В 2018 году архивная служба Российской Федерации празднует 100-летний юбилей. В Подмосковье за эту деятельность отвечает Главное архивное управление, которое активно внедряет современные технологии, создает собственный страховой фонд и переводит хранимые документы в электронный вид. О том, какие уникальные документы находятся в архивах Подмосковья, как происходит их оцифровка и зачем обращаются в архив граждане, порталу mosreg.ru рассказал начальник Главного архивного управления Московской области Петр Петров.
– В 2018 году государственной архивной службе России исполняется 100 лет. Какие мероприятия проведут архивисты Московской области в связи с памятной датой?
– 100 лет для Главного архивного управления Московской области – не просто большая круглая дата. В последнее время внимание к архивной отрасли повышается не только из-за юбилея ведомства, но и в связи с той масштабной работой, которую оно проводит. Ведь нам удалось поставить архивное дело на современные рельсы развития.
Тем не менее, 2018-й – для нас действительно праздничный год. И мы будем проводить по этому поводу круглые столы, конференции, выставки и торжественные мероприятия. Мы также планируем поощрить лучших сотрудников грамотами, благодарностями и памятными подарками –церемония награждения состоится в Доме правительства Московской области.
– Как за все время работы подмосковного ведомства увеличился объем хранимых документов?
– Показателем нашего труда является количество сохраняемых архивных документов. В 1918 году перед ведомством стояла задача принять архивы царских учреждений, и тогда объем сохраняемых документов составлял чуть более 300 тысяч единиц. А сегодня архивный фонд Московской области насчитывает около 5 миллионов документов. В среднем наши архивы получают 130 тысяч новых единиц хранения ежегодно, порядка 100 тысяч из них – поступают в муниципальные архивы.
– С увеличением числа документов необходимо расширять площадь хранилищ. Как она изменилась за последнее время?
– В 2017 году мы получили два здания общей площадью 2,8 тысячи кв. м в Вербилках Талдомского района: административное здание и общежитие колледжа. Сейчас самое главное – провести в них качественный ремонт и создать нормативные условия для хранения документов. Бывшее административное здание площадью около 1,4 тысячи кв. м планируем ввести в 2018 году, оснастив современным оборудованием. Под эти работы уже выделено финансирование. Второе здание стоит в плане работ на 2019 год. За последние 10 лет общая площадь архивных хранилищ в Подмосковье увеличилась в три раза – после ввода новых зданий она составит порядка 120 км архивных полок, а в 2008 году их было не более 40 км.
– Сколько обращений в ведомство поступило от жителей Подмосковья в 2017 году?
– За прошлый год было зарегистрировано около 237 тысяч обращений и за январь – февраль 2018 года более 27,8 тысячи запросов через МФЦ в районные и городские архивы. Из них примерно 87% обращений было удовлетворено. Люди обращаются за получением справок о своем стаже и размере заработной платы для начисления пенсии, различными подтверждениями по земельным и имущественным делам, вопросам генеалогии. Государственные органы и учреждения обращаются с тематическими запросами. Количество обращений в архивы Московской области составляет 6–8% от общего числа обращений по всей Российской Федерации. Это внушительный показатель, который обусловлен огромным объемом проводимой работы.
– Сколько сотрудников подмосковной архивной службы насчитывается сегодня?
– За 100 лет мы прошли сложный путь. Если в 1918 году в ведомстве был всего лишь один сотрудник, то к нынешней юбилейной дате мы имеем сеть архивных учреждений с численностью специалистов 525 человек. Это два государственных архива и 67 районных и городских архивов. Объемы работы непрерывно увеличиваются, поэтому ведомство постоянно ищет новых сотрудников. Так, в 2018 году планируется увеличить число работников на 6 человек.
– Сколько средств выделяется на работу службы в настоящее время? Как изменился объем финансирования за последние годы?
– Общий объем средств, выделенных муниципальным архивам за последние 10 лет, составил 2,5 млрд рублей. В том числе на 2018 год в бюджете области предусмотрено около 238 млн рублей. В 2007 году Законом Московской области «Об архивном деле в Московской области» было принято решение, что все документы, созданные до 1 января 1994 года и хранящиеся в муниципальных архивах, являются собственностью Московской области и должны быть обеспечены финансовыми средствами для развития и поддержания необходимых условий хранения. Можно было, конечно, их передать в собственность муниципальных образований, но тогда не было бы реальной финансовой поддержки. А в случае их принятия в государственные архивы в районных архивах остались бы только документы, созданные после упомянутой даты, т. е. с 1994 года. К счастью, сегодня муниципальные архивы бережно хранят историю Подмосковья. Например, в Каширском архиве есть документы от 1786 года.
– Какие уникальные документы хранятся в архивах Московской области?
– В Центральном государственном архиве Московской области есть, например, исторические документы 1917 года, которые содержат информацию о переезде правительства из Петрограда в Москву, а также документы о взрыве храма Христа Спасителя. Последние были случайно обнаружены уже в постсоветский период. Это особо ценные документы – в них находятся карты, списки людей, схема взрыва. В Центральном государственном архиве Московской области находится более 1,3 млн единиц хранения и около 27 тысяч особо ценных документов. Всего архивный фонд Московской области насчитывает около 5 млн единиц хранения и около 32 тысяч единиц особо ценных документов.
– Сколько людей, желающих узнать информацию о своих родственниках, обращается в ведомство?
– Все большее количество людей изъявляют желание узнать, кто были их предки. Поэтому у нас растет количество обращений по вопросам генеалогии. Максимальное количество (более 60%) запросов поступает от граждан и около 27% от органов федеральной власти – Пенсионного фонда, Росреестра, судов. Из общего количества обращений 56% – о недвижимом имуществе, около 40% – о стаже работы и заработной плате и только 13% относится к категории запросов о рождении, смерти, награждениях, и др. По всем вопросам архивы доступны для жителей Подмосковья и открыты.
Был знаковый случай, когда потомки офицера Белого движения, который в 1917–1918 годах покинул страну и жил в Париже, смогли найти информацию о нем в Каширском архиве. Мне самому удалось найти архивные документы о моих предках вплоть до 1796 года. Также в архивные учреждения Московской области часто обращаются иностранцы – граждане США, Великобритании и других государств. Причем не только люди, которые хотят узнать информацию о своих предках, но и исследователи, которые профессионально занимаются вопросами генеалогии. Все это свидетельствует о значимости хранимых материалов и самой архивной деятельности.
– Помогает ли ведомство историкам в проведении научных изысканий?
– Наша миссия – быть одинаково доступными для граждан и историков. Часть наших документов может служить источником информации для ученых, которые исследуют ранний советский период. Например, документы 1918 года, в которых приводятся сведения об очень низких нормах продуктового довольствия на одного больного в госпитале и мерах, принимаемых Моссоветом. Эти и другие архивные данные крайне важны для историков – ведь по ним можно судить об экономической, политической ситуации в стране и уровне жизни народа.
– Какие три документа, находящиеся на хранении в подмосковных архивах, с Вашей точки зрения, наиболее ценны?
– На мой взгляд, это стенограмма I съезда народных депутатов СССР, бортовой журнал перелета Чкалова через Северный полюс, а также документы из истории Русской православной церкви, в том числе, касающиеся взрыва храма Христа Спасителя.
23.03.2018