со скруглённым кузовом

По информации Г.А. Савельева в этот год завод становится головным предприятием в Министерстве авиационной промышленности и ведущим в СССР по детским коляскам.

1980 год. К деревянным рейкам по периметру днища коляски работницы цеха пневматическими скобозабивателями прикрепляют винилискожу. Для прочности кромка материала усиливается специальной лентой белого цвета.

1980 год. Конвейер

1980 год.

1980 год.

1982 год

В октябре модель ДКК-2175 удостоена Государственного Знака качества (Свидетельство № 14107945 от 18.10.82 г.).  Изготовлена опытная партия новой модели ДК-2379.

1983 год

Вероятно, именно в этом году была разработана портативная комбинированная коляска ККП-2485 из облегчённых материалов. В СССР подобных моделей не выпускалось. Похожие были только в Англии и Италии. К 1985 году производство её ещё не освоило.

В декабре Александр Николаевич Низовцев, начальник отдела 40, за разработку модели КК-2382 был удостоен серебряной медали ВДНХ. За постановку модели в производство заместитель начальника цеха №105 Виктор Михайлович Французов и начальник технологического бюро В. Елисеев награждены бронзовыми медалями ВДНХ.

А.Н. Низовцев, начальник отдела 40. В декабре 1985 года был награждён орденом Дружбы Народов.

Сороковой отдел занимался разработкой товаров народного потребления, основным из которых являлись детские коляски. В газете «Вперед» отмечалось, что «мозговым центром» отдела являлись художник В. Карягин и конструктор В.Мухин. Макеты колясок изготавливались экспериментальной группой под руководством Николая Васильевича Шестернина в небольшой комнатке на антресолях цеха №105.

1984 год

За три с половиной года 11-й пятилетки (с января 1981 по июнь 1984) выпущено 578 894 коляски. За 1984 год выпущено 170 000 колясок. Долю КК-2382 увеличили до 100 000, а количество ДКК-2175 уменьшили. По другим данным ДКК-2175 выпущено 10 000, а КК-2382 сделали 166,6 тысячи.

В феврале аттестована на государственный Знак качества коляска модели 2382.  При этом трудоёмкость изготовления увеличилась на 40 минут, поскольку появились дополнительные элементы – зонтик и ремни. Модель ДК-2175 получила Знак качества раньше. В декабре выпущена опытная партия колясок КЗ 5085 (КЗ – коляска закрытая), которую раскупили в «Детском мире» Москвы буквально за три часа.

Остро стоял вопрос с кадрами. Для того, чтобы выполнить план в цех на места рабочих направляли инженерно-технический персонал из других подразделений завода. Возникали проблемы с поставками шинок, цветной винилискожи (виниловой искусственной кожи).

С целью снижения утомляемости работников и монотонности труда на швейном участке цеха №105 внедряется функциональная музыка. Из Всесоюзного центра НОТ (научной организации труда) для этого поступили магнитные плёнки с записями программ.

Отдел 27 пытается внедрить в производство промышленных роботов.

В правобережной части Дубны на Заволжской базе смонтированы два финских ангара для складирования готовых детских колясок перед отправкой в торговые организации.

1985 год

В восьмидесятые годы появляются отечественные обивочные материалы из дублированных тканей. На ДМЗ первыми в стране применили их на модели КЗ 5085.

Составлена программа выпуска колясок до 2000 года. Поставлена задача внедрить в производство  в 1987 году модернизированную модель 2382, сочетающую в себе качества комбинированной и облегчённой. В эти годы у производителей начинает складываться мнение, что комбинированные коляски уходят в прошлое, поскольку в стране налажен массовый выпуск удобных и лёгких прогулочных колясок.

1986 год

Дубненский машиностроительный завод получил статус головного предприятия по выпуску детских колясок в отрасли. В цехе №105 начал работать комфортабельный буфет, что улучшило обеспечение работников полноценными обедами.

Начало производства универсальной коляски КУ 04-85. Данное изделие снабжалось сумкой, а в качестве внутренней обивки использовалась ткань «Лаке».

В.С. Карягин, начальник конструкторского бюро отдела 40.  За успехи в создании детских колясок удостоен серебряной и бронзовой медалей ВДНХ. Фото 1986 года.

