Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В связи с возникающими вопросами по юридическому статусу памятного знака в Ратмино Московский областной общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив “Наследие” обратился за правовой оценкой сложившейся ситуации к известному московскому адвокату Погуляеву Д.Е. Сегодня от Дениса Евгеньевича было получено правовое экспертное заключение, которое мы и публикуем.

Мемориальный памятный знак со стилизованной надписью «Отсюда Дубна стала есть. 1134. Основана Юрием Долгоруким» был установлен в центре поворотного круга в начале улицы Ратмино города Дубны Московской области в сентября 2004 г. Камень установила некоммерческая организация – общественное объединение Дубненский общественный фонд историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» (юридическое лицо существует до сих пор, в августе 2011 г. в наименовании организации слово «Дубненский» было изменено на слова «Московский областной», а сфера деятельности расширена с территории города Дубны до территории Московской области).

Л.Л. Зиновьева и А.В. Беляев, обратившиеся к Главе города Дубны с требованием изменить внешний облик и местоположения данного памятного знака, утверждают, что он был установлен фондом «Наследие» самовольно, с нарушением действующих норм федерального законодательства. Это утверждение не соответствует действительности.

Ни федеральные, ни региональные законы и иные нормативно-правовые акты не определяют порядок установки памятных мемориальных знаков. Такой знак не является объектом культурного наследия в том значении, которое придает этому понятию Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» №73-ФЗ, поскольку к последним относятся только объекты недвижимости, возникшие в результате исторических событий (ст.3 указанного закона), не относится он и к информационным надписям на объекте культуры, размещение которых осуществляется в соответствии с нормами ст. 27 того же закона. Данный мемориальный знак может быть приравнен к категории малых архитектурных форм, размещение и содержание которых на территории городского округа относится к компетенции муниципальной власти в соответствии с пп.25 п.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ. Кроме того, в соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Это означает, что все вопросы размещения на неразграниченных государственных землях объектов недвижимого и движимого имущества решают органы местного самоуправления (а не федеральные органы).

Соответственно, порядок установки мемориальных памятных знаков регулируется муниципальными нормативно-правовыми актами. Во многих городах и поселениях России, в том числе – в большинстве городов Московской области муниципальными органами власти приняты и утверждены соответствующие положения о порядке установки мемориальных памятных знаков. К сожалению, в Дубне такое положение до сих пор отсутствует. Согласование установки каждого мемориального знака в городе Дубна Московской области до сих пор осуществляется органами местного самоуправления города в индивидуальном порядке, в рамках общих полномочий местных органов по управлению земельными участками неразграниченной государственной собственности.

Установка мемориального знака на улице Ратмино была согласована Фондом «Наследие» в городской комиссии по градостроительству и земельным отношениям. Согласно п.15 протокола №4 от 16 апреля 2004 года, указанная комиссия под председательством А.А. Раца разрешила общественному фонду «Наследие» установить мемориальный памятный знак в Ратмино при условии согласования места и внешнего вида памятника с Управлением архитектуры и градостроительства города Дубны. О том, что архитектурное решение по памятному знаку было согласовано в Управлении архитектуры и градостроительства, свидетельствует письмо заместителя главы Администрации г.Дубны Н.Ю. Мадфеса №2233-з от 14 декабря 2010 г.

Таким образом, разрешение на установку знака было получено, архитектурное решение – согласовано, и никаких нарушений действующего порядка согласования установки таких знаков допущено не было и не могло быть допущено, в том числе – в силу отсутствия нормативно-правового документа, который предписывал бы выполнять данные действия иным порядком, чем это было выполнено фондом «Наследие».

