Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В начале мая 1767 года из Твери вниз по Волге отправилась флотилия из пяти галер и шести транспортных судов. На первой галере «Тверь» находилась сама императрица Екатерина II. О том, как проходило это путешествие, подробно рассказал в своих записках граф Владимир Григорьевич Орлов: «После обеда (4 мая), проезжая Кимру, принадлежавшую прежде Михаилу Ларионовичу Воронцову, которая очень прекрасное расположение имеет, смотря с реки, сошли на берег с Захаром Григорьевичем Чернышевым, прошли сквозь село, осмотрели очень хорошую для деревни каменную церковь, начатый очень хороший гостиный двор и сделанную через деревню хорошую новую дорогу, зачата также очень хорошая каменная ограда около деревни…»

Это одно из первых упоминаний гостиного двора в селе Кимры. В октябре 1762 года владелицей села стала Анна Карловна Скавронская. Супруг ее, канцлер Михаил Илларионович Воронцов, вступив в хозяйственное управление вотчиной своей жены, предпринимает ряд мер для повышения доходности имения. Меры эти, в частности, распространялись на развитие сапожного промысла и оживление торговли. Граф закладывает на самом видном и удобном месте за свой счет 30 каменных лавок и начинает раздавать крестьянам под их взаимное поручительство деньги на ведение торговых операций. Смерть помешала Воронцову закончить строительство. Оно было завершено его супругой. И красивый гостиный двор, явление редкое для села, становится со временем центром оживленной торговли.

Более ста лет простояло воронцовское детище. Оно не раз горело, ветшало год от года и к началу XX века уже потеряло прежний вид, плохо гармонировало с монументальным Покровским собором и другими строениями. Принимается решение построить на его месте новый, более пышный и просторный Гостиный двор, который бы соответствовал набравшему обороты кимрскому купечеству. И к началу первой мировой войны на Соборной площади вырастает здание, которое на долгие годы становится визитной карточкой Кимр.

ТОТ ГОСТИНЫЙ ДВОР, ЧТО ОСТАЛСЯ В ПАМЯТИ

Новый Гостиный двор, построенный в неорусском стиле из красного кирпича, привлекал внимание старинными формами, островерхими шатровыми башенками, которые ставились в старину на боярских хоромах. Надо сказать, башенки – одна из любимых архитектурных деталей кимрского зажиточного люда. В Древней Руси похожие башенки служили составной частью крепостных стен городов.

Журнал «Огонек» 12 января 1914 года писал: «Здание это выстроено на средства сельских обществ вотчины графини Самойловой. Оно освещается электричеством и заменяет для Кимр сельскую электростанцию. Ряды являются настоящим гостиным двором для целого округа, включая в своих магазинах все необходимое для населения».

Вот, для примера, расположившийся в гостином дворе «Мебельный, зеркальный и иконно-киотный магазин» И.В. Щекачёва. Пространная реклама предлагает покупателям богатый выбор мебели, зеркал, кроватей, мраморных умывальников, кстати, и по заказу. А также ковры, дорожки, бархатные и репсовые шторы, дорожные сумки и ученические ранцы, коляски и детские велосипеды, картины, рамы из багета готовые и на заказ, памятники, кресты, саквояжи и прочие товары. Ассортимент отнюдь не крестьянский. Недаром считалось, что в Кимрах традиции городской жизни старше самого города.

Началу строительства гостиного двора предшествовала серьезная подготовительная работа. Представители деловых торгово-промышленных кругов во главе с богатым купцом Василием Дмитриевичем Собцовым осмотрели пассажи и новейшие универсальные магазины Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и только после этого приступили к работе над проектом.

По замыслу, двухэтажные каменные корпуса образовывали замкнутый прямоугольник. Внутренний двор по примеру пассажа Солодовникова и Верхних торговых рядов Москвы (мы знаем их как ГУМ) должен был перекрываться дугообразной застекленной кровлей.

Посетители, пройдя через парадную арку, попадали на толкучий рынок. С него же были устроены входы в магазины первого и второго этажей, которых было очень и очень много. С противоположной стороны предполагалось сделать другую арку, с решетчатыми воротами, для подвозки товаров. Однако все это осталось в планах. Довести строительство Гостиного двора до конца кимряки не смогли. Летом 1914 года началась империалистическая война, и строительные работы были приостановлены.

