Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Вплотную к «Дому Союзов» на улице Володарского (ранее Большой) в Кимрах стоит еще одно трехэтажное здание, еще один каменный особнячок. Выполнен он в стиле модерн и демонстрирует то его направление, которое тяготеет к геометрической правильности больших и спокойных плоскостей.

Несимметричная композиция придает дому оригинальный внешний вид. Полукруглый эркер на левой стороне фасада охватывает два верхних этажа, что позволяет пусть немного, но увеличить внутреннюю площадь. Несомненный интерес представляют окна. Их 12, и они различны по форме: большие квадратные, высокие, но узкие, полуциркульные, а одно даже круглое. Это можно было бы посчитать чудачеством. Но они, как заметила в свое время главный архитектор города Валентина Николаевна Хлебородова, смотрятся, они полны рукотворной фантазии, как и чугунный балкон, как и радовавшая когда-то глаз витрина с растительным орнаментом.

Дом этот построил для своей семьи Владимир Спиридонович Шокин. Правда, никто из них в этом доме пожить не успел – на дворе стоял октябрь 1917 года.

Шокины – еще одна старая кимрская фамилия. Об Илье Семенове – сыне Шокина мы читаем уже в Переписной книге 1710 года. Представители этой фамилии, разных ее ветвей не перестают нас удивлять как своей деловой, чисто кимрской хваткой, так и открытостью к делам сельского общества. История сохранила для нас имя строителя и попечителя богадельни Ивана Михайловича Шокина. На 100 тысяч рублей закупал хлеб и выгодно продавал его в Петербурге, Корчеве, Талдоме и Кимрах другой Шокин – Иван Матвеевич.

Хозяин этого дома, Владимир Спиридонович, был одним из пяти сыновей сапожного мастера Спиридона Матвеевича, выполнявшего одно время в селе обязанности руководителя социальным обеспечением. «Спиридоновичи» хорошо преуспевали в делах. Одни, например, Иван и Василий, торговали бакалеей и колониальным товаром. Александр Спиридонович занимался кожевенной торговлей и производством обуви. Изготовлением сапожной и башмачной обуви занимался и Владимир Спиридонович. А вот сыновья его избрали себе другое поприще.

Леонид на всю жизнь связал себя с фотообъективом, став уникальным фотохудожником, фотолетописцем кимрского края, известным мастером, работы которого, по замечаниям специалистов, отличались плавностью ритма и тонкостью оттенков. Он исповедовал пикториальную фотографию, которую иначе называли светописью. В столицах она расцвела еще в конце ХIХ века. Провинция запаздывала. Но уже к 1910-м годам «подарила миру таких мастеров, как Сергей Лобовиков (из Вятки), Николай Петров (из Киева), Моисей Наппельбаум (из Витебска) и Леонид Шокин (из Кимр)».

Когда Леониду было15 лет, ему подарили первый детский фотоаппарат. И это стало его судьбой. Его фотографии начинают появляться в журналах «Огонек», «Русская иллюстрация», «Русский спорт». В последнем, в частности, в 1912 году был помещен снимок футбольной команды села Кимры.

В 19 лет Леонид становится членом Русского фотографического общества, а в 1920 году организовывает и возглавляет Кимрское отделение Русского фотографического общества, и уже через два года 11 кимрских фотографов получают похвальные отзывы на фотовыставке в Москве. А через год, в 1923 году, сам мастер станет призером Всероссийской выставки художественной промышленности, и вскоре его работы уже в числе других представляют отечественное фотоискусство за рубежом. Искусством кимрского мастера восхищаются в Англии, Франции, США, Бельгии, а в Канаде награждают бронзовой медалью. «Фотографии Шокина 1915-1928 годов – песня серой тональности, приглушенный блеск бархата снежных просторов и металла зимнего неба, незамысловатый, мотив ограды и богатство солнечных бликов вокруг нее», – читаем мы в одном из профессиональных изданий.

На протяжении всей жизни Леонид Владимирович сотрудничал с районной газетой, сегодня она называется «Кимрский вестник», был корреспондентом «Союзфото» и «Союзкинохроники». Уже немолодым человеком Шокин прошел Великую Отечественную войну в качестве фотографа аэрофотосъемки разведывательной авиации. В годы войны он заведует фотолабораторией в действующей армии. В это время им отснято и обработано более 25 тысяч снимков.

По возвращении с фронта летом 1945 года Леонид Шокин вновь становится газетным фоторепортером. Он берется за все: делает заказные портреты, снимает школы. Леонид Владимирович живет в доме на ул. Володарского, 4а. Работа свободного фотохудожника превращается в рутину: поездки в колхозы, на местные фабрики; на снимках – передовики, студенты и школьники. Изредка он снимает пейзажи родного города и волжских просторов.

Шокин умер в 1962 году. В конце пятидесятых у него прошла одна выставка в Кимрах. Первая за тридцать лет. На ней экспонировались репортажи для газеты, переснятые доски почета с монтажами из портретов передовиков и немного пейзажей. Имя фотографа погрузилось в забвение на сорок с лишним лет. Сейчас кимряк Леонид Владимирович Шокин в списке тех, кто внес наиболее весомый вклад в развитие русского фотоискусства.

Другой сын Владимира Спиридоновича – Макарий посвящает себя живописи. Он младше брата на пять лет, ровесник XX века. Как пишет он в своей автобиографии, в годы Октябрьской революции учился в Москве, в школе живописи, ваяния и зодчества, посещал мастерские Кандинского и Архипова. Особым увлечением и любовью Макария Владимировича был пейзаж. В Кимрах художника восхищали красоты волжских пейзажей. Его кисти принадлежат проникнутые тонким лиризмом работы «Берег Волги», «Вечер на Волге», «Волжские дали», «Дом у реки» и другие. Их много. Одни хранятся в Тверской областной картинной галерее, другие – в Кимрском краеведческом музее, третьи – в многочисленных частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Кимр, Твери, Германии.

Макарий Владимирович прожил большую жизнь. О пережитом, о передуманном он рассказал в своих воспоминаниях. Они хранятся в нашем музее, который он любил и часто посещал. Он-то и рассказал об истории этого дома, о том, как отец водил их с братом осматривать комнаты, в которых им предстояло поселиться. Но дом, построенный кимрским обувщиком в редком для центральной России стиле северного (балтийского) модерна в 1917 году, у Шокиных отняли. В нем поселилась типография и находится до сего дня.

Отец знаменитого семейства Владимир Спиридонович Шокин был дважды репрессирован, но неизменно возвращался в родной город. Дважды семью Шокиных выселяли из родового дома в Заречье, на улице Орджоникидзе, 10. Об этом свидетельствуют в воспоминаниях его родственники.

Газета «Кимры Сегодня»

09.02.2020