Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

О прошлом и настоящем аэродрома Борки, расположенного около деревни Клетино Кимрского района Тверской области, рассказала газета “Кимры Сегодня”.

На фото – изучение конструкции штурмовика (из архива аэродрома «Борки»)

 

14 октября 1941 года фашистская Германия захватила Ржев, 17-го – Калинин и предприняла ряд попыток взять в кольцо с севера и юга Москву. Участвующая в боевых событиях ударная авиация правого крыла Западного фронта вынуждена была сменить дислокацию. Выбор пал на Клин, район небезопасный. Но через несколько дней постановлением Совета народных комиссаров ударную авиацию перевели в Борки, ведь с весны 1941 года около деревни Клетино началось строительство всесезонного аэродрома для авиации ПВО Москвы.

Когда начались боевые действия, на аэродроме не было жилых строений, складов, даже землянок, а самолетам иногда приходилось садиться в болото. Тем не менее наземные службы смогли обеспечивать бесперебойную работу авиации. В конце месяца в Борках уже базировалась действующая 46-я авиадивизия: 150-й скоростной бомбардировочный полк (самолеты СБ и Пе-2) и 180-й истребительный (самолеты Миг-3, И-16 и Лагг-3). За две недели ожесточенных воздушных сражений летчики совершили 422 полета на бомбардировку колонн немецкой техники. Но фашисты смогли выследить место базирования. 4 ноября аэродром подвергся мощной бомбардировке группами немецких «Юнкерсов-88».

Враг продолжал наступать, захватил Клин, Дмитров, Люблино. В октябре аэродром Борки приняли в состав ВВС Западного фронта. Борковская авиация принимала все усилия для остановки врага, наступавшего на Москву, но в трех полках было менее 20 самолетов. С поставленными задачами в сложных погодных условиях: сильный мороз, шквалистый ветер, обледенение – справлялись наиболее опытные летчики. По решению командования в конце ноября 46-я авиадивизия была усилена, в нее вошли штурмовые полки: 593-й – на самолетах Р-5 и 503-й – на новых Ил-2. Состав самолетов увеличился на 50 единиц. Авиадивизия стала громить врага с удвоенной силой, совершая до 100 вылетов в сутки. 27 ноября «Юнкерсы-88» вновь атаковали аэродром, сбросив на территорию большое число бомб весом 250 кг, и разбросали мины замедленного действия.

Вылеты борковских бомбардировщиков стали сопровождать истребители. Вскоре на аэродроме впервые появились одноместные штурмовики Ил-2. После захвата немцами города Химки авиадивизия получили приказ разрушить мост через канал в районе Яхромы и уничтожить там немецкий плацдарм. Борковские летчики с заданием справились. 5 декабря армия Западного фронта перешла в контрнаступление. Немцы стали массово отступать. К этому времени в 46-й авиадивизии осталось менее 30 самолетов. Но летчики, уже почувствовав свое превосходство в небе, с уверенностью атаковали отступавшего противника.

Аэродромное обеспечение тогда возлагалось на 588-й батальон. При его содействии было сброшено 185 тонн авиабомб, 122 тысячи авиаснарядов и патронов, доставлено и израсходовано 395 тонн самолетного горючего. В конце декабря фронт отдалился от аэродрома, полки 46-й авиадивизии получили приказ перебазироваться полным составом в аэропорт Мигалово. Но пробыли там недолго, к весне 1942-го дивизия вернулась в Борки. Деятельность расширилась. На аэродром приземлялись полки для доукомплектования, освоения в ускоренном темпе новых типов самолетов. Были усилены меры защиты Борков – дежурили звенья истребителей 146-го полка.

На аэродроме работал 78-й инженерный аэродромный батальон. Военнослужащие сооружали жилые и хозяйственные землянки, складские и мастерские постройки, прокладывали подъездные дороги. К осени на аэродроме было пять жилых землянок на 36 человек каждая; 20 укрытий с противоосколочными стенами толщиной 1 м, высотой 3 м; бетонная ВПП, кирпичная рулежная дорожка, три точки зенитных установок. В целях маскировки засеяно 98 га овсяницы, щебнем покрыто 1 км дороги к станции Савелово.

В августе нависла смертельная угроза над Сталинградом. На Московском заводе 30 наращивалось производство штурмовиков Ил-2. Перед тем как отправить в бой, их доставляли на учебные аэродромы, большинство – в Борки, где проводились испытания. Здесь переучивали и пилотов с бомбардировщиков СБ на управление Ил. На аэродроме появился первый учебный УИл-2 с двумя кабинами. Летчики без боевых самолетов выполняли групповые полеты по маршруту, проводили бомбометание учебными бомбами по мишеням на Цыганском болоте за железной дорогой, отучившись получали новенькие Илы и вылетали на фронт. Периодически на аэродром приземлялись и штурмовики. На северной окраине Борков установили дополнительную реактивную установку РС.

