О судьбе дневников купца Д.И. Волкова и их роли в создании романа М.М. Пришвина «Осударева дорога».
Роман «Осударева дорога» стал главным произведением, своеобразным подведением итогов творческого и духовного поиска М.М. Пришвина, литературным завещанием писателя и финалом его творческого пути.
«Осудареву дорогу» Пришвин начал писать после посещения Беломор-Балтийского канала в 1933 г., и продолжал работать над произведением до конца жизни. Роман был опубликован в 1957 г., уже после смерти писателя. Однако в ходе написания произведения Пришвин пользовался и материалами, которые попали в его руки гораздо раньше – в 1922 г., в период его жизни в Талдоме.
Михаил Михайлович и Валерия Дмитриевна Пришвины. Фото 1940-х гг.
Приезд писателя в маленький провинциальный городок буквально всколыхнул местную общественность. Благодаря Пришвину было создано и начало активно работать общество краеведения, по его инициативе начался сбор материала для краеведческого журнала «Башмашная страна», издававшийся в Талдоме уже после того, как Пришвин переехал в Переславль-Залесский. В первом номере журнала в одной из статей напечатано: «Давший идею образования нашего общества писатель М.М. Пришвин весь собранный им материал увёз с собой и ничего не оставил обществу»[1]. Стоит отметить, что работа музея и краеведческого общества на тот момент находилась в упадке, и писатель понимал, что многие материалы могут просто погибнуть. Могли погибнуть и дневниковые записи талдомского купца Дмитрия Ивановича Волкова, попавшие в руки Пришвина в 1922 г., и которыми писатель пользовался во время работы над романом «Осударева дорога».
Структура художественного пространства «Осударевой дороги» очень сложна. Она представлена различными типами, которые, взаимодействуя между собой, в определенной мере формируют систему романа. Среди этих типов особо выделяется купец Волков – бывший торговец-миллионер, он является одним из наиболее значимых персонажей романа. В романе Волков является «духовным» странником, богоискателем, земной путь которого перекликается с евангельской притчей о блудном сыне. Бывшему купцу-миллионеру посвящено много страниц романа, а целая глава «Сказка о вечном рубле» практически повторяет дневниковые записи, художественно обработанные Пришвиным.
Дмитрий Иванович Волков. Фото кон. XIX века
Удивительно, что среди вымышленных персонажей действует реально существовавший человек, которому Пришвин сохранил его подлинное имя и место рождения – талдомский купец Волков. Его образ чрезвычайно важен для писателя, подробности автобиографических записок вошли художественно-преображенными деталями в повествование. Валерия Дмитриевна Пришвина подтверждает использование писателем дневников Д.И. Волкова: «Образ старика не выдуман. Автобиографические записки талдомского купца Волкова попали в руки М. Пришвина в 1922 г. и поныне хранятся в архиве писателя»[2]. История этих записок во многом запутана, а если учесть, что Валерия Дмитриевна познакомилась со своим будущим супругом значительно позже, то и она могла не знать всех подробностей, каким образом дневники Волкова оказались у Пришвина.
Дмитрий Иванович Волков вел дневниковые записи на протяжении нескольких лет в период своей жизни в Талдоме. В них он описывал семейные события, поездки (Польша, Германия, Франция, Австрия, Прибалтика и ряд городов России), наблюдения и описание событий из жизни села Талдома, а также заметки о политической и общественной жизни (Волков служил гласным Калязинского уезда Тверской губернии и был делегатом на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 – 1918 гг.), воспоминания об известных людях (знакомство с Иоанном Кронштадтским и встреча с императором Николаем II). В этих записях купец Волков предстает совершенно незаурядной личностью: выбившийся в люди тяжким трудом, он не ограничился лишь жаждой обогащения, а занимался в значительных масштабах благотворительностью, много сделав и оставив заметный след в развитии родного Талдома. Его дочь М.Д. Россова вспоминала: «Для него дело было только способом обеспечить благополучие и достаток семьи – и не больше. Душа его была в другом. Это была сложная и духовно богатая натура. Его интересовали религия, философские вопросы, политика, астрономия. Он был крупным земским деятелем, был представлен государю и получил звание потомственного почетного гражданина»[3]. Нетрудно предположить, что такая яркая личность не могла не заинтересовать Пришвина и не отразиться в его творчестве.
Дмитрий Иванович Волков. Фото 1940 г.
В 2003 г. в журнале «Октябрь» были частично опубликованы дневниковые записи из «Книги для записывания семейных дел и исторических, общих событий, дневников и проч. Дмитрия Ивановича Волкова с 1874 года». Там же сказано, что дневники попали в руки М.М. Пришвина в 1922 г., когда он, поселившись с семьей в Талдомском районе, работал над книгой очерков «Башмаки» о талдомских кустарях-башмачниках. По сути, это повторение слов В.Д. Пришвиной, однако, до сих пор остается совершенно неясным, каким же именно образом эти дневники оказались у М.М. Пришвина.
Сам писатель в своих дневниках за 1922-1925 гг. (период его жизни в Талдоме) не упоминает о находке. Существует запись в дневниках М.М. Пришвина гораздо более позднего времени – от 20 декабря 1936 г.: «Письмо Дмитрию Ивановичу Волкову, бывшему миллионеру, теперь собственнику дневника, который ему теперь много дороже тех миллионов. Это у меня (хранение дневника) вышло настоящее, органическое доброе дело <…> Выходило так, что я делал для себя, но это «для себя» в то же время значило и для других»[4]. В РГАЛИ хранится ответное письмо Д.И. Волкова, из которого следует, что М.М. Пришвин вернул ему рукопись: «Извиняюсь, что до сего дня не успел отблагодарить Вас за присылку моей рукописи и за Ваше теплое, в высшей степени приятное, препроводительное письмо. Теперь моя забота об отыскании остальных рукописей, тетрадок и копировальных книг, в которых тоже отражалась вся моя Талдомская жизнь. Не знаю, где найти Сосенкова? – Вероятно, хотя часть из них, имеется у него на руках или он все-таки знает, где они находятся. Мне хочется, как Талдомскую, так и послереволюционную жизнь, как по рукописям, так и по памяти всю описать и привести в хронологическую систему и порядок. Мне сейчас идет 75 год жизни. Жизнь эта, в обеих своих частях пережита очень полно и содержательно. Она должна быть интересна»[5].
