Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Сейчас его фотографии легко найти на просторах Всемирной паутины в различных подборках: «Лучшие фото века», «Лучшие русские фотографии», «ТОП фото тридцатых годов»… Без его работ давно не обходится и ни одна серьезная выставка советских фотографий. Но это сейчас, когда автора уже нет с нами, и его место в истории никем не оспаривается. А при жизни великий фотограф вовсе не был избалован признанием и почетом: Леонид Шокин творил, работал, жил и умер скромно, неприметно. Большинству кимряков и в голову не приходило, что рядом с ними живет гений…

«Забытый классик» — в таком печальном ранге вошел в историю фотографии этот удивительный человек.

Успех «с первой фотографии»

Леонид Шокин родился 13 апреля 1896 года в семье обувщика в селе Кимры (Тверская губерния). Фамилия в Кимрах известная: династия Шокиных была, по оценкам краеведов, одна из самых многочисленных в городе.

Вот что вспоминает о его первых шагах в фотографии младший брат Леонида, Макарий Шокин (в будущем — знаменитый кимрский пейзажист, ученик Василия Кандинского и Абрама Архипова): «В 1913 году, когда моему старшему брату Леониду исполнилось пятнадцать лет, в день его рождения родители подарили фотоаппарат. Это событие имело далеко идущие последствия для всей его будущей жизни. Первые же достигнутые успехи в технике фотографирования и получения снимков были знаменательными. В популярном еженедельном журнале «Огонек» за 1913 год была напечатана фотография, которую брат туда послал. Снимок отображал любопытное явление: увлечение сельской молодежи футболом — спортивной игрой, только что возникшей и развивавшейся в крупных населенных пунктах (и то не везде). Группа мальчиков села Кимры слепила снеговика с надписью на нем «Футболист». В этой группе был и я, тринадцатилетний мальчик, со своими школьными товарищами, увлекающимися новоявленной спортивной игрой, открытой для них учителем в 1911 году».

В 1915 году Леонида Шокина призвали в действующую армию. Там он получил назначение в Украинский пехотный полк, где стал полковым фотографом. Так он получил возможность совершенствоваться в фотографическом искусстве в условиях постоянно меняющейся окружающей обстановки и частой смены объектов. После демобилизации ему очень пригодился опыт, полученный именно тогда. К тому времени и его младший брат тоже увлекся любительской фотосъемкой.

Кимрское фотографическое общество

С 1894 года в Москве действовало Русское фотографическое общество — крупнейший в истории Российской империи творческий союз профессиональных фотографов и фотографов-любителей. К началу Первой мировой войны в нем насчитывалось около полутора тысяч членов, помимо москвиче в обществе состояли и жители Московской области, и Санкт-Петербурга, и представители провинциальных губерний. На заседаниях общества выступали известнейшие в то время ученые — такие, например, как Николай Жуковский, Николай Умов, Климент Тимирязев, Николай Зелинский. С 1908-го по 1918 год силами РФО издавался ежемесячный журнал «Вестник фотографии» с иллюстрированным приложением. Кстати, братья Шокины всю жизнь собирали библиотеку, в которой помимо художественной литературы были новейшие издания по фотографии и искусству. До войны Леонид выписывал «Вестник фотографии», собрав несколько годовых комплектов.

И, возможно, не случайно в последний год выхода журнала, 1918-й, в Кимрах по инициативе Леонида Шокина создается местное общество фотографов. Среди кимрской молодежи были фотолюбители, откликнувшиеся на призыв вместе изучать и осваивать искусство фотографии. Как отмечает в своих воспоминаниях Макарий Шокин, это общество было «немногочисленно по составу, но результативно по работам». Молодые люди проводили занятия по изучению основ композиции кадра, анализировали известные произведения искусства, чтобы постичь законы художественного формообразования, устраивали тематические конкурсы и выставки.

Фотографическое общество просуществовало в Кимрах сравнительно недолго, но успело организовать несколько крупных выставок с участием известных фотографов из Москвы. Макарий Шокин в то время уже учился в Москве, в Свободных художественных мастерских, и, благодаря дружбе с редактором фотожурнала, имел возможность приглашать к участию в кимрских выставках «звезд» фотографии. Так кимряки смогли увидеть работы Юрия Ерёмина (начальника фотолаборатории Московского уголовного розыска и основателя фотографического объединения «Сецессион»), Моисея Наппельбаума (советского фотоклассика, фотографировавшего Ленина и создавшего собственную творческую манеру исполнения студийного фотопортрета) и Николая Свищева-Паола (владельца популярной фотостудии на Кузнецком мосту и изобретателя метода фотографии на стекле и фарфоре). «Я посетил их студии и познакомился с ними и с обстановкой, в которой протекала их работа, — вспоминает Макарий Шокин. — Это были общительные люди, они беспрекословно согласились дать на нашу выставку некоторое количество прекрасных фотографий». Творческое сотрудничество стало началом дружбы, и в летние сезоны маститые фотографы приезжали в Кимры, в гости к братьям Шокиным, поискать сюжеты для фото среди ландшафтов кимрской природы.

