Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Школа иконописи в Дубне отметила свое 15-летие выставкой



– Для икон мы используем натуральные пигменты, растираем минералы своими руками. Кладём минерал на предварительно ошкуренное стёклышко – чтобы не скользил. Потом стеклянным курантом его перемалываем и смешиваем с яичной эмульсией. Такая краска – на века. Пишем кисточками, а лак наносим голой рукой, – рассказывает Елена Новикова, второкурсница иконописной школы имени Алипия Печерского в Дубне.

Войдя в выставочный зал Дворца культуры «Мир», посетители замирают на месте – иконы Спасителя, Богоматери, Царские врата, иконостасы сплошь заполнили стены. Зрелище потрясающее! Золото икон заливает пространство солнечным светом, лики святых излучают неизъяснимую благодать, рука так и тянется перекреститься. Зрители рассматривают иконы и с удивлением узнают, что школе уже 15 лет. Елена охотно рассказывает, какие у них замечательные преподаватели – искусные мастера, удивительные люди. В экспозиции представлены работы Натальи Володиной, Ирины Семёновой, Олега Осетрова. Здесь же стенды с фотографиями фрагментов росписи российских храмов, выполненных преподавателями и учениками. Впечатляет икона Преподобного Алипия Печерского (с кусочком мощей) одной из первых выпускниц школы Ольги Норкиной. Её же удивительной красоты икона Божией Матери из местного храма Смоленской Иконы Божией Матери.

Настоятель этого храма протоиерей Виталий Шумилов – учредитель и руководитель иконописной школы. Мне посчастливилось побывать в мастерской, когда она только организовывалась. Начиналось всё с крохотной комнатки, в которой отец Виталий объяснял премудрости иконописи молодым ребятам и девушкам. Сейчас о дубненской школе знают по всей России и даже за границей. Среди студентов – уроженцы Кургана, Тамбова, Новосибирска, Феодосии, Киева. Есть две заочницы из Германии и Франции. Сама Елена – из Ульяновска. Поступала учиться на иконописца в Троице-Сергиеву Лавру, не прошла по конкурсу. В страшном отчаянии отправилась в Радонеж, тамошний батюшка благословил на обучение в Дубну.

– Учиться очень интересно, – рассказывает Елена, – нам преподают историю искусств, иконоведение, старославянский язык, обучают реставрации, шрифтам, стенописи. Мне сначала казалось: чему можно учить нас целых четыре года? Теперь понимаю, что и четырёх лет мало для того, чтобы стать истинным иконописцем. Надо не только знать секреты письма, но быть духовно просветлённым человеком. Ну, если не быть, то хотя бы приближаться к этому.

Пост, молитвы, участие в церковных службах, причащение – всё это ученикам школы не в тягость, а в радость. Радость излучают и их работы. «Золотой цвет и белый – символы рая», – поясняет Елена. И добавляет, что уже научилась покрывать икону сусальным золотом. Дело это сложное и трудоёмкое. Золото, тонюсенькое, как папиросная бумага, на основу укладывается на специальный раствор, затем сушится и затирается ватным тампоном. Сверху покрывается очень прозрачной льняной олифой, приготовленной особым образом. Елена с сожалением вздыхает: её икона Казанской Божией Матери к выставке не успела. На изготовление уходит месяц. Всё от начала до конца ученик должен сделать сам. Елене попалась доска с трещинкой. Заделывала трещину по всем правилам реставрации, затем доску покрывала грунтом, каждый слой грунта просушивается сутки… Словом, творчество не терпит суеты. Впрочем, творчеством иконопись называть вряд ли уместно. Необходимо жёстко следовать канонам двух главных школ иконописи: либо московской, либо византийской. И всё же ловлю себя на мысли, что один и тот же святой образ у разных авторов неодинаков. Индивидуальность живописца вносит коррективы, придаёт лику неповторимость.

– Без работы мы не останемся, – опережает мой вопрос Елена. – Заказов много, даже мы, начинающие, ими не обделены. По всей России строятся новые храмы и реставрируются старые.

В 2008 году студенты школы вместе с преподавателями расписывали новый храм в Калининградской области, церковь в Мытищах, храм в одном из монастырей Киева. Такие поездки – мечта любого иконописца: и мастерству обучишься, и мир посмотришь. Кроме того, за счёт школы студенты ездят в Третьяковскую галерею, в Троице-Сергиеву Лавру, в монастыри Владимира, где копируют работы древних иконописцев. Кстати, обучение в школе бесплатное, также бесплатно всех обеспечивают необходимыми материалами и красками.

По словам протоирея Виталия Шумилова, за 15 лет силами школы написано несколько иконостасов и сотни икон для храмов и частных лиц. Иконы экспонировались на выставках различного уровня, в том числе в Милане. Отличительной особенностью школы руководитель называет обучение технике стенописи, которая, как правило, не входит в программу иконописных школ или даётся факультативно. В каждом учебном году бригады стенописцев несколько раз выезжают на роспись храмов. В списке дубненских стенописцев – храмы Санкт-Петербурга, Московской и Тверской областей, в том числе Успенская церковь в Клину, Храм Димитрия Ростовского Свято-Екатериненского монастыря в городе Видное и другие. Посчастливилось учащимся расписывать храм на святой горе Афон в Греции.

…Надолго задерживаешься возле работ иконописцев Анны Кутергиной, Екатерины Елизаровой, Любови Седовой, написанных для храма 40 мучеников Севастийских в городе Переславле-Залесском. Удивительно красивы Царские врата Татьяны Плукчи, икона Божией Матери Марины Банниковой. Как признался в книге отзывов один из посетителей, «мороз по коже, и душа замирает от такой красоты…».

Светлана КОЗЛОВА

04.04.2009