Поволжье. Справочник-путеводитель 1929 г.
Волга на этом плесе скромная и неширокая река (ширина меженного русла у Твери – 200м), не похожая на ту мощную красавицу, которую мы встречаем за Нижним. Как величественная сила длительно и постепенно развертывающая свою мощь, Волга здесь только начинает свою карьеру. Этот плес Волги однообразнее пейзажами и природой нежели средний (Рыбинск – Нижний), но по-своему он безусловно прекрасен. Начать поездку именно с этого плеса от Твери – значит получить полное и цельное впечатление о Волге, познакомиться с колыбелью русской истории, с ее историческими местностями (Углич). Берега здесь не высокие, небольшие возвышенности переходят порой с одного берега на другой. Волга здесь извилиста – на каждый километр приходится почти три четверти извилин. Движение пароходов на этом плесе затруднено камнями и перекатами.
В доисторические времена вся эта местность, где протекает теперь Волга, была покрыта великим северным ледником, последствия которого, в виде громадных валунов, сохранились на тверском плесе до сих пор. Мелководье – второе зло. Верхне-Волжский бейшлот один не может питать полностью Волгу в летнее мелководье. Вот почему в августе пароходное движение здесь почти всегда прекращается. Несмотря на тяжелые условия плавания, на этом плесе имеется несколько пароходов американского типа (двухэтажные): Зодчий, Механик, Коллектив коммунистов. Одноэтажные пароходы здесь также удобны, размерами несколько более чем на плесе Ржев – Тверь. Движение на Волге здесь слабое, редки встречные пароходы; здесь только одно пассажирское отправление в день. Буксирных пароходов почти не видно.
Нет пароходов-перевозов даже в таких сравнительно больших пунктах, как Тверь, Савелово, Калязин. Дачных пароходов и пароходов местного сообщения также нет, так как здесь на Верхней Волге почти нет и дачной жизни. Волгу здесь переезжают на лодках или небольших паромах – обыкновенно через всю Волгу протянут большой канат, по которому совершается паромное сообщение между берегами. На пароходе здесь редко встретишь туриста, немногочисленные пассажиры I и II классов преимущественно местные жители, едущие по своим делам.
По отходе парохода от тверской пристани Тверь быстро исчезает из виду. В 21-м км от Твери село Орша с знаменитыми Оршанскими мхами, при устьи реки Орши (левый берег). Первая пристань за Тверью – Лисицы (левый берег) в 31 км от Твери. Затем обращает внимание село Едимоново близ с. Городни (правый берег), здесь был уездный от Твери город Вертязин или Городец. В Едимонове существует 1 артельная сыроварня и школа, основанные в 1871г. Н.В Верещагиным. В с. Кузнецове (правый берег) в 73 км от Твери – пароходная пристань – находится фарфоро-фаянсовая фабрика им. Калинина (бывш. т-ва М.С. Кузнецова), основ. В 1809г. Следующая пристань Корчева (правый берег), бывш. уездный город, ныне село Савелово (правый берег) в 130 км от Твери соединяется с Москвой Сев. ж.д. (130 км). Савелово – ближайшая к Москве пристань на Волге. Ж.д. станция отстоит от пристани в полутора км. Поезд, отходящий из Москвы вечером, приходит в Савелово к пароходу, идущему вниз в 1 час ночи. Напротив Савелова – Кимры – 139 км от Твери по течению Волги. Кимры ныне город (с 1919 г.) имеет 19 тыс. жителей, центр кустарного сапожного промысла. Шитьем обуви здесь занят весь район в количестве 14 волостей, работает всего свыше 20 т. чел. В Кимрах имеются механическая фабрика и подсобные мастерские Тверского Кожевенного Треста. Обращает внимание тяжелый, непомерно грузный собор с оригинальной росписью. Так и чувствуется, что он построен многопудовым купечеством, замаливающим свои многопудовые грехи. В ограде собора кладбище с памятниками, имеющими в бытовом отношении своеобразные надписи (напр. памятник Милютина). В Кимрском уезде родился М.И. Калинин (дер. Верхн. Троица).