Информация о том, что текст надписи на памятном знаке не был согласован с местной администрацией, вызывает закономерный вопрос: если городская комиссия по градостроительству и земельным отношениям, а также в дальнейшем Управление по Архитектуре и градостроительству (в части архитектурного решения!) г.Дубны согласовало размещение памятного знака, соответственно, это размещение было санкционировано с учетом надписи на мемориале. Известно, что обоснование надписи на памятном знаке было предоставлено Фондом «Наследие» в Администрацию города Дубны. В противном случае возникает парадоксальная ситуация: разрешение на памятный знак для общественного объединения было дано без учета содержания надписи на нем, что абсолютно не вписывается в логику разрешений подобного рода в контексте работы органов местного самоуправления.

Рассмотрим правовые основания требования Л.Л. Зиновьевой и А.В. Беляева изменить внешний облик и местоположения мемориального памятного знака на улице Ратмино. Указанный знак был изготовлен и установлен общественным фондом «Наследие» на собственные средства, он находится в собственности этого общественного объединения в силу норм п.1 ст.218 ГК РФ (право собственности на новую вещь, изготовленную собственником). Знак относится к движимому, а не к недвижимому имуществу, поскольку он может быть перемещен без несоразмерного ущерба его назначению, соответственно, право собственности на него не требует государственной регистрации (ст.130 ГК РФ).

Администрация города Дубны в лице своих полномочных органов разрешила фонду «Наследие» разместить на городской земле памятный знак, находящийся в собственности у фонда. Это разрешение не было обусловлено какими-либо финансовыми требованиями, не был установлен и срок его действия.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством городская администрация имеет право совершить по своему усмотрению следующие действия по отношению к указанному памятному знаку:

  1. Продолжить предоставление фонду «Наследие» возможности размещать знак на том месте, где он установлен.
  2. Предложить фонду «Наследие» взять земельный участок, на котором размещен мемориальный знак, в аренду, подписать договор и оплачивать арендную плату в соответствии с договором.
  3. При наличии законных оснований отказать фонду «Наследие» в дальнейшем предоставлении возможности размещать памятный знак на городской земле.

При этом городская администрация не имеет права по собственному усмотрению изменить внешний вид данного памятного знака или установить его в другом месте, поскольку собственником знака является фонд «Наследие» и только собственнику принадлежит право совершать по отношению к своему имуществу любые действия, не противоречащие закону (ст.209 ГК РФ).

Таким образом, Л.Л. Зиновьева и А.В. Беляев требуют от Администрации города Дубны совершить действия с чужим имуществом, на выполнение которых администрация не имеет никаких законных прав. Их требования лишены юридических оснований и, таким образом, не имеют правового смысла.

Также лишены какого-либо правового смысла и другие требования указанных лиц, высказывавшиеся ими неоднократно в адрес городской администрации.

В своих открытых письмах, статьях и публичных выступлениях они требовали от главы города Дубны запретить тиражирование документального фильма «Дубна. Два берега», запретить производство и распространение газеты «Подмосковное наследие», запретить фонду «Наследие» проводить на территории города историко-краеведческие выставки и иные мероприятия, удалить из сети Интернет не устраивающую их информацию. Городская администрация не имеет полномочий на совершение ни одного из этих действий. Любые запрещения и ограничения такого рода могут производиться только на основании решения суда, если суд установит экстремистский характер распространяемых материалов, или в иных, предусмотренных законом случаях.

Таким образом, Л.Л. Зиновьева и А.В. Беляев требуют от городской администрации нарушить конституционные нормы свободы слова.

В данной ситуации можно рекомендовать городской администрации:

  1. Отказать в удовлетворении незаконных и неконституционных требований Л.Л. Зиновьевой и А.В. Беляева.
  2. Обратиться в Прокуратуру города с просьбой провести разъяснения гражданам Зиновьевой Л.Л. и Беляеву А.В. в отношении их прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством РФ.
  3. Разработать и утвердить положение о порядке размещения памятных знаков и мемориальных досок в городе Дубне – по образцу других городов Московской области.
  4. Оставить за Московским областным общественным фондом «Наследие» право размещать памятный знак на улице Ратмино либо предложить фонду заключить договор аренды на занимаемый знаком земельный участок.

Адвокат Погуляев Денис Евгеньевич



14.06.2012