Алексей Иванович Шарапов родился 1 марта 1859 г. в крестьянской семье. Со слов Варвары Михайловны Гладиловой (отец которой был в дружеских отношениях с семьей Шараповых), А.И. Шарапов с юных лет являлся либо дворовым, либо воспитанником помещиков Мамонтовых, чье имение и винокуренный завод находились у д. Пекуново рядом с нынешней д. Крева Кимрского района, что на границе с подмосковной Дубной. Мамонтовы якобы помогли способному мальчику получить образование.
В 1883 г. Алексей Шарапов окончил Московский университет и получил степень лекаря с выдачей соответствующего аттестата. С 20 декабря 1885 г. он утвержден земским врачом в Бежецкий уезд Тверской губернии. В 1891 г. за выслугу лет произведен в коллежского асессора.
В декабре 1893 г. переводится земским врачом в больницу с. Кимры, а также врачебного участка ряда волостей Корчевского уезда (ныне Кимрский район). В 1895 г. за выслугу лет произведен в надворные советники; в 1897 г. — в чин коллежского советника. В 1896 г. высочайшим приказом пожалован серебряной медалью в память императора Александра III.
Алексей Иванович был женат на Варваре Дмитриевне Каменской, в семье родились сын Андрей и дочь Елена.
В начале 1908 г. в селе Стоянцы была открыта больница. На торжестве открытия выступил врач А.И. Шарапов. Власти усмотрели в его выступлении некий криминал и за неблагонадежность уволили с должности земского врача. Газета «Тверское Поволжье» от 17 февраля откликнулась на это событие следующими строками: «С. Стоянцы Корчевского уезда. 6 февраля 1908 г. состоялось открытие земской больницы, причем была произнесена доктором Шараповым речь, которая по своему содержанию совершенно не относится к названному торжеству, а была направлена против правительства. Характерен тот случай, что крестьяне, присутствующие при открытии больницы, протестовали против произнесения подобной речи и разъяснили г. Шарапову, что им нужен царь и что они скоро погонят таких господ, как г. Шарапов, туда, куда Макар телят не гонял».
Отметим, что газета «Тверское Поволжье» издавалась в незначительном уездном центре — г. Старица, недолго. Слыла черносотенной, хотя сам издатель, И.П. Крылов, был просвещенным человеком, на счету которого немало добрых дел: он издавал газету, журнал, производил раскопки, оборудовал метеостанцию, писал брошюры и статьи краеведческого направления… В то же время он становится учредителем в Тверской губернии «Союза русского народа» (черносотенцев), о котором осталась недобрая память. В Кимрах отделение «Союза русского народа» открылось в 1907 году; его руководителем стал настоятель Покровского собора протоиерей Макарий Комаров. Вышеупомянутая газета «Тверское Поволжье» в 1908 г. критиковала кимрское отделение Союза в том, что оно бездействует и «спит». Просуществовав около двух лет, отделение «Союза русского народа» в Кимрах распалось. Следует сказать, что тверские черносотенцы к кровавым погромам евреев, подобным тем, что совершились на территории России, преимущественно в Украине и Молдавии, никакого отношения не имели.
Впоследствии А.И. Шарапов становится вольнопрактикующим врачом (данные 1910 г.). После Кимр доктор Шарапов работал в госпитале Тверского губернского земства на 500 коек. Любопытный факт поведала В.М. Гладилова: в 1914 г. Тверь посетил император Николай II. Шарапов, без согласования с начальством, показал царю тяжелораненых солдат. За этот проступок он был наказан.
Алексей Иванович возвратился в Кимры перед историческим 1917 годом. Следует сказать, что до советского времени в кимрской больнице медицинских работников не хватало. Шарапову иногда приходилось одному лечить больных в стационаре, вести прием в амбулатории, выезжать по вызовам на свой врачебный участок во многие села и деревни. Он успешно справлялся со своими многотрудными обязанностями. Делал операции, лечил глазные и другие болезни.
В 1920-е годы (нэп) от кровоизлияния в мозг умирает его жена. Сын Андрей (род. в 1886 г.) пошел по стопам отца, стал врачом, работал в Москве, в кремлевской больнице. Заболев гриппом, осложненным воспалением легких, он умер тоже в 1920-е годы. Дочь Елена (род в 1891 г.), с 15 лет писала стихи, окончила университет, в 17 лет владела несколькими иностранными языками. К сожалению, приблизительно в 20-летнем возрасте она заболела психическим заболеванием (в простонародье — сошла с ума). Доктор Шарапов, потеряв супругу и сына, остался вдвоем с больной дочерью.
В 1928 г. общественность города торжественно отметила 35-летие врачебной деятельности А.И. Шарапова. До нашего времени сохранился приветственный адрес, врученный ему со словами благодарности за подвижническую деятельность, подписанный 34 его коллегами. Этот документ В.М. Гладилова передала на хранение в Кимрский краеведческий музей.
В 1930 г. Алексей Иванович потерял зрение, получил инвалидность. Наступила тяжелая полоса его жизни. Он жил с больной дочерью на частной квартире, куда переехал еще в годы нэпа. Этот дом находился на ул. Ленина, недалеко от Безымянного ручья, по соседству с домом, где прожил свои последние годы кимрский революционер Э.Х. Звиргздынь. На первом этаже жил хозяин, на втором — квартировали семьи Шараповых и Фаллеров. В 1930-е годы к хозяину дома приехали сыновья, которые решили выжить квартирантов. Они отобрали у последних кухню, запретили пользоваться подполом для хранения продуктов, захватили у Фаллеров одну комнату, всячески оскорбляли жильцов, угрожали им.
9 октября 1937 г. в районной газете «Коллективная жизнь» (ныне «Кимрский вестник») была опубликована заметка А. Никитина в защиту беспомощного врача и его больной дочери от издевательств хозяев (их имена по этическим мотивам мы не указываем. Могут быть живы их потомки, которые ни в чем не виноваты). А.И. Шарапов обратился в суд, но это не остудило хулиганов. В феврале 1938 г. (через пять месяцев) в районной газете вновь появился материал в защиту врача, в котором сообщалось о продолжении издевательств в отношении Шарапова, даже об избиении немощного старика. Автор заметки призывал власти сурово наказать хулиганов.
Какое наказание получили они, неизвестно. Но известно, что в том же, 1938 г., в возрасте 48 лет, Елена умирает, а сам Алексей Иванович поселился в доме Галахова. Через какое-то время дом сгорел; А.И. Шарапова на руках люди вынесли из горящего дома. Власти предоставили врачу жилплощадь в районе средней школы №16, где 16 января 1943 г. он и умер. За его могилкой при своей жизни ухаживала верный друг семьи Шараповых Варвара Михайловна Гладилова (1912–2001). Ныне его прах покоится в безымянной могиле на старом законсервированном кладбище, что за станкозаводом.
Газета “Кимрский вестник”
05.06.2019