Текст выступления Александра Алексеевича Воронина на второй городской историко-краеведческой конференции, посвященной истории Ратмино, состоявшейся 15 декабря 2012 года в Музее археологии и краеведения города Дубны.
Родился я в 1953 году и всю жизнь прожил в Дубне. Город давно признан одним из красивейших в Подмосковье. По документам я на три года даже старше официального статуса нашего городского поселения. (Согласно закону №131-ФЗ от 06.10.2003 г.) Некоторые дубненцы, так же как и я, долго прожив в городе, написали о нём неплохие воспоминания и исследования. Это Михаил Буланов, Евгений Молчанов, Сергей Гор, Александр Беляев, Александр Расторгуев и другие. Я тоже не удержался, в 2003 году изложил на 50 страницах всё, что знаю и помню о Дубне, и частично успел опубликовать этот текст в газете “Дубненские известия” (№№ 25-38).
О Ратмино там немного, так как в моём детстве оно было ещё далековато от города и привлекало, нас мальчишек, лишь дикой природой и шикарными местами для купания. Рядом находился неглубокий заброшенный песчаный карьер, где вода была всегда тёплая, а на песке мы играли в футбол и волейбол.
Самые первые и яркие воспоминания о Ратмино у меня связаны с археологическим музеем в школе №8 в начале 1960-х годов. (Организовала его Иванова Юлия Фёдоровна, собиравшая предметы старины ещё до раскопок 1962-65 годов в Ратмино под руководством А.В. Успенской из Государственного исторического музея.) Увидев на стендах музея найденные при раскопках предметы (каменные скребки, наконечники стрел и копий, бусы, черепки посуды, кости животных и т.п.), я так этим заинтересовался, что несколько лет подряд с друзьями и братьями бегал летом в Ратмино купаться, а заодно поискать что-нибудь типа бивня мамонта. Мы рылись в отвесных берегах реки Волги, искали в воде, пробовали даже копать в разных местах. Конечно, ничего не нашли, кроме обычных камней.
Есть у меня ещё один цикл воспоминаний – “Моя стройка” – о Строительно-монтажном управлении №5, где я проработал 25 лет. Тогда я был мастером производственного обучения в Межшкольном учебно-производственном участке – с 1983 по 2001 год. В рамках профориентации за два учебных года (9-й и 10-й классы) мы выпускали в жизнь дипломированных специалистов – каменщиков и маляров второго разряда.
Со своими школьниками я участвовал в строительстве конюшни для лошадей Тито Понтекорво и в возведении корпусов профилактория в Ратмино. Сам Тито постоянно присутствовал на строительстве, обсуждал и согласовывал с прорабом все изменения и добавления в проект конюшни. Ничего подобного на территории Дубны никто никогда не возводил, поэтому было много проблем с материалами, с документацией, с финансированием. Мало того, что Тито Понтекорво строил на свои деньги, которых всегда не хватало, он ещё постоянно вносил изменения и усовершенствования в конструкцию здания, что тоже не способствовало быстрому завершению и сдаче конюшни в эксплуатацию. Но больше всего вреда было от чиновников, которые хотели отнять у Тито конюшню и сделать там гостиницу или ресторан. В 1987 году Тито всё бросил и уехал в США, в штат Техас, разводить там лошадей.
Позднее я часто бывал на этой конюшне, туда моя племянница ходила заниматься в конную секцию и ухаживала за лошадями. Верхом я на них не катался, но видел вблизи и даже кормил с рук этих красавцев. Тито разводил там сразу несколько пород лошадей, но я запомнил только грациозных ахалтекинцев.
В отличие от конюшни, профилакторий строился больше десяти лет, он считался второстепенной стройкой в городе и снабжался по остаточному принципу. Но мне и бригаде школьников это даже нравилось. Привозили и увозили нас в Ратмино на специальном автобусе. Целый день мы находились на свежем воздухе между рекой и сосновым бором, вдали от городского шума, пыли и начальства. Со стен строящихся корпусов открывались красивые виды на окружающую природу. На объекте с нами находился один бригадир (Виктор Филяков), обеспечивавший фронт работ, и прораб (Владимир Сидоров), отвечавший за поставку раствора, кирпичей и других строительных материалов.
