Традиции незапамятных времен
В мировой праздничной традиции часто фигурируют дерево, ветки, листья – как один из древнейших символов победы жизни над смертью. Например, зеленые пальмовые ветви у древних египтян, зеленые листья – в зимний праздник Сатурналий у древних римлян, дубовые ветки с золотыми яблоками – у друидов во время зимнего солнцестояния.
В скандинавской культуре существует интересный обычай «елка для птиц». Непосредственно в Рождество или накануне птицам выносят семена или крошки хлеба. Это примета, что новый год будет удачным. Естественно, что вечнозеленое дерево своим наиболее отвечает идеологии победы над смертью.
У рождественской елки в Европе есть прямой предшественник. Это деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. До появления рождественской елки такая пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением.
Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к 16-му столетию. Так, в немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В 17 веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В Америку Рождественскую елку завезли немецкие поселенцы, а также наемники, принимавшие участие в войне за независимость.
Первые наряженные рождественские елки появились на территории современной Франции, в Эльзасе; как утверждают историки, это произошло в 1605 году. Летопись свидетельствует: «На Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Протестантская община немецкой области Вюртемберг переняла это новшество. Постепенно эта традиция распространилась по всей Германии, а затем – и по всей Европе.
Тем не менее, елки появлялись сначала только в домах богатых дворян и купцов. Разнообразными игрушками украшались в средневековой Германии не только елки, но и сосны, ветки вишневых деревьев и буков. Первый стеклянный елочный шар был изготовлен выдут в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Промышленное производство елочных игрушек началось только в середине 19 века – там же, в Саксонии. Искусные мастера выдували игрушки из стекла, вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, которые потом раскрашивали яркими красками».
Вообще традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. Успех рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке.
Однажды в ясный и морозный сочельник Лютер шел домой через лес. Вдруг он обратил внимание на елку, сквозь лапы которой красиво просвечивали звезды. Это произвело на Лютера такое большое впечатление, что дома он поставил елку для своей семьи и прикрепил к ее веткам свечи. Огоньки свечей напоминали ему звезды на небе.
Идея же использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке. А первые уличные елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.
Так как первые рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а позже были добавлены сладости, орехи и рождественские свечи, то такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Поэтому немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.
А вот легенда о происхождении серебряной мишуры. Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Как-то накануне Рождества она нарядила елку, но елка получилась скромная, почти без украшений. Ночью на елке побывали пауки и, переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. Зная доброту женщины, младенец Христос решил ее наградить и благословил дерево – в результате паутина превратилась в сверкающее серебро.
Новый Год на Руси сначала отсчитывали с 1 марта. В XV веке он был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. В России первая ёлка в честь Нового года появилась в канун 1700 года. Столицей тогда была еще Москва. По указу Петра I на главных площадях по ночам пылали огни в смоляных бочках, устраивали фейерверки, а в домах пахло смолой и еловыми ветками.
«По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудными каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».
Указ, между прочим, также гласил: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».
В домах же Петербурга с ёлками поначалу встречали Рождество лишь многочисленные ремесленники-лютеране, которые приехали из Германии и поселились на Васильевском острове. Однако и петербургские семьи постепенно стали перенимать этот европейский обычай. В 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная ёлка. А к концу ХIХ века новогодняя елка появилась и во многих деревенских домах.
В 1916 году рождественские елки в России оказались в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от языка Наполеона, так в Первую мировую войну Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев.
В 1918 году на елку ополчилась Советская власть, которая объявила ее буржуазным предрассудком. После революции традиция временно пресеклась. Власти решили, что украшенная ёлка – атрибут религиозного праздника Рождества и, следовательно, с ней надо бороться.
XVI партийная конференция, прошедшая в апреле 1929 «года великого перелома», ввела пятидневку или непрерывную рабочую неделю. Новый производственный календарь отменял церковные праздники, день Рождества превратился в обычный рабочий день.
Вместе с Рождеством отменялась и елка, уже прочно сросшаяся с ним. Елка, против которой когда-то выступала Православная церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. Тем не менее, многие продолжали праздновать Рождество подпольно. В борьбу за отмену елки включились печатные издания и советские активисты. Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни елок. «Новогоднюю елку ставили тайно, — вспоминает С.Н. Цендровская. — Окна занавешивали одеялами, чтобы никто не видел».
До 1935 года «ёлки» официально не проводились. Однако потом традиция снова победила. Лишь с конца 40-х годов день 1 января стал «красным днём календаря», то есть нерабочим.
Говорят, что Деда Мороза первыми придумали гунны: у них был бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. В этот день полагалось ставить в доме елку, считавшуюся священным деревом. Эту традицию, которой, получается, уже более 5 000 лет, гунны принесли и в Европу. Затем они были разгромлены и остались только в Баварии, где и жили до XVI века, ни с кем не смешиваясь. Именно из Баварии новогодняя елка «пришла» во все европейские страны.
По материалам gazeta.lv
14.01.2009