Война вызывает в обществе подъем патриотических настроений. В Кимрах создается комитет по устройству госпиталей. Возглавляет его богатый купец Василий Николаевич Серепьев. Один из госпиталей развертывается в Гостином дворе. Среди его медперсонала военврач А.А. Терпугов. В 1918 году он войдет в Кимрский санитарный совет. Среди сестер милосердия госпиталя Е.Н. Перепечкина, А.М. Каурова, Столярова и другие.

С установлением советской власти торговый профиль Гостиного двора сохраняется частично. Какое-то время в 20-е годы с магазинами соседствует Кимрское отделение Тверского кожтреста. Затем здание передают исполкому Кимрского уездного (впоследствии – районного) Совета, отчего и по сей день старые кимряки продолжают называть его Домом советов. Размещался в здании и Кимрторг. Было даже намерение реконструировать строение и создать в нем торговый центр.

Неожиданным поворотом в судьбе Гостиного двора стала передача его городскому отделу народного образования с последующим размещением в нем городского Дома пионеров и школьников. Но ветры перемен благие намерения развеяли в пыль и прах.

ХРОНИКА РАЗРУШЕНИЯ

В 1993 году в Гостином дворе происходит пожар, после которого здание так и не было восстановлено. Последний магазин выехал оттуда в 1995 году, а затем, в духе лихих 90-х, началась активная мародерная разборка, в результате которой здание лишилось рам, дверей, полов, декоративных элементов интерьера, а после и крыши. Как известно, крыша для дома, как вода для рыбы – строение без него погибает. В брошенных башенках на высоте дети устроили шалаш, после чего одну из них и сожгли. Затем охотники за металлом сняли кровлю и со второй башенки, и со всего остального.

Примечательно, что в перечень объектов историко-культурного наследия исторических городов Тверской области в качестве памятника истории и культуры местного значения кимрский Гостиный двор включен постановлением Законодательного собрания Тверской области от 27 мая 1999 года №296П-2. К тому времени здание давно уже утратило первоначальный облик, и кимрская молодежь звала его не иначе как «краснухой». С момента своего появления на свет кимряки и кимрячки, рожденные в 90-х и позже, могли видеть на главной площади родного города только руины из красного кирпича. Они никогда не знали величественного, нарядного Гостиного двора – того, который построили их предки.

На переломе веков Кимры получили позорный статус «малой столицы наркомании» – в холодных брошенных комнатах «краснухи» жгли костры и тут же готовили дозу наркоманы, проходить вечером мимо остатков здания стало опасно, несмотря на то, что местный отдел милиции был совсем близко.

К 2010 году совместными усилиями ситуацию в Кимрах удалось изменить. Правоохранительные органы, органы исполнительной и судебной власти при поддержке антинаркотических молодежных и общественных организаций, православной церкви, СМИ очистили город от наркоторговцев. К этому времени Гостиный двор сменил несколько арендаторов, которые с ходу «брались» восстановить для коммерческих целей лакомый объект, но все их мечты остались нереализованными.

БЕЗ НАДЕЖДЫ

В 2007 году комитет по управлению имуществом администрация города Кимры сумел продать объект московской фирме «Стройпрогресс», но в 2017 году два условных объекта «Гостиный двор» и «Торговые ряды» решением арбитражного суда Тверской области изъяты из собственности объектов культурного наследия. Заявителем в суде было Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области иск которого к собственнику удовлетворен 11 декабря 2017 года.

Для непосвященных в детали этой странной истории информация может показаться оптимистичной, но на самом деле она печальная. Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области должно было после решения суда разработать порядок изъятия объектов культурного наследия у собственника. После этого требовалось провести оценку объектов, объявить аукцион или конкурс, потратить областные деньги на все эти процедуры и ждать желающих купить кимрские руины.