О десятитонном ратминском камне, установленном 15.09.2004, я написал большую статью. (Статья называлась “Рождение Дубны: 1134, 1946, 1956 или 1960?”. В марте 2011 она была размещена на нескольких интернет-сайтах, в том числе на сайте фонда “Наследие”, а в мае 2011 г. напечатана в альманахе “Дубненское наследие”, №54 на стр. 3).
Эти четыре даты – ключевые в истории города.
– 1134 год – первое упоминание нашего города в летописи. Основатель города Юрий Долгорукий.
– 1946 – принято решение о строительстве циклотрона недалеко от Ратмино. Отцы-основатели: Сталин, Берия и Курчатов.
– 1956 – официальный день рождения Дубны как международного центра. Отцы-основатели: Мещеряков М.Г., Блохинцев Д.И., Боголюбов Н.Н.
– 1960 – объединены вместе Дубна и город Иваньково.
Спор о камне идёт до сих пор в местных газетах, то затухая, то снова разгораясь. А я предлагал установить ещё ряд подобных памятных камней с датами и соответствующими надписями, чтобы каждая группа недовольных ратминским камнем могла собираться на праздники у своего персонального камня и праздновать свою дату образования города. Пока из десятка предложенных мною камней только ВРГС установила свой памятный камень недалеко от памятника Ленину. Но и с ним тоже начались похожие проблемы, как и с ратминским камнем.
У дубненских поэтов и художников есть замечательные произведения искусства, в которых воспета ратминская природа и церковь. Но я не встречал стихов и рассказов о героическом прошлом нашего города и конкретно – про Ратмино. Да и художники, как правило, пишут только церковь с разных сторон, а исторических полотен на городских выставках пока не видно. Хотя сама этимология слова наталкивает на мысль, что в этом месте проходили боевые действия. Звучит грозно для врагов и убедительно для историков: Ратмино, рать, ратники, ратное дело, ратоборцы, Ратмир (ратуйте, люди добрые!). Давно пора отделу культуры объявить городской (а может и международный) ежегодный конкурс на лучшее отображение нашей славной истории и современности – в стихах, прозе и в картинах. И в конце года мэр может смело награждать лучших поэтов, писателей и художников. Наряду с бизнесменами, дилерами, брокерами и хакерами.
Исторические маршруты по достопримечательностям Дубны у городских турфирм есть, но пока они малоизвестны и непопулярны в силу объективных причин (нет пристани, городских туалетов, дешёвых гостиниц, не решён вопрос прохода на территорию ОИЯИ, нет интересных сувениров, красивых книг о Дубне). Правда, уже выпущен каталог картин дубненских художников, издана книга воспоминаний “Высоцкий в Дубне”, а литературное объединение “Свет Маяка” готовит к изданию очередной поэтический сборник, но пока не решён вопрос с его финансированием. Обо всех этих и других проблемах мы говорили на первой историко-краеведческой конференции 13.12.2011, в прошлом году.
Большая работа во всех этих направлениях проводится фондом “Наследие”. Кроме музейной, исследовательской деятельности фонда, два раза в год жители города и его гости могут увидеть ожившую историю и даже сами поучаствовать в исторических событиях. Зимой на льду реки проводится реконструкция боёв за древнийгород Дубну, а летом на высоком берегу Волги воссоздается часть нашего древнего города – летний лагерь славян, с предметами быта, одежды, оружия. Этим летом возобновились и ежегодные раскопки на территории древнего городища в Ратмино.
Скажу ещё немного о развитии внутреннего туризма в Дубне. Он тоже непосредственно будет связан с Ратмино. (Потому что в городе нет древних пирамид, водопадов, глубоких пещер и легенд о чудовищах типа Лох-Несского или собаки Баскервиллей.)
За последние десять лет я написал несколько статей и о туризме, предлагал даже варианты памятников и места их установки в Дубне. Пока в городе нашлись только три патриота-энтузиаста в этом направлении: Игорь Вяземский провел большую организационную и спонсорскую работу по установке памятника Высоцкому, благодаря Николаю Захарову мы имеем оригинальный стул (один из крупнейших в мире) и симпатичного лисёнка рядом с его фирмой “Экомебель”. Третий энтузиаст отреставрировал найденный в лесах под Дубной самолёт-крепость “ИЛ-2” и установил его перед гостиницей “Гриль”. Кстати, Н.Теряева и Л.Жидкова в своём путеводителе по Дубне предлагают нам в качестве символа города бешеную лису, укусившую татарского хана. Лично я категорически против лисы – они не живут на клюквенных болотах. Так же как и не росли у нас никогда в Дубне дубы, красующиеся на городском гербе и флаге.
