На высоком волжском берегу в непосредственной близости от нынешних корпусов Кимрской горбольницы №1 (савеловская медсанчасть) в недавнем прошлом находился погост Иоанна Предтечи. (Погост отличается от села тем, что состоит лишь из храма, приходского кладбиша, да строений для проживания свяшенноцерковнослужителей.) В 1875 г. по соседству с находившейся здесь церковью, стоявшей на самом берегу и разобранной из-за сползания грунта, подмываемого волжской водой, был воздвигнут новый каменный храм. 29 августа указанного года священник села Талдома Федор Ушаков освятил новопостроенный храм.
Инициатором его постройки стал довольно состоятельный крестьянин-сапожник из ближайшей от погоста деревни Сухово С.А. Волков. Это был стойкий приверженец старого русского уклада жизни и вто же время человек довольно просвещённый и культурный. Прожив некоторое время в Москве, он сблизился с рядом известных людей того времени. О дружбе сапожника и великого русского драматурга А.Н. Островского известно из ряда литературных источников. В частности сохранилась переписка между ними, из которой можно узнать, что С.А. Волков приглашал писателя приехать на освящение (открытие) храма, и ответ последнего с выражениями благодарности за приглашение и сожалением о не возможности приезда.
Новый каменный храм, как и его предшественники, был наименован Предтеченским. Храм имел три престола. Главный – в честь святого пророка Иоанна Предтечи, правый – Казанской Божией Матери, левый – Архистратига Михаила. Храм представлял собой пример запоздалой русско-византийской модификации. Канонический кубический объём, традиционное пятиглавие. Основания глав окружены ярусом килевидных кокошников. К храму примыкала шатровая колокольня в стиле древне-русской архитектуры. Барабаны глав декорировались полуколоннами, объединёнными арками в виде кокошников. С колокольни звонили 6 колоколов. Здесь же располагались два приходских кладбища, (третье – более древнее – находилось на некотором удалении от них) разделённые дорогой. Ограждение одного из них было каменное, с пятью воротами, другого – деревянное, с каменными столбами. Неподалёку от храма находилась деревянная часовня, поставленная на месте существовавшего в прошлом храма. Здесь же стояли и дома служителей церкви. Главная святыня храма – икона Усекновения Главы святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – находилась на правом столбе при входе в храм. В длину она имела 1 аршин 11 вершков, в ширину – 1 аршин 6 вершков и покрыта серебряной ризой весом в 32 фунта. В 1837 г. риза эта была пожертвована в храм кимрским купцом Николаем Башиловым. Как утверждали старые литературные источники “икона была довольно древнего письма”.
Большим почитанием у верующих пользовались резные изображения Страждущего Спасителя в темнице, Положение Пояса Пресвятой Богородицы и иконы преподобного Сергия Радонежского. Последняя местная святыня была устроена прихожанами в память о принесении в храм иконы Сергия Радонежского из Троице-Сергиевой лавры, написанной на гробовой доске святителя.
Следует отметить и такой любопытный факт, что храм планировалось вначале возвести в деревне Новое Савелово (напротив села Кимры). Но в связи с разногласиями прихожан ряда деревень относительно выбора нового места строительства храма и сложностями по поводу выделения ими части своей земли в конце концов решено было возвести храм на прежнем месте.
Большую материальную помощь в строительстве и последующем украшении храма оказали помимо уже упомянутых С. Волкова и Н. Башилова и ряд других ревнителей православия: П.А. Сорокин, Н.И. Брусницын, С. И В. Мартыновы, И.И. Рыбкин. В 1885 г. по соседству с храмом, опять-таки по инициативе С.А. Волкова, была построена церковно-приходская школа. Школа эта имела два этажа; в нижнем, каменном, располагались квартиры учителя и его помощника, в верхнем, деревянном, находились две классные комнаты, в которых пятьдесят мальчиков и девочек получали начальное образование. Первыми учителями в школе были местный священник П. Успенский и студент Тверской духовной семинарии Е. Судаков.
