Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В декабре 2011 года в книжных магазинах нашего города появился новый путеводитель по Дубне. Это красочная книжка с множеством цветных фотографий, она включает в себя несколько вклеенных карт, и выглядит весьма привлекательно. Путеводитель называется «Дубна: Город как на ладони!», его авторы – Людмила Федоровна Жидкова и Наталья Юрьевна Теряева.

Изданный газетой «Встреча» путеводитель вызывает большой интерес, так как Дубна не избалована печатной продукцией такого рода. Его можно было бы представить как хорошую презентацию нашего города для его гостей – если бы не множество серьезных ошибок, сделанных в рассказах об истории Дубны и Дубненского края. Например, практически полностью состоит из ошибок второй абзац раздела «История»: «как свидетельствуют находки, сделанные во время археологических раскопок в здешних местах – каменные ножи, топоры, скрепки и другие предметы быта, – первые стоянки людей на территории нынешнего наукограда относятся к позднему каменному веку (II-I тыс. до н.э.)» (с. 8).

На самом деле никакого «позднего каменного века» в исторической науке не существует, авторы текста придумали этот термин вместо настоящего слова «неолит» – «новый каменный век». Вторым тысячелетием до н.э. датируется эпоха средней и поздней бронзы, первым тысячелетием до н.э. – ранний железный век, а вот каменный век завершился существенно раньше – и этот факт очевиден любому школьнику, освоившему учебную программу. Кроме того, «первые стоянки людей на территории нынешнего наукограда» относятся к эпохе мезолита (средний каменный век) и датируются VIII-VI тыс. до н.э., и эти данные были получены отнюдь не «во время археологических раскопок», а в ходе сбора подъемного материала из разрушающихся участков культурного слоя – поскольку профессиональные раскопки стоянок каменного века в нашем городе до сих пор не производились. И, наконец, никаких «скрепок» в числе находок с этих стоянок нет и не предвидится – вероятно, авторы имели в виду скребки – каменные орудия, одним из предназначений которых было скобление шкур животных.

В следующем абзаце раздела «История» читаем: «В XVIII веке земли на стрелке Волги и Дубны входили в имение первого русского историка Василия Никитича Татищева… Дворянин Татищев получил это имение, женившись на дворянке Редкиной» (с. 8). Все эти утверждения не соответствует исторической действительности – на самом деле В.Н. Татищев никогда не был владельцем имения в устье реки Дубны. Это имение с начала XVII в. принадлежало дворянам Грязновым (а отнюдь не Редкиным), а в конце XVIII – начале XIX вв. оно находилось в собственности у Авдотьи Ивановны Татищевой (урожденной Грязновой) и ее мужа, внука известного историка, Ростислава Евграфовича Татищева.

В путеводителе ошибочно утверждается, что деревня Иваньково находилась на левом берегу Волги вместе с деревней Подберезье (с. 120) – хотя на самом деле она располагалась на правом берегу Волги в районе нынешнего шлюза № 1. Находившееся в устье Дубны село называлось не «Дубенское городище», как в путеводителе (с. 9), а «село Городище на Дубенском устье» или кратко – «село Дубна». Храм Похвалы Пресвятой Богородице в этом селе был закрыт и разорён отнюдь не в 1920-е годы (с. 9), а в 1937 году, после того, как был арестован и расстрелян его последний настоятель – протоиерей Михаил Абрамов, прославленный в лике святых решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 2000 г.

Авторы путеводителя разместили информацию о ратминском памятном камне в разделе «легенды и мифы Дубны», поскольку текст известной надписи на нем является, по их мнению, спорным, и «до сих пор продолжаются дискуссии о том, миф это или историческая правда» (с. 120). При этом они не обратили внимания на то, что к настоящему времени факт основания древнерусского города Дубна Юрием Долгоруким признан всеми специалистами-историками, имеющими профессиональное отношение к изучению этого вопроса. Авторы сообщают, что «среди находок в Ратмино достоверно зафиксирована одна актовая печать и две торговые пломбы, относящиеся к периоду правления Юрия Долгорукого», но при этом ни словом не упоминают о том, что эти находки были сделаны отнюдь не на пустом месте, а в ходе многолетних исследований мощного культурного слоя древнего города. К настоящему времени из древнерусской Дубны известно уже шесть актовых печатей и их заготовок, более пятидесяти торговых пломб и многие тысячи разнообразных индивидуальных находок, хранящихся в Государственном Историческом музее, дубненском музее археологии и краеведения, музее Международного университета «Дубна» и в целом ряде других коллекций.