В Доме-музее М.М. Пришвина в Дунино хранится машинописный текст дневников с послереволюционной орфографией, в Талдомском историко-литературном музее – ксерокопия с данной перепечатки. «Дунинский» дневник напечатан машинописным текстом фиолетового цвета на бумаге, которую можно отнести к периоду 1920-1930-х гг. Можно предположить, что, перед тем, как вернуть рукопись Д.И. Волкову, М.М. Пришвин (или его секретарь) перепечатал ее, сохранив, таким образом, в своем архиве. Указывает на это и тот факт, что в перепечатанном тексте дневников встречаются ошибочные фамилии близких людей Волкова, неправильные названия талдомских поселений и так далее. Вряд ли Волков мог их забыть через не очень продолжительное время, а вот Пришвин, не знающий ни фамилий этих людей, ни названий поселений, вполне мог неправильно их прочитать в рукописи и перепечатать с ошибками.
Бывший дом Д.И. Волкова в Талдоме. Фото 1920-х гг.
В письме к Пришвину Волков упоминает другие тетради дневников и пишет, что Сосенков может знать об их местонахождении. Супруги Иван Матвеевич и Евгения Викентьевна Сосенковы с начала ХХ века преподавали в Талдомском министерском училище им. М.Л. Королева и занимались краеведческой работой (Евгения Викентьевна в 1920-х гг. была директором музея в Талдоме). О существовании дневников Волкова и о том, что Пришвин их использовал при написании романа «Осударева дорога» Е.В. Сосенкова знала и в письме директору Талдомского краеведческого музея Т.Н. Куликовой от 4 августа 1977 г. писала: «… В.Н. Киселева, которого я призывала заняться темой «Великий Октябрь – воспитатель нового человека» по материалам дневника бывшего миллионера Д.И. Волкова из архива М.М. Пришвина. Валентин Николаевич меня не порадовал: он скептически отнесся к дневнику Волкова 1922 г., т.к. Беломор-Балтийский канал строился в 30-х годах. Он считает, что образ строителя канала не документален, а чисто художественный. Словом, от предложенной мною темы В.Н. уклонился. А мне думается, что Вам, в целях пополнения экспозиции к 300-летию Талдома, следует просить у В.Д. Пришвиной кроме книги «Наш дом» с автографом и копии дневника Д.И. Волкова 1922 г., которым Михаил Михайлович воспользовался в «Осударевой дороге»; при этом важно узнать из дневника М.М. Пришвина, от кого, при каких обстоятельствах был им получен в 1922 г. в Талдоме этот дневник»[6]. Таким образом, вопрос о том, как дневники Волкова попали к Пришвину до сих пор остается невыясненным.
Каким же образом сложилась судьба рукописей Волкова, после того, как он получил их от Пришвина – неизвестно. Внучка Волкова Л.В. Ресслер-Дерегус вспоминала, что на даче «он продолжал писать свои воспоминания-записки, о поездке в Варшаву, Париж, на Всемирную выставку. Работал он по воскресеньям, и из его комнаты доносился стук пишущей машинки. К сожалению, в начале 30-х годов они были им уничтожены»[7]. Но речь идет о тех записях, которые Волков вел уже после 1917 г. Дневник, возвращенный Пришвиным, скорее всего тоже был уничтожен. В тот период Волков находился в ссылке в Калинине (это следует также из почтового адреса сохранившегося письма) и, возможно, в целях безопасности его уничтожил.
Мария Дмитриевна Россова. Кадр из репортажа телеканала «Культура», 1997 г.
После кончины жены писателя Валерии Дмитриевны Пришвиной в 1979 году, передавая по ее завещанию архив Пришвина в РГАЛИ, предполагалось, что записки Волкова находятся в общем архиве Пришвина. Дочь Д.И. Волкова М.Д. Россова, будучи уже в преклонном возрасте, просила сотрудников Талдомского краеведческого музея найти записки отца и передать их ей для ознакомления и для комментария. Несколько лет в РГАЛИ шла обработка архива Пришвина, но записки купца так и не были найдены. И уже после смерти Марии Дмитриевны Россовой, которая последовала 3 апреля 2000 г., была обнаружена папка с воспоминаниями ее отца в личном архиве Валерии Дмитриевны Пришвиной.
Сергей Балашов, заместитель директора по научной работе
МБУ Талдомский историко-литературный музей
[1] Башмашная страна №1. Ленинск, 1925 г.
[2] Пришвина В.Д. Наш дом – М.: Молодая гвардия, 1977
[3] Россова М.Д. Дмитрий Иванович Волков. Рукопись, 1990-е гг. Архив ТИЛМ.
[4] Пришвин М.М. Дневники 1936 – 1937 гг. СПб: Росток, 2010
[5] РГАЛИ ф. 1125, оп. 2, ед. хр. 937
[6] Письмо Е.В. Сосенковой Т.Н. Куликовой от 04.08.1977 г. Архив ТИЛМ
[7] Ресслер Л.В. Воспоминания о дедушке Д.И. Волкове. Рукопись. ТИЛМ Н/В КП-1082
14.03.2024