Деревянный дом под номером 23 на улице Конной (ныне Кирова) в городе Кимры Тверской губернии был построен, судя по официальным документам, в 1910 году. Он на четыре года старше своего каменного модернового соседа, что стоит справа. Внушительный особняк является замечательным образчиком архитектурного стиля, ставшего необычайно популярным в конце IX – начале XX века: тот самый знаменитый деревянный модерн, за которым туристы едут в Кимры.
Только посмотрите на него: cловно нависающей волной выделяется над улицей эркер дома Серепьевых. Здание очень выразительно. Особый колорит придают ему могучая бревенчатая кладка, асимметрия композиции, роскошное окно эркера и, конечно, его навершие в виде усеченной палатки-башенки. Не менее интересны резные орнаменты старинных дверей и оконных наличников. Жаркое солнце, трескучие морозы, ливневые дожди, тяжесть льда после многочисленных оттепелей – все выдержал деревянный двухэтажный дедушка. Очевидно, что хозяева дому достались хорошие…
Изначально особняк на ул. Конной принадлежал богатому и многочисленному семейству промышленников Серепьевых. Рядом, на Сиротской, а ныне улице Карла Маркса, стоит еще один серепьевский дом. Сегодня в нем находится торговый центр с совсем не кимрским, но вычурным названием «Арбат». С некоторых пор пошла такая мода в нашем городке – переназывать местные достопримечательности на московский манер. Есть у кимряков свой «Тишинский рынок» в Микрорайоне, торговый центр ЦУМ, и вот еще одно прям столичное название – «Арбат» на Сиротской улице (сейчас К. Маркса).
До 2013 года все здание занимала центральная библиотека, а на рубеже ХIХ-ХХ веков вывеска сообщала, что это – владение «Торгового дома Н.Ф. Серепьева с сыновьями». Архитектура каменного дома Серепьева тоже характерна для эпохи модерна. Например, между окнами второго этажа отделка выполнена знакомой нам плиткой «кабанчик». Элементы модерна содержит довольно мощная лепнина над окнами второго этажа, а также красиво отделанный трехгранный эркер с центральным высоким окном и боковыми щелевидными окошками под растянутой аркой.
Во времена Серепьевых в правой стороне дома, где ранее располагалась детская библиотека им. Фадеева, был обувной магазин, над дверью которого висели деревянные гербы тех городов, в которых сапожная и башмачная обувь предпринимателей получала награды. В экспозиции Кимрского краеведческого музея можно увидеть некоторые из этих гербов.
Кимряки Серепьевы вели дело широко и с размахом, имели свои отделения на Нижегородской ярмарке, в частности, напротив гостиницы «Германия», и в Харькове, на подоле.
В советское время, в 1920-х годах, в этом купеческом доме находились конторы сначала кимрского «Сельпромсоюза», потом «Кожпромсоюза», а на первом этаже располагалась мастерская промартели «Кожкоопремонт», в которой изготовлялась резиновая обувь. С образованием учительского института в 1949 году второй этаж был переоборудован под одно из общежитий института. В 1954 году в особняке поселяется механико-технологический техникум. После его переезда в собственные апартаменты здание отдается библиотеке, двери которой всегда были распахнуты для тех, кто любит книгу, ценит общение. Много встреч и новых знакомств происходило в советские времена в читальном зале на втором этаже, территория вокруг всегда была чистой и ухоженной.
Море цветов и просветленных лиц – таким вспоминают убеленные сединами жители нашего города местное хранилище знаний.
Поcле очередной смены государственного строя в нашей стране, с тех самых лихих девяностых годов, популярное ранее место приходило в запустение. Панорама напротив библиотеки уже не радовала глаз, стало грязно, пусто, необихожено. Асфальт понемногу приходил в негодность, на площади перед зданием развернулась лоточная торговля. Чего там только не было, от дешевой парфюмерии и до разнообразной недорогой, но видной обуви. Торговали ей уже в XXI веке выходцы из Афганистана – они на некоторое время почти заместили местный обувной рынок. Но это продлилось недолго: в 2015 году уличную торговлю на улице К. Маркса административным решением запретили.
Примечательно, что в начале прошлого века здесь стояла еще одна серепьевская усадьба – добротный дом, в котором в советское время находился детский сад. Впоследствии дом снесли. Вот так кучно, основательно жила и хозяйствовала эта семья.
Ну а мы вернемся к дому, что на Конной. До лета 2007 года сведений о его обитателях, кроме самых общих, мы не имели. Знали, что дом был построен для сыновей Николая Федоровича Серепьева, которые имели на то время уже свои семьи. Но с массовым погружением людей во «всемирную паутину» появилась долгожданная информация: в Кимры пришло письмо из села Тепловка Саратовской области. Его автор Тамара Арсеновна Серепьева написала, что увидела фотографию дома в Интернете, разволновалась и решила рассказать, что помнила, о его владельцах.
Итак, построил дом сын основателя Торгового дома Серепьевых Василий Николаевич, тот самый, что в годы первой мировой войны возглавил в Кимрах Комитет по устройству госпиталей имени торговцев и промышленников села Кимры (кстати, сами Серепьевы предоставили под госпиталь свой дом, в котором была библиотека). У него было несколько детей, в том числе и будущий свекор автора письма – Василий Васильевич, который занимался скупкой бараньих и коровьих шкур в Баку и его окрестностях, а потом перепродавал их.
Когда началось раскулачивание, отец приказал Василию оставаться в Баку, где он и жил до конца своих дней со своей женой Александрой Константиновной, до замужества Обуховой, и детьми. Работал Василий Васильевич в самом крупном, как пишет Тамара Арсеновна, райпищеторге Баку главным бухгалтером и пользовался большим авторитетом. У него был сын Евгений, женой которого и стала автор письма. Их сыновья – Юрий и Валерий – продолжатели рода Серепьевых. Когда начались известные события в Баку, семья была вынуждена покинуть насиженные места и в 1990 году «бросила якорь» в Саратовской губернии. Вообще, судьба круто обошлась с когда-то монолитным серепьевским кланом и раскидала его представителей по разным уголкам: Углич, Тверь, Баку, Курск, Москва. Ну а жизнь в доме на Конной продолжается. Торговая жизнь…
Газета “Кимры Сегодня”
31.01.2020