1987 год

Произведено 193 тысячи штук при плане 192 тысячи. Выпускалось 4 модели. КЗ 84-86 «Ивушка», КЗ 85-86 «Яна», КЗ 86-86 «Бемби» и КУ 04-85 (КУ – коляска универсальная), у которой закрытый кузов трансформировался открытый. Всем 4 моделям в августе 1987 года присвоен государственный Знак качества. Коляска КУ 04-85 удостоена бронзовой медали ВДНХ. Сохранилось устное свидетельство, что эта модель носила название «Дубняночка».  Коляска КЗ 86-86 «Бемби» в ноябре 1987 года получила приз газеты «Неделя», как самая красивая коляска. В эти же годы выпускалась коляска «Марина».

Коляска закрытая  КЗ 86-86 «Бемби». Днище коляски изготовлено из штампованного металла, а с нижней части затянуто тем же самым материалом,  из которого выполнены борта, козырёк и накидка. Летний вариант со съёмным креслом в данной модели отсутствовал.

В журнале «Коммерческий вестник» № 22 помещены фотографии дубненских колясок. Отснят рекламный ролик, который собирались показывать в кинотеатрах.  Закончена работа над рекламным телефильмом, который должен был выйти на экранах телевизоров. С Роскульторгом велась работа по  изготовлению красочных буклетов.

Подготовлена опытная модель – К7 «Наташа», относящаяся к типу «Коляска закрытая». Велась работа над коляской комбинированной портативной, которая в 1987 году находилась на стадии макетного образца.

Во Дворце культуры «Октябрь» прошел Всесоюзный просмотр технического состояния и качества детских колясок, выпускаемых в Советском Союзе. Оценивалась продукция  42 заводов. При этом было представлено 93 коляски самых различных конструкций.  Одна из задач просмотра – выявить изделия низкого технического уровня и снять их с производства.  По итогам мероприятия все дубненские коляски были рекомендованы к дальнейшему выпуску. В числе ведущих предприятий отрасли названы заводы в Дубне и Харькове.

Декабрь 1987 года. Предприятие посетили немецкие коллеги из Цайца (ГДР)  –  представители колясочной фирмы «Цекива». Прорабатывались вопросы совместного сотрудничества, прежде всего по вопросам технического переоснащения.  «Цекива» являлась крупнейшим европейским производителем детских колясок. Её продукция шла во многие страны, включая СССР. Для советских женщин немецкие коляски были предметом мечтаний и престижа, а для дубненского завода своеобразным эталоном стиля и качества.  Забегая вперёд, следует сказать, что после объединения Германий производство колясок в этой стране свернули, а более 2000 рабочих с фабрики «Цекива» было уволено. Однако фирма продолжает существовать и в наши дни, перенеся производственные мощности в другие страны, в частности в Польшу. В городе Цайц, бывшем центре немецкого коляскостроения, остался лишь замечательный музей детских колясок.  В последнее время в Германии стали раздаваться голоса, о возрождении колясочной фабрики на своём историческом месте в Цайце.

Вернёмся в Дубну 1987 года. С большими трудностями, несмотря на неритмичность поставок комплектующих, нехватку людей, план 11 месяцев выполнен. Всего за это время выпущено 173 494 коляски. Из них особо пользующихся спросом «Бемби» – 98 тысяч, «Яна» – 28 тысяч. По плану за 1987 год требовалось изготовить 192 тысячи колясок.

1988 год

Коляска КЗ 86-86 «Бемби» на конкурсе ВДНХ была признана лучшей в стране.

Февраль. Продолжалась работа над коляской комбинированной портативной (ККП), которая находилась на стадии макетного образца.

7 и 8 декабря в ДК «Октябрь» прошло совещание по вопросу качества выпускаемых Министерством авиационной промышленности (МАП) колясок. В работе принимали участие представители предприятий Москвы, Казани, Новосибирска, Харькова, Ташкента, Таганрога и др. Начальник Головной лаборатории детских колясок ознакомил присутствующих о положении дел с их выпуском, как в целом по стране, так и в министерстве.   Всего производством этих изделий в Советском Союзе занималось  50 предприятий из 19 министерств.  В МАПе коляски производили 15 предприятий с мощностью 2,3 млн. в год, что составляло 41% от их общего выпуска по стране.  Особо были отмечены новые разработки нашего ДМЗ, а также Кировского объединения (коляска «Малыш»), Киевского («Мальвина»), Московского производственного объединения «Знамя революции» («Катюша»). Представитель Роскульторга Б.М. Зотова в своём выступлении указала на ряд недостатков дубненских колясок, а также на отсутствие гарантийной мастерской.  Было отмечено, что хорошим спросом пользуются модели «Бемби», «Яна» и «Ивушка». А вот «Наташа», по мнению торговли, «шаг в сторону и дороговата».  В свою очередь производители колясок сетовали на некачественные  комплектующие и отстающие от современных тенденций искусственные кожи и ткани.