Фотограф международного класса

С художественной точки зрения творчество Леонида Шокина можно разделить на два этапа — пикториализм и советская репортажная фотография. Пикториализм — это направление в европейской и американской фотографии второй половины XIX — начала XX вв. Главная особенность — использование изобразительных и технических приемов, сближающих фотографию с живописью и графикой импрессионизма, символизма, модерна, живописи прерафаэлитов. Фотографы-пикториалисты использовали мягкий фокус, мягкорисующие объективы, фильтры, обработку позитива бихроматами, солями серебра. Эксперты отмечают, что для фотографий Шокина 1915-1928 годов характерна серая тональность, приглушенный блеск бархата снежных просторов и металла зимнего неба, незамысловатый мотив ограды и богатство солнечных бликов вокруг нее.

В 1922 году в Москве прошла Всероссийская выставка художественной фотографии, в которой участвовал коллектив Кимрского фотографического общества. Работы Леонида Шокина были отмечены дипломом за высокое качество. Другой диплом был выдан Кимрскому фотографическому обществу за работы одиннадцати фотографов, отмеченные похвальным отзывом экспертной комиссии выставки. Год спустя в Кимрах была организована юбилейная выставка, посвященная пятилетию Кимрского фотографического общества, и в том же году Леонид Шокин стал призером Всероссийской выставки художественной промышленности, организованной РФО в Москве. А в 1924 году на конкурсной выставке РФО Шокин получил диплом первой степени за работу «Пейзаж». Так перед кимрским фотографом открылись блестящие перспективы: его начали приглашать на выставки международного уровня. Шокин стал участником многих зарубежных выставок во Франции, Англии, Бельгии, США, где его работы получали восторженные отзывы, а за фотоэкспозицию в Канаде мастер был награжден именной бронзовой медалью. Также он получил почетный диплом на на выставке «10 лет советской фотографии», организованной государственной Академией художественных наук.

Жизнь в объективе

… А потом все резко закончилось. «Времена не выбирают», — пишет поэт Кушнер. Экономическая ситуация, сложившаяся в стране после революции, не позволяла провинциальным фотографам зарабатывать на жизнь художественной фотографией. В Кимрах тоже не было соответствующего социального заказа, и в середине 1920-х Леонид Шокин стал газетным репортером. Работая в местной кимрской газете (а также будучи фотокорреспондентом треста «Союзфото» и «Союзкинохроники»), он создает россыпь фотопортретов своих современников, но прежде всего — портрет своего города во времена исторических изменений: сноса храмов, комсомольских субботников и выступлений за рабочую неделю без выходных, продразверстки. Тогда казалось, это быт, будни, и зря Шокин тратит время, фиксируя жизнь вокруг. А потом по прошествии времени стало ясно: вот подлинный портрет эпохи, настоящий эпос о беге времени и маленьком человеке в этом непростом XX веке.

Портреты событий у Шокина объективны, протокольно-документальны и обобщены как масштабные художественные полотна своего времени. В отличие от столичных фотографов, живущих схваченными мгновениями, эпизодами, Шокин вновь и вновь возвращается десятилетиями к одним и тем же местам, к одним и тем же лицам, фиксируя ход истории, времени. У Шокина человек — житель будней. Эксперты отмечают точность и глубокий психологизм фотопортретов. Это мир стариков и детей, работниц и крестьянок, кинотеатров, устроенных в развенчанных храмах, это подробности восстановления огромной страны после разрухи силами тех, кто выжил. Интересно, что не забросил Шокин и пейзажное направление. Он много и с удовольствием фотографировал виды на Волгу — снимков великой русской реки у него в итоге насчитывается больше трех тысяч.

На Волге же состоялась памятная встреча Леонида Шокина с писателем Максимом Горьким. Это случилось на пароходе линии «Астрахань — Новгород». Фотограф получил возможность фотографировать советского классика в течение целой недели и за это время очень подружился с сыном писателя, который тоже увлекался фотографией. А ещё в домашнем архиве Шокиных хранится мартовский номер журнала «Огонек» за 1930 год. На обложке — снимок, сделанный Леонидом Шокиным. На снимке — «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. Фотограф запечатлел его во время открытия Народного Дома в деревне Верхняя Троица, на малой родине политика.

А потом была война и большая личная трагедия. Осенью 1941 года, когда началось наступление немцев на Москву, фотограф по требованию НКВД был вынужден уничтожить больше пяти тысяч своих фотографий. Это было связано с военным положением и близостью Кимр к основной линии фронта: ничего не поделаешь. Вскоре Леонид уходит на фронт, где становится заведующим фотолабораторией, а затем фотографом аэрофотосъемки разведывательной авиации. За годы Великой Отечественной войны Шокин сделал больше двадцати пяти тысяч снимков, был удостоен медалей «За боевые заслуги» и «За взятие Кенигсберга». А после войны вернулся в родной город, где продолжил заниматься любимым делом.

Умер Леонид Владимирович 3 декабря 1962 года. В Кимрах о нем помнят. А страна и мир только начинают открывать творчество забытого классика, так точно и понятно рассказавшего о времени, в котором жил.

Специальный выпуск журнала “Тверьлайф”

19.06.2020