Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

В русской церковной архитектуре имеется богатейший опыт использования изделий керамики, что стало возможным благодаря широкому распространению каменного зодчества на Руси. 

Иконостас в Троицком храме Буэнос-Айреса (Аргентина)

С принятием христианства на Руси церкви и наиболее значимые светские сооружения стали украшать многоцветными керамическими плитками. Пример брался с Византии, и впоследствии от этих глиняных изделий произошли изразцы, а в стенах Ново-Иерусалимского монастыря в XVII веке зародилась история русского керамического иконостаса: в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. 

Все эти произведения имеют большое историческое значение и являются важным этапом формирования традиции использования керамики в убранстве русских храмов. Керамические изделия применялись не только с целью украшения храмового убранства, они соответствовали и богословским понятиям христианства. 

После керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров.  Попытка возродить это искусство была предпринята частным заводом Миклашевского Черниговской губернии: в 1839 году для церкви села Волокитина были изготовлены фарфоровый иконостас и паникадило. 

В силу того, что эти произведения сохранились лишь фрагментарно, сложно дать им художественную характеристику. Исследователи относят иконостас к лучшим произведениям завода: «Большие местные образа в этой церкви, рамы к ним, колонны – все из фарфора; живопись очень хорошая и весь иконостас отличается легкостью и изяществом. Особенно хороши колонны, поддерживающие иконостас, – синие, перевитые позолоченной фарфоровой лентой; также истинную драгоценность составляют три больших паникадила, висящие в церкви и исполненные по рисунку лучших петербургских художников» [6, с. 134]. 

В 1881 году фарфоровый иконостас, выполненный на заводе М.С. Корнилова, был установлен в Спасо-Бочаринском храме на Выборгской стороне Санкт-Петербурга. 

Цветовое решение иконостаса выполнено на сочетаниях плоскостей белоснежного фарфора с золотыми отводками с преобладанием лазоревого и глубокого синего цветов, что, вероятно, выглядело очень эффектно, а кроме того, эти цвета были характерны для древнерусских изразцов [2; с. 12]. Фрагменты данного иконостаса на сегодняшний день хранятся в Государственном Эрмитаже и Русском музее. 

К 80-м годам XIX столетия относится еще единичный пример изготовления керамического иконостаса Н.В. Султановым, который изучал историю изразца и публиковал архивные материалы по этой теме. Николай Владимирович проектировал иконостас для Благовещенской церкви села Новотомниково Тамбовской губернии, изготовленный в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге [3; с. 55]. Иконостас спроектирован в виде перспективного изразцового портала, характерного для ярославских и ростовских церквей XVII века. Однако Султанов не уделил должного внимания иконостасной традиции: для иконных образов он оставил мало места, поэтому архитектурные формы стали главенствовать над иконописными. 

Копия новотомниковского иконостаса, но в другой цветовой гамме, была установлена в церкви св. Николая в Беловеже. В Польше нет аналогов этому иконостасу, а нетрадиционный материал его породил легенду, что он был сделан из китайского фарфора.

Единичные случаи выпуска керамических иконостасов встречаются и в ХХ веке. Так, в Свято-Троицком храме Буэнос-Айреса был установлен керамический иконостас, который ошибочно считали изделием фирмы М.С. Кузнецова. И неслучайно, поскольку колористика и стилистическое решение этого произведения очень созвучно с иконостасом Владимирской церкви Мариенбада, который как раз и был выполнен на фабрике М.С. Кузнецова. Аргентинский иконостас на самом деле выполнила Миргородская художественно-промышленная школа им. Н.В. Гоголя Полтавской губернии по проекту архитектора Н.Н. Никонова, который ранее сотрудничал с фирмой М.С. Кузнецова. 

Однако изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. На рубеже XIX–XX веков в храмах стали возводить фаянсовые иконостасы. Их массовое производство и сбыт наладило «Товарищество М.С. Кузнецова». В старообрядческом журнале «Церковь», в статье «Новость в церковно-иконостасном строительстве», об их свойствах и качествах написано так: «Иконостасы, киоты и подсвечники фаянсовые отличаются прочностью, красотой и изяществом, и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре, поэтому прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте и опрятности. Пыль и копоть стираются с фаянсовых изделий бесследно. Фаянсово-эмалевые (керамические) иконостасы являются конкурентами деревянным и мраморным иконостасам. Деревянные иконостасы рассыхаются, вследствие чего резьба отваливается. А золото скоро тускнеет, а поэтому и требует скорого и дорогого ремонта и новой позолоты. Мраморные иконостасы тяжелые и не так красивы без резного рельефа, который слишком дорогостоящ в изготовлении. Если фаянсовый иконостас стоит при первоначальном устройстве, против иконостаса деревянного, несколько дороже, то впоследствии он, не требуя ремонта, обойдется несравненно дешевле деревянного»
[4, с. 1274-1275]. 

