Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Роман «Тихий Дон» – произведение, не требующее дополнительной рекламы. Но мало кто знает о том, что в его создании принял участие один из уроженцев Кимрского района. Вспоминает Е.П. Столбов, полковник запаса.



О том, что в 20-х годах М.А. Шолохов собирал свидетельства очевидцев, происходивших на Дону событиях, мне неоднократно рассказывал муж моей тети – Шевков Алексей Степанович. Коротко о А.С. Шевкове. Родился в деревне неподалёку от Кимр. Невысокого роста, худощавый, жилистый – чем-то похож на Шолохова М.А. Всю жизнь был тружеником. Очень честный человек и такими же воспитал своих детей. Вот, что Шевков А.С. мне, в частности, рассказывал. До призыва в армию, в конце 1916 года сапожничал, как и многие кимрские мужики. Как он говорил: «Присягал трижды. Сначала царю, потом Временному правительству, а после Октября – принял красноармейскую присягу».

В гражданскую войну принимал участие в боевых действиях и на Дону. Однажды был ранен и вместе с другими красноармейцами пленён казаками. Шевкову А.С. было в то время 19-20 лет, но он из-за малого роста и худобы выглядел значительно моложе своих лет.

После издевательств и побоев, пленных раздели до нижнего белья, разули и повели через станицу на расстрел. Поглазеть на эту процессию вышли, наверное, все жители станицы. Пленных конвоировали казаки, стегая зазевавшихся пленных нагайками…

Около одного из домов стояла статная старая казачка. Она спросила у конвоиров: «Куда ведете пленных?»

Один из конвоиров ответил, что «краснопузых» ведут на расстрел.

Казачка, показывая на Шевкова А.С., спросила: «А этого дитя тоже на расстрел?»

Конвоир сказал, что тоже.

Тогда казачка подошла к Шевкову А.С. и, взяв его за руку, повела к своему дому. Один из конвойных, здоровый мужик с огромными усами, схватил Шевкова А.С. за другую руку и попытался вырвать его у казачки и вернуть в колонну пленных. Тогда старая казачка размахнулась и сильно врезала конвойному по морде. И со словами «Дитятку на расстрел не дам», отвела его к себе в дом.

Больше никто не осмелился перечить старой казачке. Прожил Шевков А.С. у нее несколько месяцев – сильно болел, потом долго выздоравливал. Из дома старался выходить редко. Немного поправившись, для того чтобы помочь старой казачке деньгами, начал сапожничать. Из разговоров со старой казачкой, с ее родственниками, а затем и с заказчиками обуви, узнавал о происходящих в этой и других станицах событиях. В разговорах упоминались многие станицы и фамилии казаков, о которых идет речь в «Тихом Доне».

После выздоровления и прихода частей Красной Армии Шевков А.С. продолжил службу. Он всегда добрым словом вспоминал старую казачку, которая спасла ему жизнь.

В 20-х годах в газетах и по радио было обращение М.А. Шолохова с просьбой к участникам событий на Дону прислать свои воспоминания. Шевков А.С. свои воспоминания как умел написал и послал. Через некоторое время от Шолохова М.А. пришло письмо с благодарностью.

Роман «Тихий Дон» Шевков А.С. постоянно перечитывал. Говорил, что очень правдиво написано: «Так, как было». Ряд происходивших событий, о которых писал Шевков А.С. в своих воспоминаниях, нашли свое отражение в романе. Эпизод с освобождением его из плена Шолохов М.А. не использовал, так как он не вписывался в сюжет произведения.

Шевков А.С. умер в 1982 году в г.Калинине.

18.11.2008