В заводской прессе (в разных номерах газеты «Вперед») проскальзывает противоречивая информация о числе моделей колясок, выпускавшихся ДМЗ с 1953 по 1988 год. В одном случае пишется о 17 моделях, в другом о 14.  Из них за последние два года (1986 – 87) запущено в производство 4 модели.

Попробуем подсчитать сами, скомпилировав доступную информацию из разных источников:

  1. ДК (самая таинственная модель, не ясно существовала ли она в реальности?)
  2. ДК-3
  3. ДКК-6
  4. ДКК-8
  5. ДК-9 (в нескольких модификациях)
  6. ДКК-20 (было выпущено всего 100 штук).
  7. КК-1375
  8. ДКК-2175 (иногда называют ДК-2175)
  9. ДК-2379
  10. КК-2382
  11. ККП-2485 (ККП – коляска комбинированная портативная)
  12. КЗ 5085 (КЗ – коляска закрытая)
  13. КУ 04-85 (КУ – коляска универсальная)
  14. КЗ 84-86 «Ивушка»
  15. КЗ 85-86 «Яна»
  16. КЗ 86-86 «Бемби»
  17. КЗ 87-86 «Марина»
  18. КЗ 89-86 «Наташа»

Данный список моделей детских колясок неточен в том плане, что не всегда ясен тираж конкретной модели и поступала ли она в продажу? Некоторые модели выпускались сотнями тысяч, другие ограничивались опытной партией.  Кроме того, интерес вызывают пропущенные номера моделей такие, как ДК-2, ДК-4, ДК-5 и т.д.  Возможно, данные номера присваивались опытным образцам, не пошедшим в серию. В тоже время, нельзя исключать вариант, что данные модели выпускались на других предприятиях.

В моделях 70-80-х годов с четырёхзначными номерами последние две цифры обозначали год запуска в производство. Хотя и здесь не всё так ясно, поскольку реальный год запуска мог отличаться от этих цифр.  Следует также отдельно отметить, что одна и та же модель выпускалась в разной цветовой гамме – синие, красные, зелёные, бежевые и т.п.

1989 год

Начинает всё чаще звучать новое слово конверсия. От завода, изготавливающего крылатые ракеты, настоятельно требуют увеличить выпуск товаров народного потребления. К этому моменту предприятие освоило выпуск детских колясок, этажерок и сумок.  Хозяйственные сумки на заводе шил производственный участок №30.

К концу года требовалось выпустить 230 тысяч штук детских колясок. На будущий 1990 год план  был увеличен до 240 тысяч. В перспективе к 1995 году рассчитывали довести количество выпускаемых в год колясок до 400-450 тысяч.

На 1990 год запланировали  выпуск колясок «Маркиза» и «Василек». В планах также коляска «ККП-2». Это портативная коляска, складывающаяся в двух плоскостях. Кроме того, намеревались выпускать кукольную коляску, аналогичную изготавливаемой на «Цекиве» в ГДР, только упрощённой конструкции.

В 1989 году Дубненский машиностроительный завод отмечал свой 50-летний юбилей. К этой дате был написан небольшой очерк об истории создания детских колясок с 1953 по 1989 г.  На тот момент все обстоятельства работы сорокового и сто пятого цехов оставались ещё свежи в памяти. Но, тем не менее, ряд  моментов в очерке вызывают удивление. Например, там сказано, что первый миллион колясок выпущен в 1974 году, а второй в ноябре 1981 года. Хотя заводская многотиражка по горячим следам освещала выпуск миллионной коляски в 1967 году, а двухмиллионной в 1975-м.

1989 год. Камера вакуумного напыления.