Идея о массовом промышленном выпуске иконостасов являлась очень логичной и актуальной, так как уже к концу XIX века сложился спрос на изготовление иконостасов достаточного высокого художественного уровня, кроме того, в связи с большим строительством храмов, еще и в достаточно крупных объемах. 

На предприятиях Товарищества М.С. Кузнецова имелись необходимые условия, которые были необходимыми для зарождения массового производства керамических иконостасов. На производстве Кузнецова в этот период применялись новейшие для того времени технологии и оборудование [1; с. 24]. Как свидетельствуют архивные документы, первый иконостас был выпущен в 1892 году для Покровского храма на Боровой улице Санкт-Петербурга. Но в рекламных сообщениях иконостасы стали упоминаться лишь тогда, когда они стали устанавливаться в храмах и были замечены общественностью и получили высокую оценку. 

Иконостас в храме святого князя Владимира в Марианске-Лазне (Чехия)

Впервые иконостас, выпущенный Товариществом М.С. Кузнецова по проекту Н.Н. Никонова, был представлен на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. 

Один из современников так отзывался об этом событии: «…майоликовый иконостас, сработанный по рисунку г. Никонова на фабрике того же Товарищества М. Кузнецова, представлял верх совершенства среди всех майоликовых экспонатов выставки. Масса позолоты и резьбы, яркость синих тонов, прекрасно выдержанный восточный стиль – все это ласкает глаз и не позволяет здесь предполагать глину и одну только глину» [1; с. 25]. 

Мировую известность фаянсово-эмалевые иконостасы приобрели в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, когда Товарищество М.С. Кузнецова продемонстрировало иконостас, представленный как произведение русского национального искусства. За него Кузнецов получил Гран-при. 

В каталоге русского отдела Всемирной выставки в Париже отмечалось производство иконостасов как значительное достижение в области керамического производства в России: «До сего времени еще никогда и никто не в состоянии был сделать иконостаса фаянсового. Такие иконостасы прочны, изящны, не подвергаются порче, и краска и позолота на них неизменно от времени и места также не подвергаются» [1; с. 25]. В 1901 году иконостас установили в русской православной церкви святого Владимира в городе Мариенбад (ныне – Марианские Лазни, Чехия), построенной на средства русской общины.

Первые иконостасы проектировались индивидуально для каждого отдельного храма. С одной стороны, в такой ситуации иконостасы имели свои индивидуальные художественные особенности, даже если они разрабатывались одним архитектором.

С другой стороны, оставалась нереализованной возможность многократного повторения фрагментов иконостаса по имеющемуся уже набору моделей.

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 90

Иконостас в Преображенском храме г. Железнодорожный Московской обл.

Такие иконостасы, так называемые «форм Саввина», начали выпускать с 1905 года. Первыми известными являются фаянсовые иконостасы в храме Преображения Господня села Саввино Московской губернии, установленные в 1905 году, ныне город Железнодорожный Московской области. 

Иконостас «формы Саввина» очень схож с иконостасом, фотография которого была опубликована в рекламе иконостасной фабрики П.А. Трубицына в городе Елец. Это дает возможность предположить, что образцом для него стали иконостасы, которые выпускались фабрикой П.А. Трубицына. 

Композиционным центром таких иконостасов являлись царские врата с возвышающейся над ними аркой, а по обе стороны царских врат симметрично располагались прясла. В богатых пластикой и вычурностью форм элементах очевидны черты русско-византийского стиля, где наряду с растительным орнаментом применялся геометрический рисунок. В иконостасе было более 40 различных по форме деталей: колонки, гирьки, розетки, виньетки, карнизы, детали обрамления икон и другие. 

Производство иконостасов было размещено только на одной фабрике Товарищества М.С. Кузнецова – в селе Кузнецово Корчевского уезда Тверской губернии, ныне город Конаково Тверской области. Это логично: постоянно занимаясь выпуском подобных изделий, мастера получали опыт и совершенствовали технологический процесс производства керамических иконостасов.

Иконостас в храме Архангела Михаила в с. Мордово Тамбовской обл.

