Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Краткая информация о заводе №30 (НКОП, НКАП, Савеловский механический завод, Савеловский станкостроительный завод) в пос. Савелово Калининской обл. (ныне город Кимры Тверской области) представлена в каталоге номерных заводов по материалам книги «Оборонные предприятия СССР и России» (в 2010 год). Опубликована на сайте Оборонпром.

В 1915 г. в Савелове созданы железнодорожные мастерские по ремонту узкоколейного подвижного состава.

В 1930 г. на базе учебно-производственных мастерских ЦИТ г. Москвы создан Савеловский станкостроительный завод. С 1932 г. – в ведении Самолетного треста ГУАП НКТП. В соответствии с пост. СНК № 2139-425сс от 21.12.1936 строительство завода передано в ведение 1ГУ НКОП, в 12.1938 находился в его ведении (есть информация, что в 1937 г. завод передавался в ведение НКО).

17.07.1932 вышло пост СТО и КО СССР № 843/253сс «О подготовительных работах к строительству завода №30». В результате многократного изменения проекта завода его главный корпус (в котором размещались все производства, кроме кузницы) был построен ниже уровня «Московского моря», на берегу которого располагался завод, а железнодорожная станция оказалась на другом берегу. Пост. КО от 25.09.1938 и пр. №399с от 15.10.1938 требовалось форсировать строительство завода с тем, чтобы в 4-м квартале 1938 г. сдать в эксплуатацию 13900 м2 производственных площадей, в 1-м квартале 1939 г. – 10900 м2 и в 3-м квартале 1939 г. – 3200 м2; производственную площадь главного корпуса ограничить 28 тыс. м2 (вместо ранее запроектированной 55 тыс. м2), в т.ч. под сборочный цех 3000 м2.

В соответствии с пост. СТО №ОК-253сс от 26.12.1936 на заводе начата подготовка к лицензионному производству летающей лодки Glenn-Martin-156 в варианте дальнего бомбардировщика. Установка вооружения на самолете (лицензии продавались только на гражданские машины) была поручена Д.П. Григоровичу.

По пр. №180с от 26/27.05.1938 заводу поручено к 1.11.1938 изготовить для завода №124 агрегаты: 5 комплектов ВО и ГО самолета АНТ-42.

Пр. №399с проектная мощность завода на 1939 г. была установлена 250 двухмоторных или 125 четырехмоторных самолетов в год. В период освоения производства требовалось организовать выпуск комплектных агрегатов самолетов ЦКБ-30 и СБ (крыло, оперение, баки и т.д.) – 400 комплектов в год.

По пр. №106с от 5.03.1940 производственная база завода №30 закреплена за коллективом КБ П.Д. Самсонова. Работы по МДР-7.

Завод имел заготовительный филиал в пос. Иваньково в 17 км от Савелово. По пр. №111с от 10/13.03.1940 завод №30 был переименован в завод №288 НКАП, а филиал в Иваньково получил обозначение завод №30.

Количество оборудования: (11.1940) – 123 м/р станка.

Директор (17.05.1937-10.1938) – И.Г. Загайнов, А.П. Свердлов.

Начальник строительства (13.07.1935) – Я.А. Пасечник, (06.1937)- В.И. Мухин.

Замначальника строительства (23.09.1935г)- К.Ф. Ланчковский. Помощник начальника строительства (01.1937) – П.И. Агамджанов.

Гл. инженер строительства (22.12.1935) – И.И. Юрин, (16.05.1937) – Б.М. Полуэктов.

3.03.2024