За Кимрами Волга делается шире. Вьются берега. Зеленые травы. Золотистый песок пляжей. Лесистые пригорки. Местами видны ветряные мельницы. В 18 км от Кимр с. Бел. Городок (правый берег). На месте этого села здесь был когда-то большой город, что видно из завещания князя Михаила Тверского. Далее ниже впадает в Волгу р. Медведица, близ устья этой реки село Медведица (левый берег), пароходная пристань в 174 км от Твери. Здесь около села в бывш. усадьбе князя Салтыкова родился по преданию Борис Годунов. Следующая пристань Скнятино (правый берег) при устьи р. Нерль, вытекающей из Переяславского озера. Вблизи села станция Скнятино линии Москва-Красный холм Сев. ж.д. Далее Волгу пересекает мостом вышеуказанная ж/д линия. Мост построен в 1920 г. по проекту инженера Ф.Н. Мамонтова. За мостом село Сергиевское. Волга здесь образует крутую дугу, на которой расположено село Спасское – родина писателя М.Е. Щедрина-Салтыкова. В 14 км отсюда, в стороне от Волги, находится город Кашин. Город известен своим курортом, в прежние времена здесь изготовлялись Кашинские “заграничные вина”.
В 211 км от Твери, на возвышенном правом берегу, расположен город Калязин, связанный Сев. ж/д (линия Москва-Красный Холм) с Москвой (с 184 км). В Калязине начал свою службу в должности канцеляриста баснописец Крылов. Напротив города обращает внимание интересный Макарьевский монастырь, основанный в XV веке. Ограда монастыря – памятник крепостного зодчества XVII века. Интересные фрески Троицкой монастырской церкви. В городе имеется музей, памятник В.И. Ленину. Калязинский район занимается валяным кустарным промыслом, развиты здесь и отхожие заработки. Следующая пристань Прилуки (левый берег) в 234 км от Твери. Затем обращает внимание деревня Новоселки (правый берег) – родина поэта-самоучки И.З. Сурикова. Далее пароход минует Покровский монастырь. Красив этот свидетель веков.
За поворотом виден и Углич. Город расположен на правом возвышенном берегу Волги в 264 км от Твери, в виде подковы, так как Волга в этом месте образует угол, вдавшийся в материк. Последнее, что захватывает глаз от современности – это две огромные цистерны и … резкий скачок вглубь веков, в старину. Разительным контрастом развертывается перед вами огромный макет декорации, а дата её – XV – XVIII века. Перед вами город – музей. Церкви, дома, монастыри Углича, разбросанные в беспорядке, представляют чрезвычайно пеструю картину – они окрашены в самые разнообразные цвета – красные, желтые, розовые, зеленые, белые. Всё это не только красит город, но и придает ему издали старинный, точно загадочный, вид. К сожалению, пароход в Угличе стоит недолго, и туристу для осмотра города приходится делать остановку на сутки до следующего парохода. Туристы и экскурсии, прибывающие в Углич из Москвы для осмотра города имеют в своем распоряжении целый день, так как обратный пароход из Рыбинска идет поздно вечером (около 11½ час. веч.).
Самым интересным памятником Углича является дворец углицких князей, называемый дворцом царевича Дмитрия – он последний из княжеского рода жил в нем. Дворец построен в 1481 г. Это небольшое двухэтажное здание, построенное из кирпича. Дворец сильно пострадал от времени и неудачных реставраций. Трудно сказать от чего больше. Во дворце помещается исторический музей, многие экспонаты которого связаны с именем Дмитрия. Здесь висит колокол, в который ударил 15 мая 1590 г. пономарь, вдовий поп, Федор Афанасий сын, по прозвищу Огурец, созывая народ после убийства. Этот колокол был выслан Борисом Годуновым в Тобольск, как государственный преступник. Колокол был возвращен обратно в Углич лишь в конце XIX в. Существует мнение, что возвращенный колокол не настоящий ссыльный, а совсем другой имеет с угличским общее только вес – 19 пудов. Настоящий будто бы погиб в Тобольске во время большого пожара в 1677г. – растопился без остатка, а затем из разных кусков был отлит похожий колокол. Рядом с дворцом церковь “Дмитрия на крови”, построенная на берегу Волги на месте убийства царевича. Одним из лучших памятников церковного зодчества является дивная “триединая” церковь (1628 г.).