Одним из основных отличий дубненских колясок 70-80-х годов от изделий других производителей были колёса. Они выполнялись по технологии алюминиевого литья под давлением с последующим вакуумным напылением декоративного покрытия. Похожая технология изготовления колёс для детских колясок (с некоторыми отличительными нюансами) была только на Харьковском авиационном заводе. Шинки были, как  из белой, так  и чёрной резины. Белые считались более престижными. Их поставляли с Кутаисского завода резинотехнических изделий.

1989 год. Швейный участок.

Подводя некоторый итог нашей колясочной хронике, следует особо отметить, что в советское время  целый ряд сотрудников ДМЗ, участвовавших в создании колясок были удостоены  государственных наград. В их число входили не только работники цеха №105, но и других подразделений завода.  Зачастую люди награждались по совокупности, как за участие в создании  мирной, так и военной продукции.  Ниже приведена информация из книги Г.А. Савельева о награждении  непосредственно работников  цеха №105:

Орден «Знак Почета» получили: Коваленко Валерий Леонтьевич – начальник цеха, Мальгова Анна Сергеевна – слесарь, Панасенко Мария Петровна – швея.

Орден Трудовой Славы 3-й степени: Горбачева Нина Петровна – слесарь.

Медаль «За трудовую доблесть»: Киселев Георгий Арсентьевич – зам. нач. цеха.

Медаль «За трудовое отличие»: Кабанова Евдокия Ильинична – контролёр, Костомарова Нина Алексеевна – швея.

В 90-е годы началась новая и, к сожалению,  грустная страница в судьбе ДМЗ. Тем не менее дубненские коляски в то непростое время выжили. В 1992 году на базе цеха №105  образуется самостоятельное предприятие «Апекс», продолжившее выпуск детских колясок, дачных тележек и ряда других товаров. Возглавлял его Виктор Михайлович Французов.  С 1992 по 1999 год  «Апекс» освоил производство пяти новых видов колясок. Предприятие проработало до 2021 года.

Заводской музей боевой и трудовой славы, до этого долгие годы располагавшийся во Дворце культуры «Октябрь», вынужден был переезжать с места на место и в итоге утратил часть своих экспонатов. До настоящего времени остаётся неизвестна судьба, находившихся в его экспозиции нескольких знаковых моделей дубненских колясок. Кроме всего прочего, их ценность была в том, что они поступили в музей абсолютно новыми, непосредственно с производства. В наши дни найти полностью укомплектованные коляски тех лет «без пробега» практически не возможно. Тем не менее, сейчас на левом берегу в Отделении истории создания крылатых ракет Музея Дубны экспозиция детских колясок постепенно воссоздаётся заново.

В заключении хочется сказать следующее. В нашем городе за последние годы появилось много разных памятников, бюстов и мемориальных знаков.  Каждый по-своему интересен, но в ряде случаев  возникает вопрос, а какое отношение всё это имеет к Дубне?  Поэтому хочется пожелать, чтобы в городе когда-нибудь появился памятник нашей родной дубненской детской коляске. Чтобы в бронзовую коляску можно было посадить ребёнка, сфотографироваться. Если такой контактный памятник  будет сделан талантливо и со вкусом, то он не только украсит Дубну, но станет доброй памятью всем тем тысячам дубненцев, которые трудились над созданием детских колясок. А ведь в их производстве принимали участие не только взрослые, но и старшеклассники, проходившие летнюю практику в цехе №105, обучавшиеся в учебно-производственном участке в здании старой школы №3. Кроме того, вполне возможно, что дубненская коляска станет своеобразной туристической изюминкой и привлечёт к себе внимание не только дубненцев, но и гостей нашего города.

Л.Г. Четвериков, сотрудник Музея Дубны

Источники:

  1. Савельев Г.А. «От гидросамолетов до суперсовременных ракет. (Люди, продукция, технологии, объекты строительства завода в левобережной части Дубны)». – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. – 256 с.: ил.
  2. Годовые подшивки газеты «Вперед», выпускавшейся Дубненским машиностроительным заводом, из архива Музея Дубны.
  3. Машинописные парадные альбомы, подводящие итоги работы Дубненского машиностроительного завода и Дубненского производственно-конструкторского объединения «Радуга» за различные годы, из архива Музея Дубны.

23.12.2023