Я предлагаю объявить Дубну родиной Царевны-лягушки. (Две мои статьи о туризме опубликованы в газете “Площадь Мира”: “Уже наукоград, но ещё без изюминки” (12.10.2004, №75, стр. 5) и “Дубна – Царевна-лягушка?” (20.06.2007, №42, стр. 5).) И под этот фольклорный бренд, как теперь говорят, строить всю инфраструктуру внутреннего туризма. Царевна-лягушка долгие годы была единственным сказочным персонажем, никем не занятым на территории России, хотя сейчас во многих городах и ей уже установлены интересные памятники. Остальных героев сказок и фольклора давно расхватали более продвинутые города и делают на них большие туристические деньги. (Если Дубна станет родиной Царевны-лягушки, то наверняка французские города, желающие стать нашими побратимами, выстроятся в большую очередь.)
Дед Мороз прописался в Великом Устюге, Снегурочка – в Костроме, баба Яга – в селе Кукобой Ярославской области, Кощей Бессмертный – в Старице Тверской обл., волк – в Тамбове, змеи – в Гадово рядом с нами, мыши – в Мышкине, козёл – в Твери и т.д.
Есть и другой путь – более простой и понятный всем, но менее яркий и продуктивный. Придумать городу обычный туристический бренд и поскорее зарегистрировать его, пока ещё не поздно. По аналогии с другими подобными городами, имеющими разные статусы, пригодные для использования в туристическом бизнесе.
С.-Петербург – культурная столица России.
Тула – оружейная столица России.
Севастополь – город русской славы.
Иваново – город невест и текстильная столица России.
Урюпинск – столица провинции России и центр глубинки России.
Талдом – столица журавлиного края.
Луховицы Моск. области – огуречная столица России.
Город Сенгилей Ульяновской обл. – блинная столица России.
Все эти бренды известны годами, прочно укоренились в сознании народа, а многие уже официально присвоены городам и зарегистрированы в Москве.
Можно объявить Дубну столицей ядерной физики в России, учитывая, что мы – единственный город в стране, попавший в таблицу Менделеева. Но это мало что даст в плане привлечения туристов и производства сувениров. Кому в наше прагматичное время интересны проблемы физики? Нам на смену пришло поколение потребителей – их может привлечь только яркий, необычный, запоминающийся персонаж, с которым они захотят сфотографироваться на память и купить сувениры с ним.
Поэтому традиционного физика в очочках следует изображать в образе Ивана-царевича, стреляющего в разные стороны протонами и нейтронами, с ноутбуком в руках и в наушниках. Это будет современный, понятный молодёжи бренд. Сувениры с таким физиком и Царевной-лягушкой в образе его жены или невесты будут уходить влёт. Варианты десятков памятников физикам я предлагал в опубликованных статьях. И все эти памятники в разных концах города надо закольцевать туристским маршрутом в одно дубненское “золотое кольцо”.
Повторю лишь несколько из моих предложений. На въезде в город с четырёх сторон (Москва, Конаково, Кимры, Савёлово) можно изобразить физиков в пути или посадить их в образе Ньютона под яблоней. Как вариант – физики под дубом и на них сыплются жёлуди-элементы: курчатовий, дубний. На вокзале жена встречает и провожает физика, на пляже – купающийся физик, у входа в ОИЯИ – идущий на работу или расщепляющий атом (как дрова колет на карикатурах), у ресторанов – весёлый и поющий физик, возле многочисленных банков – новые русские физики.
В Ратмино поставить физика-воина или археолога. У кафе Дома ученых – горячо спорящих в поиске истины физиков за столиком, пишущих на подвернувшихся под руку салфетках свои бесконечные формулы, как это и было в первые годы образования института.
Вариантов много, так же как и унылых, пустующих сейчас мест в городе. Главное – чтобы всё было весело и с русским размахом. Как всё хорошее, что делалось и делается в России.
И последнее – в Дубне снимались эпизоды более двадцати фильмов и сериалов. Это тоже можно учесть в туристических экскурсиях по городу и будущих памятниках.
Александр Воронин, филолог
21.01.2013