В советское время церковно-приходская школа была передана из духовного ведомства в ведение уездного отдела народного образования (УОНО) и некоторое время существовала как начальная школа. До нашего времени от бывшей школы сохранился лишь нижний её этаж, перестроенный под жильё.
Прихожанами Предтеченской церкви являлись крестьяне 18 деревень, в числе которых были: Сухово, Борки, Щёлково, Бурково И другие. По статистическим данным 1901 г. всего приписных крестьян насчитывалось 2356 душ обоего пола. Приход считался одним из крупных в уезде. На его территории проживало и значительное число старообрядцев. В 1897 г. их насчитывалось 419 человек. Как известно в TBepской губернии существовало два центра старообрядчества: в Ржеве и в Кимрах с их окрестностями.
Места эти связаны с любопытным историческим фактом, упоминаемым в книге В. Плетнёва “Об остатках древности и старины в Тверской губернии”, изданной в 1901 году. Автор книги пишет: “Валы во многих местах прокопаны искателями кладов, о которых у местного населения есть предание, что здесь зарыто в котлах столько денег, что их не прожить всему Калязинскому уезду…” Вернее всего, что это была лишь легенда. Погост никогда не считался по приходу богатым, скорее, наоборот. Но если посмотреть с другой стороны, то почему бы и нет? Можно, например, предположить, что отступающие поляки в “смутное время” спрятали здесь награбленные ценности. Как бы то ни было, но легенда оказалась живучей. И до сего времени находятся искатели кладов и приключений, не оставившие надежду найти спрятанные сокровища. Волга “помогает” им, размывая обрывистый берег. Но кроме обычных предметов, характерных для рядового сельского кладбища: нательных крестиков, бусинок, кованых гвоздей, монет и т.п., начиная с 15-16 веков и до нынешнего столетия, ничего другого здесь найдено не было.
Из притча храма назовем тех, кто оставил о себе память у прихожан. Прежде всего это священник Т.М. Яшин (1865-1924), служивший здесь около сорока лет. По воспоминаниям современников, это был высокий, сильный, высококультурный человек, пользующийся большим авторитетом у прихожан. Тимофей Михайлович любил работать по дому, в огороде, в саду, на пасеке. Примечателен в этой связи и сам факт ухода его из жизни. Как-то глубокой осенью 1924 г., наколов поленицу дров, разгоряченный, он выпил студёной колодезной водицы, после чего простудился и вскоре умер от воспаления лёгких. Диаконом в церкви в начале нынешнего века некоторое время служил Д.Н. Меншагин (родной брат священника кимрского Покровского собора П.Н. Меншагина), псаломщиком – А.С. Покровский. С 1925 г. настоятелем Предтеченской церкви стал священник В.И. Троицкий, супругой которого стала дочь умершего иерея Т.М. Яшина Надежда Тимофеевна. Много лет спустя после отбывания десятилетнего срока тюремного заключения в сталинских застенках протоиерей В.И. Троицкий в 1960-х годах служил в кимрском Преображенском соборе. Диаконом и псаломщиком в последние годы существования храма были Н.С. Чередеев и И.И. Миронов.
В 1920-е годы служители церкви и прихожане погоста Иоанна Предтечи в полной мере испытали на себе давление властей. Предтеченский храм доживал свои последние годы. В конце 1920-х – начале 1930-х годов решено было построить здесь военный городок. Это и явилось подходящим поводом для ликвидации погоста. Кимрский райисполком (РИК) по представлению военведа принимает решение о закрытии трех кладбищ, находящихся в районе погоста Ианна Предтечи. Родственникам усопших в трехнедельный срок было предписано перенести надмогильные памятники на новое, указанное властями, место. Перенос же самих oстанков был запрещен. Одновременно с этой акцией РИК направил вышестоящим властям ходатайство о закрытии и ликвидации храма. 24 августа 1931 г. Московский областной исполком (МОИК) принял решение о закрытии храма.
