Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Как известно, если хочешь узнать все о предмете, собери о нем как можно больше информации. 15 сентября в Ратмино был установлен памятный знак, посвященный истории летописной Дубны. На монументе из гранита выгравирована надпись: «Отсюда Дубна стала есть. 1134. Основана Юрием Долгоруким».

Содержание надписи вызвало немало вопросов у жителей города, и главный один – правда ли все это? Прокомментировать появление новой достопримечательности Дубны, а также ответить на вопросы читателей, которые обращаются в редакцию «Наследия» в связи с этим событием, мы попросили преподавателя кафедры гуманитарных наук Международного университета «Дубна», доктора исторических наук, профессора Ивана Ярославовича Шимона.

– Профессор, скажите, кто княжил на нашей земле в 1134 году и какова была территория княжества?

– Прежде всего, речь идет о летописной Дубне, а не о современном нашем городе. Первое упоминание городища, подчеркиваю – городища, под названием Дубна в летописи относится к 1134 году. Что, собственно, произошло? В каком контексте появляется слово «Дубна»? А вот в каком. В этом году новгородский князь Всеволод Мстиславович обещал своему брату завоевать для него суздальскую землю и «…воротишася на Дубнъ спять…». Речь идет о том, что после завоевания суздальской земли брат Всеволода Мстиславовича вновь сможет вернуться в Дубну. Это первое.

Второе, текст летописи четко указывает на то, что городище Дубна относилось к суздальской земле, точнее, ростово-суздальской.

В начале 30-х годов XII века, в правление Юрия Владимировича Долгорукого, ростово-суздальская земля обрела независимость. Борьба с Новгородом, Волжской Булгарией привела к расширению границ в сторону Подвинья и волжско-камских земель. В их состав входило и городище Дубна.

Стало уже традицией: первое упоминание названия в летописи считается временем отсчета существования города, хотя фактическое его основание, как правило, более ранее. Выбирая дату «1134 год» и основателя городища, в данном традиционном контексте, инициаторы установления памятного знака не погрешили против истины.

– Откуда или зачем возникло поселение на устье Дубны?

– Причины возникновения подобных летописной Дубне городищ или поселений могут быть разными. Прежде всего, они могли быть крепостью, укреплением, т.е. имели военное обоснование своего появления в условиях раздробленности Руси и княжеских усобиц. Или же подобными поселениями князья «столбили» границы своих владений. Учитывая близость Новгорода, который претендовал на земли, где находится современная Дубна, а также географическое положение городища, можно предположить, что и первое и второе обоснование вполне логично.

– Какие исторические источники донесли эти факты до наших дней?

– «Повесть временных лет», как известно, заканчивается 1116 годом, следовательно, в ней известий о Дубне нет. Первое упоминание под 1134 и второе под 1216 годом имеются в Новгородской первой летописи. И это, на мой взгляд, вполне логично: именно новгородские князья «воевали» данную землю. В данном случае речь идет об исторической достоверности сообщения летописи.

Однако следует учитывать следующее. Любая летопись, безусловно, является историческим источником, но лишь в той мере, в какой является историческим источником любое литературное произведение, написанное на историческую тему.

Кроме того, в экспозиции Дубненского музея археологии и краеведения хранится огромное количество находок XII века из Ратмино, которые типичны для древнерусских городов. И в первую очередь это древние свинцовые вислые печати и торговые пломбы. Это убедительно подтверждает следующее: в Дубне было налажено производство заготовок печатей, а в поселении находился административный центр, чиновники которого имели право скрепления документов. Для справки: на Руси до монгольского нашествия правом ставить печать обладали князья, бояре в должности тысяцкого (т.е. военного начальника) или посадника (т.е. управляющего города), церковные иерархи.

– Вы считаете, что этих источников вполне достаточно, чтобы с уверенностью заявить об этом событии?

– У многих городов нет даже упоминания об их возникновении. Поэтому мы можем в определенной мере гордиться тем, что название нашего прекрасного города имеется в летописи. Тем более что летописная Дубна старше летописной Москвы на 13 лет, хотя современная Дубна моложе столицы более чем на 800 лет. Тем не менее, в этом году летописной Дубне исполняется 870 лет. И это исторический факт. Двух упоминаний в летописи для этого вполне достаточно.

– С точки зрения исторической лингвистики и палеографии надпись соответствует речевому обороту того времени?

– В летописи в контексте первого упоминания под 1134 годом употребляется слово «Дубнъ». Не вдаваясь в глубины древнерусского языка, отметим, что «ъ» может означать просто окончание, принятое в правописании того времени, и тогда название городища можно просто читать, как «Дубн». В то же время «ъ» являлось редуцированным гласным «о», хотя и было короче нормально-краткого гласного «о». И тогда слово «Дубнъ» нужно переводить как «Дубно». Такая форма написания более соответствовала правописанию того времени.

– По Вашему мнению, надпись на камне абсолютно корректна?

– Порядок слов соответствует принятому речевому обороту древнерусского языка. Тем не менее, хочу отметить одну важную особенность. Фраза «Отсюда Дубна стала есть» полностью стилизована под старину с употреблением правильного современного названия «Дубна» и современного начертания букв. В этом смысле она претендует на точное воспроизведение всех норм древнерусского языка. Фраза понятна современному человеку.

Подготовил Роман СТРАЧКОВ

25.10.2004