До смены собственника ответственность за сохранность объектов, за обеспечение их защитного статуса, за все, что должно было соблюдаться ранее, несет ООО «Стройпрогресс». Да-да, тот самый бывший собственник, у которого год назад суд изъял «Торговые ряды XIX в.», «Гостиный двор, 1914 г.».

В 2018 году конкурс так и не состоялся, но в Главном управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области говорят, что в 2019 году его все же проведут. Очень большой вопрос: купит ли кто эти объекты в таком виде, но при охранном государственном статусе «памятник культурного наследия»?

В наши дни здание представляет собой жалкое зрелище. От великолепного дворца остались одни стены, часть которых уже рухнула, но Гостиный двор, даже распотрошенный, все равно смотрится величественно. Здание из визитной карточки превратилось в боль Кимр, в ее «маленький Сталинград сорок третьего» – так сейчас часто называют развалины на Театральной площади в Кимрах. Но красные кирпичи, в которых еще угадываются контуры благородных зданий, служат напоминанием о былом величии столицы сапожного царства, которое стало красивой легендой, как и кимрский Гостиный двор, похожий когда-то на московский ГУМ.

Архитектурное описание Гостиного двора

П-образный в плане объем решен симметрично. Горизонтально-протяженные двухэтажные объемы боковых крыльев компонуются вокруг центральной трехэтажной части. Центральная часть имела 4-скатную кровлю, выполненную в виде «епанчи», фланкированной двумя башенками с шатрами и шпилями. Материал покрытия – железо. Боковые крылья были с двускатными кровлями: со стороны главного фасада кровли завершались вальмами, а со стороны дворового – фронтонами. Кровля «епанчи» была двухцветная: центральная часть зеленого цвета с узором в шашечку, боковые части темно-красного цвета. Ранее, в дореволюционный период, кровля имела зеленый цвет, а шашки центрального шатра «епанчи» – синий и белый цвета с чередующимися кругами посередине: на синем – белый круг, на белом – синий. Декор фасадов сухой, дробный, выдержан в неорусском стиле. Здание выполнено из красного глиняного кирпича. Дворовые фасады почти лишены декора.

На нижнем этаже кирпичная кладка скрыта под обмазкой, стены побелены. По первоначальному проекту фасады здания должны были быть полностью оштукатурены и покрашены охрой (как ГУМ в Москве). Вход подчеркнут высокой аркой (в высоту двух этажей), архивольт которой опирается на мощные «катушечные» колонны. По центру на первом этаже входная группа с дорическими пилястрами; дверной проем с узкими окнами по бокам. Узкие окна второго этажа поставлены очень часто, таким образом, их наличники декорируют всю поверхность стены. В широких междуэтажных и венчающих карнизах использованы поребрики, пояса ширинок. Центральная часть Гостиного двора – трехэтажная, окна третьего этажа имеют арочные перемычки. Их наличники составляют своего рода аркатурный пояс с килевидными навершиями в форме церковных закомар. Оконные и дверные заполнения не сохранились, они выдержаны в модерновом стиле с частыми членениями расстекловки.

Планировка интерьеров – анфиладная, в центральной части расположен высокий вестибюль с железобетонной лестницей (ранее не существовавшей), опирающейся на своды Монье. Помещения первого этажа перекрыты сводами Монье. В центральной части на полу первого этажа уложена венская плитка, трехцветная: восьмиугольная светло-желтая и голубая с квадратными темно-фиолетовыми вставками. Плитка эта произведена на гремевших тогда на всю Россию керамических заводах Джевульского и Лянге в городе Славянск (Украина). На лестничной площадке и втором этаже – плитка 10х10 см коричневого цвета. Конструктивная система здания – бескаркасная с несущими каменными стенами, выполненными из глиняного обожженного кирпича. Пространственная жесткость здания обеспечивается совместной работой продольных и поперечных несущих каменных стен, лестничных блоков и междуэтажных дисков перекрытия. Центральный высокий вестибюль с порталом имеет крестовый свод.

Газета «Кимры Сегодня», за основу взята серия статей «Диалог прошлого с настоящим», 2007 г., автор Г.И. Крюкова (1949-2017). Консультант по зодчеству и архитектуре новой редакции текстов Алексей Молчанов

08.01.2019