Уже 19 ноября все церковные принадлежности, ценности были вывезены из Предтеченской церкви. Через несколько лет храм был разобран на кирпич.
Сейчас ничто уже не напоминает о том, что здесь в не столь давнем прошлом находился храм: все заросло травой и мелколесьем. Сохранились лишь несколько домов от бывшего погоста и фотография храма – возможно, единственная, скупые упоминания в литературных и архивных источниках, да людская память.
(По материалам издания Коркунов В.И. Судьбы кимрских храмов. – Кимры, 1999.)
В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г., на л. 1648, за № 819, о пог. Иоанна Предтечи содержатся следующия сведения.
«В вотчине боярина князя Олексея Михайловича Львова что ему дано за посолскую службу Государева да дворцовая волость село Кимра з деревнями и пустошми на восмь сот четей и что сверх ево вотчинные дачи осми сот четей осталось пустошей и отписаны на Государя писма и меры Ондрея Ивановича Загрязкого да подъячево Дмитрея Минчакова лета 7143-го году… Да к селуж Кимре и к деревням погост Лаптев на реке на Волге а на погосте церковь Усекновение Честные Главы Иоанна Предтечи древян клецки с папертию а в церкви деисус и двери царские и образы месные и ризы и книги и колокола и всякое церковное строение мирское. А у церкви во дворе поп Борис Михайлов, во дворе пономарь Осипко Кузмин, во дворе просфирница Татьяньца Васильева в кельи нищая бобылька Ульянка Гаврилова питаетца от церкви божьи. Пашни паханые церковные худые земли три чети да перелогом четь да лесом поросло четыре чети в поле а вдву потомуж сена три копны лесу пашенного три десятины а непашенного бору пять десятин».
В книге В.А. Плетнева «Об остатках древности и старины в Тверской губернии» (стр. 286) говорится, что «близ ручья Дьякова и Пог. Иоанна Предтечи есть древний городок. Городище это находится на правом, очень высоком, берегу Волги, на мысу, у впадения ручья Дьякова в Волгу. Три вала окопанные канавами, расположены один внутри другого. Площадь городища (по 30 саж. в поперечниках) поросла еловым лесом».
В клировой ведомости 1796 г. говорится: «Церковь Предтеченская, деревянная, построена 1775 года. Свящ. Василий Петров, 51 года, из богословии, посвящ. в 1769 г. Церковной земли 328 дес.; в приходе 21 дер., 188 дворов. Душ м. п. 591, ж. п. 681, раскольников об. п. 69».
В исповедной росписи 1739 г. и 1755 погост назывался «Лапотный», церковь была Иоанна Предтечи; в 1739 г. свящ. Иван Петров, 69 л.; в приходе 110 дв., 842 души об. пола. В 1775 г. свящ. Петр Иванов (он же в 1766 г.); в приходе 147 дв., 907 душ об. п.».
Церковь Предтеченская, построена в 1875 году, каменная, престолов три: главный Иоанна Предтечи, правый Казанской Божией Матери, левый Архистратига Михаила.
В 1901 году служили: Священник Тимофей Михайлович Яшин 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Димитрий Николаевич Меншагин 33-х лет, в служении с 1891 года, диаконом с 1895 года. Псаломщик Алексей Сергеевич Покровский 30-ти лет, в должности с 1889 года.
Прихожан в деревнях Нутроме, Борке, Сухове, Цыганове, Столбове, Григорьеве, Муравьеве, Головине, Гомонове, Лахиреве, Щелкове, Замятине, Савелове, Галанине, Титове, Буркове, Крастунове, Шикове, в селе Кимры – 445 дворов (1224 мужчин, 1312 женщин), раскольников 74 двора (143 мужчины, 241 женщины).
(По материалам изданий Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. – Калязин, 1908. и Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901.)
Православные храмы Тверской земли
11.09.2019