Всего три дня осталось до наступления нового, 2011 года. Новогодняя тема присутствует сегодня в газетах, телепередачах, на новостных и информационных сайтах. Практически во всех предприятиях и организациях проходят т.н. «корпоративные» празднования Нового года. В то же время в обществе происходят активные дискуссии о том, есть ли какой-то смысл в столь бурном праздновании смены календарной даты и как соотносятся в этом вопросе светская и религиозные культурные традиции. Поэтому наш сайт обращается сегодня к проблеме, лежащей в основе и самого праздника, и всех этих дискуссий – проблеме исторической сущности календаря. Мы публикуем статью нашего друга и коллеги, челябинского историка, археолога и (временами) православного публициста Михаила Угаева, специально написанную для Дубненского общественного фонда «Наследие». Михаил – автор таких статей, как «Магический конвейер Аркаима», «Виртуальный мир неоязычников», «Новые религиозные движения как элемент контркультуры» и т.д. Его новая статья посвящена историческим смыслам календарных систем исчисления времени.
«Магический конвейер Аркаима»
В современной научной и научно-популярной литературе господствует устоявшийся предрассудок, что одной из основных, если не основной, причиной появления календаря являлась хозяйственная деятельность. Утверждение о том, что потребность в календаре возникает на определенной стадии развития производящего хозяйства для соотнесения хозяйственных циклов с сезонами года и определения точных дат сельскохозяйственных работ, часто приводится аксиоматически.
Действительно, подавляющее большинство древних календарей и объектов, интерпретированных историками и археологами как древние календари, соотносятся с культурами, достигшими определенного уровня развития производящего хозяйства, прежде всего, земледельческими. Нередко даже названия месяцев и сезонов в древних календарях соответствуют тем или иным хозяйственным циклам. Вместе с этим, еще в начале XX в. ведущую роль в определении дат сельскохозяйственных у русских крестьян, в большинстве своем неграмотных, играли фенологические признаки, зафиксированные в народных приметах. Приметы как результат векового хозяйственного опыта соответствовали именно местным условиям. Множеством народных примет определялось, например, время сева: «гречу сей, когда увидишь в поле гречневых козявок – божьих коровок», «когда заквакают лягушки, то пора сеять овес»; «когда появятся крылатые муравьи, сеют хлеб» [1] и пр.
Вместе с этим, существует огромное количество поговорок, связывающих сельскохозяйственные работы с датами церковного календаря. Например, «Пришел Илларион – дурную траву из поля вон», или «На Леонтия и Фалалея сажай огурцы» и пр. Но не нужно забывать, что любой крестьянин при проведении полевых работ будет смотреть на состояние земли и природы, а не на календарную дату. Ведь разница между календарной датой и временем наступления благоприятных условий может достигать недель, а то и месяцев. Основным смыслом подобных привязок являлась необходимость обеспечения сакральной связи земли и растений с высшими силами и защиты небесными покровителями результатов крестьянского труда.
Поэтому календарь для русского крестьянина имел именно тот смысл, который придавала ему православная церковь. Это именно религиозный календарь, и если дата почитания определенного Святого соответствует какому-либо хозяйственному циклу, то этот Святой становился его небесным покровителем. Например, Ирина рассадница, Акулина гречушница или Параскевия льняница [2].
Отношение к земле и к ее плодам как к священным и находящимся в непосредственной связи с сакральным миром свойственно всем древним культурам. Например, в римской мифологии свой небесный покровитель был у каждой фазы роста и созревания урожая. Отголоски древнего понимания такой связи есть и в русской культуре, хотя они и христианизированы: «Феодосия Колосяница. Колос цветет, наливается» и пр. Таким образом, православный календарь встроился на Руси в дохристианскую систему отношений земледельца с сакральным. Придав новую форму старому содержанию.
Приурочивание же сельскохозяйственных работ к конкретным календарным датам было свойственно советскому плановому хозяйству, и приносило это чаще вред, чем пользу. Поэтому не стоит, в соответствии с бритвой Оккама, создавать сущностей сверх необходимого и приписывать древним календарям несвойственную им роль хозяйственного инвентаря.
Календарь для наших предков – это скорее явление, связанное с мироощущением и смыслообразованием. В мировоззрении древних, «вершина всех смыслов – действие богов, творящих космос и человека» [3]. Самым наглядным проявлением воли неба являлось движение светил, на основе наблюдения за которыми строится любой календарь, поэтому астрономические наблюдениями в древности являлись прерогативой жречества. Именно обособление жрецов и выделение их в особые социальные группы позволило сделать наблюдения за движением светил регулярными. Знание календарных дат – это именно сакральное знание, хранимое жрецами как средство приобщения к высшим силам, поскольку небесные светила воспринимались как боги, а их движение – как послания богов.