Готовясь к зиме, строили землянки. После проведенных работ аэродром использовался и маршевыми полками для временного базирования. Через Борки прошли полки-участники летно-тактических учений ВВС Красной армии. Здесь была сформирована 266-я штурмовая авиадивизия с управлением. В ее состав входили два полка – штурмовой и истребительный. В это же время активно выполнялась программа подготовки резерва Главного командования в составе двух штурмовых авиакорпусов, включавших в себя 15 штурмовых полков. Из Москвы в Борки приехал летный состав 996-го полка, молодой, необстрелянный, сформированный в Средней Азии как ночной бомбардировочный. Этот полк стал первым штурмовым полком, полностью прошедшим освоение самолета Ил-2 на аэродроме Борки. Переучивание велось три месяца. Только за 1942 год 3-я бригада аэродрома подготовила и отправила на фронт 410 летчиков, 636 самолетов.

С прибытием двухместных Ил-2 потребовалась подготовка стрелков, их также обучали в Борках. Весной были доставлены 210 самолетов Ил-2, 109 из них облетали и отправили на фронт сразу же. С мая 1943-го на аэродроме Борки начался новый этап подготовки экипажей и самолетов, а также наземных служб. Из Ижевска был перебазирован 34-й запасной авиационный полк, в составе 70 Ил-2 и спецбатальон аэродромного обслуживания. Личный состав временно расквартировали в палатках, одну эскадрилью – в сарае деревни. Управление полка, санчасть, авторота, связь и склады разместились в Кимрах. Инструкторов – девять человек, все фронтовики. Эскадрильи полка приступили к тренировочным полетам с обучаемым составом курсантов, окончивших летные школы, а также «комиссованных» летчиков, вернувшихся после госпиталей. В учениях стали использовать фото-и киноаппараты, стреляли по движущимся мишеням, совершали полеты по радиокомпасу.

В августе 1943-го 34-й полк вошел в подчинение 3-й бригады. Построили еще три жилых землянки на 100 человек каждая, баню на 25, столовую, мастерские. Присланный затем 78-й инженерный батальон построил еще пять землянок на 90 человек каждая, офицерскую столовую, расширил летное поле, улучшил подъездные пути. Вскоре полк зачислили в состав 611-го полка, на вооружении – противотанковые штурмовики Ил-2. Летчики участвовали в битве за Днепр. В октябре 1943 года на аэродроме Борки насчитывалось 148 Ил-2, 17 УИл-2, пять Ут-2 и три У-2, 29 летчиков постоянного состава и 44 переменного. Через месяц Илов было уже 188, поступили новый Як-6 и Р-5. За второе полугодие 1943 года с заводов на аэродром перегнали 430 штурмовиков Ил-2. За год подготовлено два штурмовых полка трехэскадрильного состава. Продолжали готовить для фронта стрелков и младших авиаспециалистов.

Перед новым 1944 годом полк переформировали в 9-я запасную авиационную бригаду, кроме 34-го запасного полка, в него вошли две учебно-тренировочные эскадрильи (Набережная и Дядьково). Полк для отработки воздушного боя получил два истребителя Ла-5. В программу ввели полеты с применением радиосвязи, воздушный бой, слепой полет по приборам с зачехленным фонарем летчика, химическую бомбардировку. Полк превратился в школу подготовки широкого набора специальностей для боевой работы в частях штурмовой авиации. Но основными задачами оставались облет и регулировка Илов перед перегонкой на фронт. Прибывшие с фронта летчики-штурмовики учили устраивать дымовые завесы перед наступательной операцией, использовать дымовые шашки, ввели новинку – полив позиций неприятеля самовоспламеняющимися жидкостями.

Для участия в воздушном первомайском параде 1945 года ВВС сформировали 5-ю штурмовую дивизию в составе двух полков по 40 самолетов Ил-2 в каждом. Из 34-го борковского авиаполка выделено 42 экипажа. Они начали подготовку к параду на своем аэродроме, продолжили в Монино. Состав отобранных экипажей для почетного парада над Красной площадью подчеркивает признание высокого мастерства борковских летчиков-штурмовиков. Коллективу аэродрома есть чем гордиться. Ведь обучалось и переучивалось на нем около 50 полков, почти в каждом благодаря высококлассным инструкторам летчики становились асами. От трех до пяти пилотов на полк признаны Героями Советского Союза. В связи с победой над Германией, Японией и окончанием войны с 1 сентября 1945 года в 9-й авиабригаде началась консервация боевой техники.

