Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Выставка “Финно-угры в древности и сегодня. Археологические находки и народные костюмы” открылась в музейном комплексе “Конный двор” Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. На ней представлены редкие памятники Ратьковского финно-угорского мерянского могильника VI-IX веков, открытые археологической экспедицией Сергиево-Посадского музея-заповедника в 1999-2015 годах. На вопросы инфоцентра FINUGOR ответил руководитель сергиево-посадского археологического отряда Владимир Вишневский.

– Владимир, для большинства русских жителей Московской области финно-угры это Карелия, Марий Эл, Коми, но ни как не центральное Подмосковье.

– Все по разному шло. У нас здесь VI-IX век нашей эры. Славяне в северном и северо-восточном Подмосковье появляются не раньше XI века. Даже по летописям известны меря, мурома, мещёра. Сейчас их уже нет, они были постепенно ассимилированы. Но по летописям мы знаем, что меря участвовала в борьбе между князьями и с Олегом Вещим ходила на Константинополь. То есть это была организованная сила, крупное племя, с военными дружинами, своими князьями. Но постепенно шел процесс ассимиляции, можно сказать, что к веку XIV меря в Подмосковье перестали являть собой былую силу.

– Сейчас многих любителей истории волнует вопрос, куда исчезли финно-угры Центральной России? То есть вы считаете, что славяне меря не никуда не вытеснили, не подвергли геноциду, как сейчас принято говорить?

– Нет, такого как вы сказали истребления и геноцида не было в истории. Вопрос стоял о военном и экономическом сотрудничестве, о сборе дани, поддержке тех или иных князей. Русские князья в равной степени союзничали со всеми, и с финно-уграми, и с татарами, и с половцами. Видимо, главными причинами ассимиляции были изменения в политической карте и экономике этих земель.

Потом, следующие финно-угорские народы, живущие по соседству с мерей, – мордва, марийцы или черемисы, как их раньше назвали, дольше чем меря, мещера, мурома, сохраняли свою идентичность. Несмотря на то, что находились между молотом и наковальней, воюя и с русскими, и с татарами, за тех и других. Известно, к примеру, несколько Черемисских войн. Они дольше сохраняли свою независимость, но постепенно, с движением Московского государства на восток, со времен Ивана Грозного были интегрированы в русское государство.

– Некоторые ученые считают, что название Москва – мерянское…

– Это гидронимия. Она говорит, что в восточном Подмосковье превалируют финно-угорские названия, а в западном распространены балтские. Дело в том, что от Москвы к Смоленску на рубеже 1-2 тысячелетий жили балтские народы, родственники пруссов и ятвягов. В подмосковной гидронимии финское языковое наследие хорошо сохранилось.

– А что означает наименование Москва?

– Есть разные толкования. Эти окончания – ва, ма, ша, га – это финские гидроформанты. Понимаете в чем дело, финских языков тоже много, у них тоже свои особенности, общие черты. Чье это было название, меря или других финнов, трудно сказать. Мы можем предполагать, что его оставило какое-то племя родственное мере, жившее по соседству, в это же время развивавшееся. Но если уж быть точным, центры меря располагались на Плещеевом озере и озере Неро. Ареал родственных археологических культур простирается от Твери до Костромы, это касается и названий рек. Так что вероятно название, близкое к мерянскому языку. В современной Владимирской и Ивановской областях, среди наших русских мужиков выражен специфический антропологический тип который может быть отнесен к финскому. Так что финское наследие у русских прослеживается не только в топонимике.

Выставка “Финно-угры в древности и сегодня. Археологические находки и народные костюмы” будет работать до 25 октября.

04.09.2015