Целый ряд древних календарей вообще затруднительно использовать в хозяйственной деятельности. Поскольку из-за их неточности, либо из-за привязки к лунным, а не солнечным циклам, накапливалось отставание календарных дат от сезонов года, но при этом они были вполне пригодны для культовой практики и общественной жизни.
Одним из наиболее ярких примеров этому служит Римский календарь. По рассказу Плутарха, первая реформа римского календаря была произведена вторым римским царем Нумой Помпилием. Римляне понятия не имели о различиях в обращении луны и солнца и следили только за тем, чтобы год неизменно составлял 360 дней. Нума высчитал, что лунный год разнится от солнечного на 11 дней и что в первом 354 дня, а во втором 365 дней, удвоил эти 11 дней и ввел дополнительный месяц из 22 дней, следовавший за февралем и повторявшийся раз в два года [4]. Но эта реформа не избавила календарь от неточностей. В эпоху Цезаря расхождение между гражданским и астрономическим годом достигало 90 суток [5]. Для чего мог применяться такой календарь? Только для определения дат ежегодных религиозных праздников, а их римляне отмечали в году более 50, и позднее для исчисления срока отправления магистратур, но не для сельскохозяйственных нужд.
Делами, связанными с календарем и летоисчислением как священным тайным знанием, в Риме ведала коллегия понтификов. Даты празднеств и религиозных мероприятий, в том числе и связанных с хозяйственными циклами, не были фиксированными. Смысл календаря заключался главным образом в том, чтобы правильно определить день соответствующего религиозного мероприятия. Для вычисления праздничных дней понтифики проводили специальные наблюдения за изменениями фаз луны [6]. По свидетельству Цицерона, пользуясь предоставленной им властью, понтифики удлиняли сроки магистратур для своих друзей или за взятку и укорачивали эти сроки для оппонентов.
Наследием достаточно вольного обращения римлян с календарными датами служат наши новогодние праздники. По мнению Плутарха, первый реформатор римского календаря Нума Помпилий при введении в него двух дополнительных месяцев и переносе начала года на январь «желания во всем без изъятия поставить гражданскую доблесть выше военной. Ибо Янус, один из древнейших богов или царей, сторонник государства и общества…» [7].
Позднее, совершенно случайно, исходя из сугубо административных соображений, на январь было перенесено и начало гражданского года. Римские консулы традиционно вступали в должность в мартовские иды (15 марта). Но в 153 г. до н.э., в связи с восстанием в Лузитании, возникла необходимость направить туда одного из консулов. Поэтому консул Квинт Фульвий Нобилиор вступил в должность раньше срока – в январские календы, точнее – 1 января, и выехал к испанским легионам, а во время реформы Юлия Цезаря 1 января пришлось на март дореформенного календаря, окончательно закрепив эту дату как начало нового года.
Таким образом, римский календарь обслуживал религиозную и общественную жизнь, нередко корректировался даже в интересах частных лиц, но не имел непосредственной связи с хозяйственными циклами.
Один из древнейших известных календарей – древнеегипетский, в отличие от римского, обращенного к земным, хотя и не к хозяйственным потребностям человека, был целиком обращен к небу и богам.
Египетскими жрецами было установлено, что гелиакический восход звезды Сириус происходит за несколько дней до ежегодного разлива Нила. Из чего возникает представление, что разлив Нила вызван именно появлением Сириуса (Сотиса) на небе. Дата восхода Сириуса стала в Египетском календаре датой начала нового года. Год длился 365 дней и составлял 12 месяцев по 30 дней каждый. Поэтому за период в 1460 лет новый год проходил все сезоны. Для египтян это выглядело, как если бы восход Сириуса смещался по календарю на день каждые 4 года. Этот период так и назывался – цикл Сотиса (или Великий год Сотиса). Возвращение звезды отмечалось праздником в честь Вечности [8]. Н.И. Майоров отмечает, что жрецы древнего Египта знали о расхождении между календарным и астрономическим годом, но почему-то не вносили корректив в исчисление времени. Високосный год был введен в Египте только реформой Птолемея III Эвергета в 238 г. до н.э. [9] Но коррективы не вносились именно потому, что для мировосприятия и веры древних египтян были важны именно расположение светил и путь Сотиса, а не соответствие календарного года астрономическому. Характерно и то, что реформа была проведена именно при греческих правителях, по большому счету далеких от культуры и миропонимания своих подданных.
