Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Пожалуй, нет в России человека, пусть даже не имеющего специальных знаний в области искусства, не знакомого с творчеством А.Саврасова. Кому не известно его знаменитое полотно «Грачи прилетели»? Быть может, на этом познания о творчестве Саврасова у большинства читателей заканчиваются.

Однако Саврасов вовсе не является художником одной картины. Алексей Кондратьевич трудился до конца жизни и оставил после себя богатое художественное наследие из прекрасных и многочисленных произведений, среди которых есть немало забытых и до наших дней не исследованных.

Хочется заметить, что сложившийся в свое время в литературе образ несчастного художника, ставшего жертвой социального гнета, опустившегося на дно жизни и растерявшего талант, мешает увидеть лицо подлинного Саврасова, талант которого никогда не угасал. Саврасов был не только прирожденным живописцем, но и выдающимся педагогом, с именем которого связана слава И.Левитана, К.Коровина, вспоминавших своего учителя с необычайной теплотой. Своим ученикам Саврасов говорил: «Главное, чувствуйте. Без чувства нет произведения. Надо быть влюбленным в природу».

В самом творчестве Саврасова стоит отметить его любовь к изображению весны. Художник всегда создавал образ особенного внутреннего предчувствия грядущего праздничного пробуждения природы. Живопись Саврасова поражает необыкновенной точностью в передаче меняющихся состояний природы. Это чувство трепетного ожидания, как никогда, нашло выражение в картине «Грачи прилетели».

Полотна Саврасова являются украшением любого музея и любой выставки и всегда созвучны русской природе. Особой строкой его творчества явилась волжская тема, ставшая во второй половине 19 века важнейшей в русском пейзаже. Для Алексея Саврасова, Исаака Левитана, Ильи Репина, Федора Васильева поездки на Волгу стали этапом в их творчестве.

Особое место в творчестве Саврасова занимает картина «Оттепель», написанная в 1874 году. И те, кому повезло увидеть ее в Русском музее, не могли не почувствовать пронзительного и бесконечного небесного пространства, удивительной одухотворенности и щемящей, по настоящему русской, грусти. Не будет ошибкой назвать «Оттепель» одним из самых глубоких и лирических полотен.

Каково же будет удивление читателя и зрителя узнать, что эту картину Алексей Кондратьевич написал в Кимрах. И те жители, которым хорошо известна история и география города, с легкостью узнают высокий волжский берег. Увидят силуэт зареченской церкви и, конечно же, узнают знаменитые и печально известные на всю Волгу, разрушенные в тридцатых годах Покровский собор и Троицкую церковь. Да, это наши Кимры! Точнее, село Кимра. Таким его увидел великий художник с луговой стороны Старого Савелова, где некоторое время снимал домик и работал. Кимрские берега очень живописны и не могли не полюбиться художнику, посвятившему нашему краю целый цикл произведений.

Здесь мы вынуждены прервать рассказ о самом художнике и поразмышлять о судьбе его знаменитого полотна. Интересно, как отнесся бы Алексей Кондратьевич, узнав, что в Русском музее его «Оттепель» вдруг стала изображать не Кимры, а Ярославль? И ведь это не шутка. Оказывается, искусствоведы сегодня лучше разбираются в топографии русских городов, а потому поспешили срочно исправить ошибку художника. Неизвестно, что руководило чиновниками от культуры, когда они совершали подлог, но что удивительно – все поверили или молча согласились. Работа неоднократно выставлялась в советский период в разных музеях страны, и везде ее встречали с восторгом. И что? Ни у кого не возникло странного чувства, что что-то не так? Никто не ощутил разницы между Ярославлем, со своими «сорока сороками» звонниц и церквей, второй, по сути, столицы России и провинциальным городком? Оказывается, блестящая бронзовая табличка на богатой раме сегодня значит больше, чем зрительная память и простая житейская логика – здравый смысл.