Тверская фабрика из всех предприятий М.С. Кузнецова наиболее подходила для производства керамических иконостасов. Во-первых, основанная в 1809 году А. Ауэрбахом как фаянсовая фабрика, она имела богатые традиции. Во-вторых, к концу XIX века фабрика обладала передовой технологией изготовления фаянса, а в начале ХХ века «Тверская фабрика представляет собой огромное хозяйство с большими корпусами, паровыми машинами, водяной турбиной, лабораторией, хромолитографией, кирпичным производством, бондарной мастерской, а также больницей, училищем, богадельней и прочим» [2, с. 35]. 

Кроме того, мастера Тверской фабрики уже имели опыт изготовления крупных изделий: печей, каминов и архитектурных элементов. 

Судя по этим предметам, хранящимся в музее Конаковского фаянса, на Тверской фабрике умели изготавливать изделия с четким декоративным рельефом, хорошим качеством глазури и эмали. 

Выпуская крупногабаритные изделия, мастера постепенно приобретали опыт и совершенствовали производство, что, в определенном мере, повлияло и на выпуск иконостасов.   

В музее Конаковского фаянса хранятся деревянные модели, по которым изготавливался иконостас. Модели вырезали вручную, шпаклевали и грунтовали, чтобы дерево не подвергалось размоканию от влаги. Эти модели с прекрасной декоративной резьбой говорят о высоком уровне мастерства скульпторов Тверской фабрики. По деревянным моделям изготавливали гипсовые формы, в которых уже формовали детали иконостаса. 

На сохранившихся фрагментах фаянсового иконостаса в Талдомском историко-литературном музее Московской области имеются следы рук на оборотных сторонах изделия. Это говорит о том, что на фабрике использовались методы ручной формовки, что подтверждается и исследователями: «скульптуры и утварь изготовляли методом ручной формовки, причем каждую вещь после выхода из формы точильщик прорабатывал стеками и долго тер клеенкой» [2, с. 123]. Кроме того, это наводит на мысль, что для иконостасов использовалась густая фаянсовая масса. 

Настенный киот. Собрание Талдомского историко-литературного музея

Отформованные и высушенные детали иконостаса покрывались красками, глазурями, золотом и обжигались в печах при температуре 1200 градусов, что обеспечивало большую прочность красок и золота. Помимо этого, на фабрике модернизируется область декорирования фаянса: «поливы впервые были раскрыты во всей своей красоте и необъятном богатстве своих возможностей, вошли в употребление потечные глазури, появились новые смешанные оттенки, стали увлекаться необыкновенным перетеканием цвета в колористической гамме. Такого подхода к майолике не знал весь XIX век» [3, с. 57-65].

Цветовых решений фаянсово-эмалевых иконостасов существовало несколько: одноцветные, одноцветные с золотом, многоцветные с золотом. Причем фрагменты иконостаса были рельефными. 

Таким образом, в начале ХХ века был решен вопрос о возможности изготовления неограниченного количества деталей по имеющемуся набору моделей и, соответственно, поставить выпуск иконостасов уже на более массовый уровень.

Изготовление керамических иконостасов стало большим достижением для фарфоровой промышленности России конца XIX – начала ХХ веков. Большинство фаянсово-эмалевых иконостасов было уничтожено в годы Советской власти, многие были переданы на хранение в музеи.

Сергей Балашов,
заместитель директора по научной работе
Талдомского историко-литературного музея

Литература

1. Балашов С.А. Ценинное дело к украшению церквей / С.А. Балашов // Встреча. – 2015. – №1. – С. 23-27.

2. Бубнова Е.В. Конаковский фаянс / Е.В. Бубнова – М.: Изобразительное искусство, 1978 – С. 190.

3. Винницкий М.В. Фаянсовые  иконостасы  православных  храмов:  архитектурно-художественные  и  символические особенности // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. №4. С. 57-65

4. Елеонский Ф.Г. Тихвинская церковь с фарфоровыми украшениями в Спасобочаринском приходе. Очерк. / Ф.Г. Елеонский // Санкт-Петербург, 1882 – 25 с. 

5. Климкова М.А. История керамики русского православного храма / М.А. Климкова // Хоругвь. М., 2003. №8. – С. 56–57. 

6. Селиванов А.В. Фарфор и фаянс Российской империи. Описание фабрик и заводов с изображениями фабричных клейм. / А.В. Селиванов – СПб.: Альфарет, 2002 – 430 с.

7. Церковь, старообрядческий церковный общественный журнал – М.: 1908 – №37 – С. 1274-1275.