Для человека древности, постигавшего смыслы жизни и природы через миф как способ выражения скрытых сверхчувственных реальностей через эмоционально значимые для человека знаковые комплексы [10], была насущно необходима сакральная связь с божественным. Что может быть более величественным и эмоционально значимым, чем движение небесных светил и наглядная демонстрация такой связи. Без этой связи жизнь человека теряла бы львиную долю своих смыслов.
Разлив Нила – начало ежегодного хозяйственного цикла Египта. Но о предстоящем разливе египтяне могли узнавать, например, по миграциям священного ибиса. Священный ибис у древних египтян стал именно таковым не в последнюю очередь потому, что прилетал на места гнездования перед разливом Нила [11]. В данном случае, вероятно, фенологические наблюдения предшествовали астрономическим. Кстати, бог мудрости Тот, способный предсказывать будущее, часто изображался именно с головой ибиса. Кстати, с птицами связан отсчет нового года у многих народов, например, у древних германцев он наступал с прилетом кукушки и началом кукования.
Плавающие даты были свойственны и первому китайскому лунному календарю. Для сохранения соответствия 354-дневного лунного календаря сезонам года в него периодически вставлялся дополнительный тринадцатый месяц. Первоначально такие вставки осуществлялись произвольно, но с середины I тыс. до н.э. было установлено, что 255 лунных месяцев равняется 19 солнечным годам. Это означает, что на 19 лет приходится 7 вставочных месяцев [12]. Таким образом, китайский календарь, как и римский, было затруднительно использовать для определения дат хозяйственных циклов.
В период династии Цинь (246 – 201 гг. до н.э.) был разработан и начал применяться сезонный календарь, в котором календарный год был разделен па 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. Причем деление года на сезоны существовало независимо от деления на месяцы, связанные с особенностями движения Луны [13]. Этот календарь трактуется как сельскохозяйственный. Но вместе с этим, учитывая особенности китайской культуры и мировоззрения, его скорее следует трактовать как календарь ритуальных действий, связанных с сельским хозяйством. Одними из наиболее важных основ, составляющих китайское общество и государство в соответствии с учением Конфуция, являются регламент и ритуал. И хотя Цинь Ши Хуанди не очень уважал конфуцианских философов, предпочитая их казнить, регламент и ритуал при нем соблюдались в высшей степени. В Китае, где правитель рассматривался как средоточие космических сил и призван был выполнять функцию благоустроителя вселенной, календарная дата имела культово-символическое значение. Например, чтобы придать священный ореол основному занятию своих подданных – земледелию, в первый день астрономической весны император совершал обряд вспашки ритуального поля [14]. Этот обряд должен был обеспечить благосклонность богов, но это не означало дату начала полевых работ крестьянами, которые издревле руководствовались фенологическими наблюдениями.
В ходе очередной реформы календаря в 104 г. до н.э. при участии выдающегося ученого Сыма Цяна были более точно определены продолжительность года и начало каждого из сельскохозяйственных сезонов. Имело ли это смысл для сельского хозяйства – представляется сомнительным. Оно существовало за тысячелетия до Сыма Цяна. Но для ритуальной стороны это имело основополагающее значение. Правитель, как миродержатель, на котором замыкается космические силы, должен был согласовывать свою ритуальную функцию с законами мироздания, проявленными через движение светил, а что касается народа, то есть основного производителя – «Те, кто в древности благодетелен был в служении Дао Вечному, просвещать народ избегали, но пеклись о его незнании» [15].
Древние индоиранцы имели 360-дневный календарь, поделенный на 12 месяцев, который, по-видимому, приспосабливался к смене времен года с помощью тринадцатого месяца, прибавлявшегося через каждые шесть лет [16]. Этот календарь также претерпел две реформы. Первую – при Ахеменидах, когда к году были добавлены пять дополнительных дней, а вторую – при Сасанидах, в правление шаха Пероза. Последняя реформа наиболее показательна для нашей темы, поскольку в начале правления Сасанидов Новруз был осенним праздником, но теперь он праздновался в июле. На большом совете ученых было принято решение восстановить празднование «Нового дня» в традиционное время, т.е. весной. Причем решено было не переносить календарные месяцы, а просто передвинуть дату «Новруза» [17]. Таким образом, зороастрийский календарь на протяжении столетий демонстрировал полное несоответствие сезонам года, а следовательно, и сельскохозяйственным циклам. Изначально обряды, связанные с Новрузом, символизировали обновление. Поэтому важнейшей задачей реформы было заново соотнести его дату с периодом весеннего возрождения природы, чтобы обряды Новруза освящали, в том числе, и будущий урожай. В частности, было принято высевать к этому празднику семь видов семян, чтобы они успели взойти к священному дню [18]. Таким образом, земледельческому труду возвращалось покровительство божеств. Но для самого хозяйства никакой календарь был не нужен столетиями.