Ну право же! Кто бывал в Ярославле, вспомнят впадающий в Волгу приток Которосль. Его пойма намного больше, чем у Кимрки, и отличается внешне огромной, намытой веками косой. Но кроме устья Которосли бросается в глаза и ширина самой Волги. У Ярославля она намного шире. Впрочем, это еще не все. На слиянии двух рек, с противоположной от основного города стороны, прямо у берега, расположен монастырь с двумя храмами, перепутать которые со скромной зареченской церковью может только слепой.

Знали бы жители Ярославля, какой подарок преподнесли им работники Русского музея. Впрочем, ярославцы наверняка обиделись бы на Саврасова и, быть может, недоумевают сегодня, глядя на картину. Ведь на ней не изображена одна из древностей города – знаменитая сторожевая башня 16 века, по сей день украшающая берег Волги.
Что это? Разгильдяйство или безответственность? Или показатель некомпетентности? Конечно, в Русском музее работают профессионалы, которые не могли перепутать пейзаж Ярославля с Кимрами. К тому же, существует немало послевоенных «гознаковских» репродукций картины, где под «Оттепелью» написано – село Кимры. (Одна такая репродукция есть у известного кимрского художника, фамилия которого не называется.) В музее бирку поменять можно, а вот изъять из сотен квартир репродукцию уже вряд ли.

Быть может, кому-то стало стыдно за исчезнувший пейзаж? Да, именно исчезнувший, поскольку нет главного – православных храмов. Ведь благодаря этим белокаменным красавцам Кимры когда-то по праву входили в «Золотое кольцо России». Ну не стирать же их с полотна! А потому решили одной биркой исправить ситуацию, а заодно, изменить историю.

Но чиновники не подумали, что этим подлогом они оскорбили светлую память художника. Поставили в неловкое положение целый город – Ярославль. А так же сделан циничный плевок в сторону древнего и одного из самых зажиточных городов Московии – Кимр, где гордились не только храмами, но и своей продукцией – обувью. Впрочем, утираться, как видно, Кимрам не впервой, и сегодняшний, исчезающий на глазах архитектурный пейзаж тому подтверждение.

Теперь подумаем, а как исправить положение и нужно ли это вообще? Возвращать название древним русским городам; Куйбышев менять на Самару, Андропов на Рыбинск, Горький на Нижний Новгород… Отстраивать заново Христа Спасителя? Не будем, однако, распыляться, и вернемся к «Оттепели». Ведь, по сути, эта картина принадлежит Кимрам. Даже если сегодня ее прячут в Русском музее. Именно прячут, поскольку с недавнего времени ее попросту убрали в запасники, и какая судьба ждет это полотно, одному богу известно. Но что же делать нам, живущим в Кимрах? Мысли по этому поводу есть.

В первую очередь поставить вопрос перед губернатором области и рассказать всё как есть. И это в силах и интересах городской администрации и отдела культуры. Во-вторых… Поскольку от Русского музея «подарка» не предвидится, силами местных художников сделать копию полотна и навсегда прописать его в местном краеведческом музее. Кстати, эта акция наверняка вызовет ещё больший интерес к нашему городу. И здесь напрашивается идея о создании своей собственной, городской художественной галереи, центром которой, конечно же, будет «Оттепель». Что же до технического вопроса, то создание галереи в стенах городского музея как постоянной и лишь пополняемой экспозиции давно напрашивается. В городе немало талантливых и известных художников. Многих сегодня уже нет среди нас. Но работы их существуют и ждут своего часа. На этих полотнах – история нашего города, наша с вами история, и пренебрегать этим сегодня безответственно и преступно.

Да простит читатель автора этих строк за резкость высказываний и прямолинейность выводов, но историю своего города мы делаем сами. Своим равнодушием и трусостью или уважением и любовью. Здесь пусть каждый сам определится, с чем идти по жизни.

Дмитрий ЕФРЕМОВ

13.10.2008