Полуразрушенный заброшенный дом без крыши стоит в городке Кимры, на Театральной площади. Так непрезентабельно дом 5а выглядит уже более 10 лет. В дореволюционных же Кимрах в этом светлом, просторном здании с множеством окон была сосредоточена вся административная власть села. Здесь проводились волостные сходы, на которых принимались важные для кимрского сельского общества решения. Отсюда провожали рекрутов на государеву службу. В нем рассматривались тяжбы кимряков: в правлении заседал специальный крестьянский суд. Служило здание и местом заключения арестованных.
Во дворе стояло еще одно здание, так называемая черная изба. Во времена крепостного права в ней наказывали провинившихся крестьян, пороли розгами, применяли орудия пыток. Одно из таких орудий – рогатка-ошейник – представлено в экспозиции краеведческого музея.
Наши предки в середине ХIХ века, перечисляя достойные внимания общественные здания села, как-то: богадельня для престарелых, Кимрское училище – называли и дом волостного правления. И совершенно справедливо. Общественное самоуправление на селе было хорошо развито. Всеми делами общества – хозяйственными, финансовыми, общественными – управлял сельский сход. И каждый раз выносил от восьми и более приговоров или, как бы мы сказали сегодня, решений. Для иллюстрации позволю себе привести некоторые.
Например, 24 апреля (старый стиль) 1905 года сход обязал торговцев крепкими напитками и чайные производить торговлю только до 8 часов вечера.
16 апреля 1906 года избирает комиссии: одну – для осмотра мостов, крыш и общественных зданий, другую – для контроля над настилом мостовых. На этом же сходе избираются смотритель хлебозапасного магазина, попечительница женского министерского училища, создается комиссия для наблюдения за ночными сторожами.
1 августа того же года сход крестьян выносит 11 приговоров, в их числе:
– отказ в назначении подвод для передвижения полицейской стражи, так как и без того жители обременены налогами и натуральными повинностями;
– утверждение сделки по обмену земельными участками между жителями села, со всеми вытекающими правовыми и финансовыми последствиями.
Отвод усадебных мест также в компетенции схода. Не говоря уже о таких крупных для развития села решениях, как постановление о создании общественного крестьянского банка в 1870 году; решение об открытии библиотеки-читальни в 1896 году.
Даже этот поверхностный перечень позволяет увидеть, какими заботами жило общество и какие действия предпринимал сход, чтобы обустроить жизнь на селе. Решения схода не подвергали сомнениям. По воспоминаниям кимряков, для них не так страшны были уездные и губернские власти, как своя, местная. Говоря образно, дом заложи, корову продай, но выполни. Таков был авторитет этого органа самоуправления.
Сельский сход выбирал и, как бы мы сказали сегодня, исполнительную власть в лице волостного правления во главе с волостным старшиной. Порядок управления обществом в Кимрах был основан на давних традициях, еще вотчинных. Один из наших бытописателей ХIХ века, знакомый уже нам Михаил Васильевич Малюгин зарождение этих традиций относит на конец ХVIII — первые годы ХIХ века, когда владелицей села была Екатерина Васильевна Скавронская-Литта. Вот тогда-то муж ее, прекрасный рыцарь Мальтийского ордена, кумир петербургских салонов и в то же время деловой, прагматичный и образованный человек Юлий Помпеевич Литта завел такой порядок в управлении, который и спустя сто лет не исчерпал себя.
Ежегодно осенью волостной сход избирал бурмистра, на которого возлагалась главная обязанность по управлению вотчиной. Перед обществом бурмистр нес и отчет за всех и за все. Помощниками бурмистра были трое старшин, два сборщика податей и оброка, а также «магазейный» староста. Старшины заведовали охраной лесов, хозяйственной частью и полицейской.
Ближайшим помощником бурмистра в делах управления был опытный человек, избираемый из старых бурмистров. Он именовался головой и наблюдал за целостностью мирских, т.е. общественных капиталов, ежемесячно проверял их и давал советы.
Также бурмистр имел советников во всех прежних бурмистрах, в советах и поддержке которых часто чувствовал надобность. Они, в частности, руководили выборами, подготавливали общество к решению общественных дел. И, как подчеркивает Малюгин, старые бурмистры всегда руководствовались при разрешении мирских вопросов общественными интересами, не допуская в общем деле своих выгод.
По окончании года служения бурмистра избирались счетчики, которые производили учет капиталов и хлебного магазина. После этого бурмистр отдавал отчет обществу. Как правило, достоинства и недостатки выражались в степени недобора податей. Если их было много, значит, бурмистр работал небрежно, и общество выражало ему недовольство. Если недоимок был небольшой, тогда бурмистру и его помощнику, голове, общество выдавало похвальный лист за усердное служение.
Перемена в образе правления, которая произошла по распоряжению Министерства государственных имуществ в 1862 году, не повела к лучшему. Например, вместо бурмистра, избиравшегося на год, должно было избирать голову на три года. Это кимряки сочли чрезвычайно обременительным. Не приветствовали они и другие изменения. В общем, первое трехлетие первого головы оказалось неудачным опытом нового порядка в управлении. Последовали изменения, в результате которых первым лицом стал волостной старшина, за ним следовали сельские старшины. Обязанности сборщиков податей были возложены на сельских старост. Этот порядок уже не менялся, и управление обществом осуществлялось твердой рукой. И, как писали современники, знавшие Кимры не понаслышке, «приходится, однако, изумляться природным дарованиям русского мужика к самоуправлению».
Кимряки чрезвычайно серьезно относились к местной власти. Выражением этого было и строительство каменного здания волостного правления на месте старого, деревянного. Поставлено оно было, опять же на общественные деньги, бурмистром Василием Дмитриевичем Малюгиным. Рядом с правлением стояла батарея пушек, из которых стреляли по праздничным дням. Пожалованы они были селу императором Александром I «в знак монаршей признательности населению Кимр за поставку обуви на армию в 1812 году».
Значительным событием для кимрского общества было открытие в здании волостного правления в 1889 году противораскольнической библиотеки. Была она небольшой, собранная в ней литература имела религиозное направление.
Открыта библиотека была по инициативе священника-миссионера Павла Шаврова, который был направлен Тверским епархиальным начальством вести в губернии борьбу со старообрядцами. В губернии было два крупных раскольничьих центра. И один из них как раз «окопался» в Кимрах. Кимряки, как сообщают нам архивные источники, с воодушевлением отнеслись к идее Шаврова. Сразу организовали сбор денег для покупки книг. Сто рублей пожертвовал купец Мошкин, живший на то время уже в первопрестольной. В итоге собрали 300 рублей. Книги приобрел в Москве и переслал в Кимры тот же Шавров. Книги в кожаных переплетах были размещены в одном из шкафов правления. Открытие библиотеки проходило с водосвятием и молебном.
Из среды крестьян был выбран первый в Кимрах библиотекарь, Василий Михайлович Платов, занимавшийся сапожным ремеслом. Два раза в неделю он выдавал книги на дом. Можно было читать и в самом правлении по воскресеньям, от 12 до 16 часов. Заведовал библиотекой священник Покровского собора Феодор Матвеевич Зеленев.
Газета “Кимры Сегодня”
На фото: вид на торговую площадь села Кимры с Покровского собора, здание волостного правления – справа.
11.06.2019