Кочевники издревле определяли даты откочевок, не руководствуясь календарем, а в результате наблюдений за поведением животных. Так, еще в XIX-XX вв. сроки и пути перегона скота кочевниками-казахами почти полностью совпадали с сезонными миграциями сайги [19].
Потребность в календаре возникает там, где складывается необходимость координации действий большого количества людей, прежде всего на стадии возникновения государства, либо в рамках большого племенного союза. Эта координация необходима, чтобы собрать большое количество людей в одно время в одном месте. Будь то военный смотр, религиозный праздник или работы по поддержанию ирригационной системы. Поэтому календари возникают там, где присутствуют хотя бы зачатки крупной человеческой организации и в той или иной мере оформившееся жречество, берущее на себя его составление и коррекцию.
Наконец, любой солнечный или лунный календарь по своей внутренней структуре значительно сложнее, чем это необходимо для хозяйственной деятельности. Для нее совершенно не нужна, например, семидневная неделя, созданная вавилонскими жрецами, различавшими, кроме Луны и Солнца, пять планет – Марс, Меркурий, Юпитер, Венеру и Сатурн, и посвятившими каждый день одному из этих светил. Не пригоден в хозяйстве и Египетский Великий год Сотиса. Вместе с этим, они совершенно необходимы как символы сакральной связи человека с миром и его небесными покровителями, выражающими свою волю через небесные явления.
Я вовсе не склонен отрицать всякую связь календаря с хозяйством. В развитии календаря, как утверждает Большая советская энциклопедия, «находят отражение условия хозяйственного уклада народов». Но именно «находят отражение», ибо хозяйственный уклад формируется задолго до появления календаря.
Изначально календарь был связан именно с религией и культом. Его основное назначение состояло именно в определении сроков и дат совершения религиозных обрядов и действ. В свою очередь, религиозные обряды древности большей частью были непосредственно привязаны к хозяйственным циклам, освящая их и обеспечивая сакральную связь хозяйственных работ и их плодов с небесными покровителями. В дальнейшем, из-за неточности календарей, часто происходил отрыв дат и связанных с ними действ от тех работ, которым они изначально посвящались, и религиозные обряды получали самостоятельное значение, отрываясь от повседневности. Реформы неточных календарей, имевшие целью приведение их в соответствие с сезонами года, уже не могли вернуть религиозным обрядам прежнего значения, а распространение мировых религий, прежде всего христианства и ислама, окончательно оформило этот разрыв. Но и внутри мировых религий находит место такой пережиток язычества, как небесные покровители хозяйства и жизненных циклов растений и животных, хотя существует это явление по большей части не в рамках веры, а в культуре повседневности.
Михаил Угаев
Примечания
1. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // http://www.bibliotekar.ru/dal/13.htm
2. Там же.
3. Иванова Е.В. Мифологическое смыслообразование (образ культурного героя) автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук, Екатеринбург, 2005. С. 12.
4. Ковалев С.Н. История Рима. СПб.: Изд-во «ПОЛИГОН», 2003. С. 82
5. Та же. С. 553.
6. Боровков П.С. Судебная власть понтификов в римском гражданском праве V-IV вв. до н. э. // Известия Уральского государственного университета. 2007. № 49. http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0049(01_13-2007)&xsln=showArticle.xslt&id=a02&doc=../content.jsp
7. Ковалев С.Н. История Рима. СПб.: Изд-во «ПОЛИГОН», 2003. С. 83
8. Египетский календарь // http://www.kalendar.ru/info.htm?id=4
9. Майоров Н.И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, 2003. http://klio.tsu.ru/WDW.htm
10. Иванова Е.В. Мифологическое смыслообразование (образ культурного героя) автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук, Екатеринбург, 2005. С. 8.
11. Мифы народов мира, 1980—1982. http://www.ecoethics.ru/b11a/12.html
12. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2003. С. 321.
13. Китайский календарь // http://calendarium.narod.ru/lib/history/china.html
14. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2003. С. 236.
15. Лао Цзы, Дао Дэ Дзин. Основы Дао и Дэ канон выявления изначального, перевод с древнекитайского // Собрание трактатов древних мыслителей. Т. 3. Перевод на русский Юй Канн. Сергиев Посад, 1994.
16. Бойс М. Зороастрийцы. СПб., 1994. С. 55.
17. Там же. С. 151.
18. Там же. С. 152.
19. Таиров А.Д. Пастбищно-кочевая система и исторические судьбы кочевников урало-казахстанской степи в I тыс. до новой эры // Кочевники урало-казахстанских степей. Екатеринбург, 1993. С. 15.
28.12.2010