В этом же разделе излагается какая-то совершенно абсурдная история «о бешеной лисе»: якобы во время знаменитого стояния на Угре предводитель татарского войска хан Ахмат охотился по реке Дубне на территории нашего города (получается, что он охотился в сотнях километров от места расположения своего войска!), и здесь на его лошадь напала бешеная лисица, укусившая хана столь неудачно, что «лишила его возможности продолжить свой род», что и стало «причиной падения его авторитета среди ханов-чингизидов», из-за чего его в итоге убил «сибирский хан Ибака» (с. 121). Далее сообщается, что об этой охоте хана Ахмата якобы написано в каких-то «восточных хрониках». Весь этот рассказ подан авторами как некая «дубненская легенда», но таких невероятных легенд не существует в Дубне, вернее, не существовало до момента издания этого путеводителя. Причем из дальнейшего текста следует, что фигура лисёнка была установлена у фабрики «Экомебель» «как знак уважения этому умному и красивому зверю» – получается, той бешеной лисе, которая оскопила, по мнению авторов, хана Ахмата…

Рассказывая о начале строительства институтской части Дубны во второй половине 1940-х годов, авторы путеводителя утверждают: «несмотря на многократные попытки поселиться в глухомани северного Подмосковья, людям удалось хорошенько обуздать эти места только с помощью государства» (с. 10). В другом месте путеводителя говорится: «территория, на которой расположилась современная Дубна, издревле периодически заселялась с переменным успехом. Глухие леса, труднопроходимые болота и холодный климат не способствовали стабильному развитию хозяйства и торговли в древние бескомфортные времена» (с. 8). Все эти утверждения не соответствуют исторической действительности. О какой «непроходимой глухомани» можно говорить, если основными древними дорогами были реки, а летописная Дубна располагалась на берегу реки Волги – важнейшей торговой артерии древней Евразии! Путь по Волге связывал Западную Европу и Ближний Восток, путь по Дубне выводил в центральные районы Волго-Окского междуречье, в летнее время здесь плыли корабли, а зимой проходила санная дорога.

Наши места были плотно заселены людьми еще в каменном и бронзовом веках, на протяжении последней тысячи лет здесь постоянно располагались крупные деревни и сёла, в XII-XIII вв. находился древнерусский город Дубна, затем – таможенный пост Дубенское мыто, село Городище, дворянская усадьба… История Подберезья, Ратмино, Иваньково и других населенных пунктов, вошедших в состав современного города, прослеживается в прошлое на многие столетия. Ни о каком «прерывистом» характере заселения Дубненского края не может идти речи!

На стр. 120 в рассказе о событиях XII-XIII веков вместо древнего города упоминается таможенный пост, который на самом деле существовал здесь в последующие века. А на стр. 8 об упоминании Дубны в летописи под 1134-м годом говорится, что «новгородский князь Всеволод, решив завоевать Суздаль, дошел до устья реки Дубны, но отсюда почему-то повернул обратно». Причина возвращения новгородского войска, которая является загадкой для авторов путеводителя, хорошо известна историкам: к этому времени в устье реки Дубны ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким была построена крепость, которая, судя по всему, и отразила в 1134-м году поход новгородского войска.

Рассказывая об одном из дубненских памятников – самолете Ил-2, авторы путеводителя сообщают, что «этот самолет взлетел над Дубной еще во время Великой Отечественной войны и был сбит» (с. 124), однако на самом деле он вовсе не был сбит, а упал во время учебного полёта, выполнявшегося с аэродрома «Борки». К сожалению, есть и другие ошибки…

Наличие в путеводителе серьезных исторических ошибок вызывает удивление, поскольку один из двух его авторов, Л.Ф. Жидкова, является выпускником исторического факультета МГУ и еще в советские годы защитила кандидатскую диссертацию по истории.

При издании путеводителя были допущены нарушения авторского права и общепринятых норм цитирования. Так, раздел «История» открывается современной фотографией храма Похвалы Пресвятой Богородице. Эта фотография сделана одним из авторов настоящей рецензии и опубликована в книге «История подмосковного Верхневолжья» (2011). Никаких ссылок ни на автора фотографии, ни на эту книгу в путеводителе нет. Текст путеводителя, посвященный преобразованию рабочего поселка Дубно в город, уточнению названия города и объединению городов Дубна и Иваньково (с. 10-11) практически дословно повторяет текст нескольких абзацев из той же книги, со страниц 170-178, и, к сожалению – тоже без всяких ссылок.

Интересные диалоги с участием знаменитых ученых и руководителей ОИЯИ – М.Г. Мещерякова и Н.Н. Боголюбова (с. 122-123) взяты из статей Александра Расторгуева и Анатолия Свидзинского, также без указания источников. Подробные рассказы о восьми дубненских музеях почти дословно переписаны с сайта Совета музеев города (www.dubna-museum.ru). Никакой ссылки на источник этих текстов в путеводителе нет.

Недоумение вызывает и набор символов Дубны, помещенный авторами на обложку путеводителя – это камень с табличкой, содержащей курьезное утверждение о том, что Дубна, якобы, является «центром российской Европы», и гигантский деревянный стул, установленный компанией «Экомебель».

В целом мы вынуждены констатировать – очень жаль, что такое интересное и полезное дело, как издание нового, подробного путеводителя по Дубне, оказывается дискредитировано множеством серьезных ошибок, допущенных в рассказе об истории нашего города и края.

Историки и археологи Московского областного общественного фонда «Наследие»
и Музея археологии и краеведения города Дубны:
Игорь Даченков, Лариса Пантелеева, Федор Петров

02.02.2012