Интересен упраздненный Воскресенский монастырь. К памятникам XV века относятся портал и пояс собора Покровского монастыря, находящегося выше Углича в 4 км от него на левом берегу Волги. В Угличе много характерных зданий конца XVIII и начала XIX векакак церковного, так и гражданского зодчества. На левом берегу Волги, неподалеку от имения Григорьева или Волкова, как его называют именами последующих владельцев, находится “дворянское гнездо” – имение бывш. Зыковых. На горе, с которой открывается один из лучших видов на Углич, расположился старинный парк, за ним дом архитектуры первой половины XIX века. Лучшим руководителем по Угличу, который может дать полное исчерпывающее объяснение, является заведующий местным музеем А.К. Гусев-Муравьевский. Экскурсии и группы туристов, едущие в Углич, могут заранее письменно известить его о своем прибытии, что даст возможность использовать время в Угличе планово, не тратя часы на напрасные поиски. В Угличе есть дом Крестьянина, а также дом Работников Политпросвещения, в которых можно остановиться на короткий срок. На левом берегу Волги, почти рядом с усадьбой Зыковых, расположена писчебумажная фабрика бывш. Варгунина. За городом, за городской рощей, есть небольшая возвышенность, вблизи нее маленький ручеек, называемый “Греховым”. Здесь, по народному преданию, убийцы царевича Качалов и Волохов, обратившиеся в бегство ослепли. Отсюда они вернулись в Углич и отдались в руки судей. Таково народное предание. Углич основан в Х веке псковским боярином Яном. В VIII – IX вв. здесь было торговое поселение, о чем свидетельствуют клады, найденные в XIX веке.
Ниже Углича в 34 км Мышкин (левый берег), ранее город, ныне село, пароходная пристань. Далее в 22 км от Мышкина мост через Волгу Рыбинско-Бологовской жел. дор. (построен в 1870г.), близ станции Волга, здесь остановка пассажирских пароходов. Следующая пристань Коприно (правый берег), имеется музей и волостное общество по изучению местного края. За Коприным селения Липняги (левый берег) и Крутец (правый берег), где останавливаются также пассажирские пароходы, указанные пункты поставляют лоцманов для Верхней Волги. В 9 км ниже Крутца пароход входит в устье реки Мологи, где расположен город Молога в 356 км от Твери по течению Волги. Молога лежит на левом берегу Волги и на правом берегу р. Мологи при слиянии этих рек. Город Молога замечателен тем, что он самый северный пункт Волги, находится на ¼° выше 58-ой парал. Не раньше, не позже его Волга не забирается так далеко к Северу. Отсюда начинается Тихвинская система, соединяющая Волгу с Балтийским морем. До проведения Рыбинской ж.д. Тихвинская система была оживленным судоходным путем. В 80 км от устья Мологи некогда был Холопий городок со своей знаменитой ярмаркой, на которую приезжали русские и азиатские торговцы. Иоанном III ярмарка была переведена в Мологу (время расцвета города), а затем в Рыбную слободу (Рыбинск). По р. Мологе в настоящее время ходят пароходы Сев. Зап. Госпароходства до Весьегонска, а во время весеннего половодья до Устюжины и даже далее до Пестова, т.е. на расстоянии 355 км от Рыбинска. В Мологе одно время проживал известный шлиссельбуржец Морозов Н.А. От Мологи Волга становится уже довольно широкой многоводной рекой, берега крутыми и лесистыми. Между устьем р. Мологи и р. Шексны – другим важным на этом плесе притоке Волги – немного более 30 км. Две пристани – Каменник и Селехово, устье Шексны и перед вами Рыбинск.
Публикацию Путеводителя подготовил Анатолий Талыгин
Cайт “Речная старина”
26.09.2008