После войны из Борков в Тушино перегнали 50 Ил-2 на длительное хранение в ангарах. А аэродром, как и планировалось до войны, вошел в систему ПВО Москвы. На нем стали базироваться полки реактивных истребителей-перехватчиков. В 1963 году, с развитием уже ракетных ПВО, прошло еще одно расформирование. Через 7 лет аэродром передали ДОСААФ, в Центральный аэроклуб СССР, который после распада Советского Союза стал федеральным государственным унитарным предприятием «Национальный аэроклуб имени Чкалова» (НАК). С 1972 года на аэродроме тренировались сборные команда страны по самолетному, вертолетному и парашютному спорту. В Борках прошли подготовку несколько чемпионов мира, Европы, СССР и РФ, а буквально год назад после тренировок на аэродроме сборная России по парашютному спорту взяла золото Чемпионата Европы и серебро на Кубке Мира. Так было до 10 февраля 2018 года…

А ЧТО СЕЙЧАС

Об этом журналисты газеты “Кимры Сегодня” узнали, встретившись с директором аэродрома Борки И.Г. Мурашкиным, военным летчиком, инструктором I класса.

– С 10 февраля, согласно распоряжению гендиректора ФГУП «Национальный аэроклуб России им. В.П. Чкалова», аэродром поставлен на консервацию, – рассказывает Илья Георгиевич. – В штате было 60 человек, сейчас из сотрудников остаются только директор, заместитель, слесарь-сантехник и охрана. Для сохранения кадров большинство авиаспециалистов переведены в охрану.

– Какие услуги предоставлялись на аэродроме в последние годы?

– Аэродром является аэродромом Госавиации, принадлежит Министерству спорта РФ, предназначен для подготовки и тренировок летчиков-спортсменов, обучения и тренировок спортсменов-парашютистов. Борки – единственный аэродром такого назначения, оснащенный цементобетонной взлетно-посадочной полосой размерами 1415×40 м, толщиной 17 см, усиленный асфальтобетоном толщиной 7 см; есть запасная грунтовая взлетная полоса размерами 1500×60 м, расположенная в 50 м юго-восточнее основной ВПП, параллельно ей. Аэродром оборудован четырьмя рулежными дорожками: магистральной, проходящей северо-западнее основной ВПП, и тремя с северо-востока на юго-запад. Оборудован стоянками для воздушных судов. При необходимости для стоянки используются необорудованные участки летного поля.

– На аэродроме проходили тренировки только спортсменов?

– Нет, конечно. Борки имеет свой район полетов, включающий 4 пилотажных зоны, зоны полетов на групповую слетанность и маршрут полетов 110 км. В Борках в прошлом году Авиалесоохрана проводила тренировки и учения парашютистов-пожарных по тушению возгораний. В этом году с 18 марта должны были начаться очередные учения. Составлен план на переподготовку, тренировочные занятия, учения по пилотажу, прыжкам с парашютом спортивных команд и отдельных лиц. Также аэродром был включен в план подготовки сборной команды РФ по парашютному спорту по всем видам соревнований. Тренировки должны проходить в период с апреля по октябрь.

– А что теперь будет с техникой?

– У нас имеются самолеты: два Ан-2, один Як-52, один Як-18Т, четыре Су-26. Перегонять не будем, они находятся на аэродроме постоянного базирования на консервации.

– Коллективу есть кем гордиться?

– Гордимся многими. Здесь тренировались спортсмены и любители из разных регионов. Приезжали из Москвы, Подмосковья, Тверской области. Аэродром работал круглый год. Обучались, получали сертификаты. В Борках тренировалась на пилотажном Су-26 Светлана Владимировна Капанина, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в женском зачете в мировой спортивной авиации. Она – член высшего совета партии «Единая Россия», а также доверенное лицо Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Гордимся и К.Г. Нажмудиновым. Касум Гусейнович – вице-президент международной комиссии ФАИ по высшему пилотажу, советник генерального директора НАК, старший тренер по авиационному спорту, заслуженный тренер СССР, мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации.

Гордимся тренером-парашютистом – Валерием Петровичем Ведренко, экс-чемпионом мира по купольной акробатике. Он не так давно завоевал почетное серебро на чемпионате мира по этому виду.

В нашем коллективе кимряк Алексей Николаевич Палёнов – спец на всё! Грамотный пилот, окончил училище в Сасово, инструктор высокого уровня. Освоил Л-410 (турбовинтовой самолет) – многоцелевой двухмоторный самолет для местных воздушных линий, разработанный конструкторским бюро Чехословакии. Отлично управляет Як-18Т, Ан-2.

В коллективе и высокопрофессиональный летчик-инструктор по высшему пилотажу Виктор Мухортов. Он готовит спортсменов-летчиков для выступлений на соревнованиях. До 2016 года Борки были единственной школой в России по вингсьюту (разновидность парашютных прыжков – в специальном костюме-крыле).

– Надеетесь на что-то хорошее?

– Конечно. Наш аэродром имеет все необходимое для успешной работы: две взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, технику для круглогодичного обслуживания аэродрома, спортивные самолеты и Ан-2, есть трехэтажная гостиница, котельная, несколько укладочных для парашютистов, ангары. Надеемся на то, что Борки выживут!

На фото из архива аэродрома «Борки» – изучение конструкции штурмовика

31.03.2018