Летописная история Клина весьма скудна и неясна. Но в свете Тверского великого княжества – одного из самых прославленных держав Русского средневековья – она принимает вполне осязаемые очертания. Например, периода пятнадцатого столетия.
Под колокольный набат
Начало XV века ознаменовалось для Тверской земли очередным татарским нашествием.
С наступлением зимы 1408/1409 года войско Золотой Орды под предводительством ханского тестя Едигея осадило Москву. Обычным штурмом город взять не удалось, и тогда татары решили привлечь на подмогу Тверского великого князя Ивана Михайловича, славившегося своим артиллерийским парком.
Едигей отправил к нему послов с повелением прибыть с пушками под Москву. Иван Михайлович вышел из Твери на помощь к татарам, однако после остановки в Клину повернул обратно. Татары такого двоедушия не простили и в наказание разорили пограничную с Московским княжеством тверскую Клинскую волость, при этом «множество людеш избиша, а иных в плен отведоша».
Настоящим бичом для Тверского великого княжества также вновь стали эпидемии смертельных болезней и вызванные аномальной погодой неурожаи, опустошавшие города и села не меньше мечей врагов. Страшным голодом ознаменовались 1407, 1409, 1420, 1422, 1431, 1443 годы, когда обычным делом было поедание собак и кошек, крыс и мышей. Сильнейшие «моровые язвы» случились в 1417, 1419 и 1424-1427 годах; скорее всего, это была чума, попадавшая в Тверские земли с волжскими торговыми караванами.
В дружбе с Москвой
Середина же столетия стала «лебединой песней» геополитического влияния Твери.
В этот период Тверской великий князь Борис Александрович сыграл ключевую роль в прекращении большой Московской смуты. Он не только гостеприимно принял у себя бежавшего из Вологодской ссылки Василия II Васильевича Темного, но и оказал ему мощную военную поддержку в войне с Дмитрием Шемякой, что позволило Василию II Темному окончательно возвратить себе великокняжеский престол.
Союзническое сближение было закреплено в 1452 году династическим браком, заключенным между 12-летним Иваном Васильевичем Московским и 10-летней Марией Борисовной Тверской. Однако зять Тверского великого князя, ставший в 1462 году Иваном III, с самого начала своего царствования поставил себе целью окончательное объединение всех северо-восточных Русских земель под властью Москвы.
В 1461 году Борис Александрович скончался, и на великокняжеский престол вступил его восьмилетний сын Михаил. По-видимому, в этот период в Твери начали заправлять влиятельные боярские кланы, откровенно взявшие курс на интеграцию с могущественным южным соседом. Вопреки логике противостояния московской экспансии, Тверь выступила активным союзником Ивана III Васильевича во время обоих его походов на Новгород — в 1471 и 1477 годах.
Примечательно, что во вторую экспедицию Иван с основными силами пошел на новгородцев через Волок Ламский, а по малообустроенному лесному пути через Клин направил отряд царевича Даньяра — правителя Касымовского удела Казанского ханства, с которым состоял в военном альянсе. Нет никаких сомнений, что продвижение этой орды через Тверские земли сопровождалось повсеместными грабежами и насилиями.
Последняя схватка
Однако по мере взросления Михаил Борисович все больших подтягивал к себе бразды правления, и для него все отчетливее становилось понимание, кто будет следующим на очереди после новгородцев.
В 1483 году он заключил договор о взаимопомощи с Казимиром IV Ягайловичем — королем Польским и великим князем Литовским. Ответом стал разорительный поход москвичей на Тверь, завершившийся заключением договора, по которому Михаил Борисович отказывался от равенства с Московским великим князем и объявлял себя по отношению к нему «молодшим братом», то есть зависимым государем.
Присоединение Твери к Москве становилось только вопросом времени. И Михаил Борисович сам ускорил этот процесс. Он попытался вновь начать переговоры с Казимиром IV о военном союзе. Но его гонец с грамотой к польско-литовскому королю был перехвачен москвичами.
В августе 1486 года великий князь Московский и Владимирский Иван III Васильевич лично выступил в поход на Тверь. Однако в этот раз он демонстративно не сопровождался обычными жестокостями.
8 сентября москвичи подошли к Твери и взяли ее в осаду, нацелив на стены пушки и пищали. На третью осадную ночь, видя бессмысленность сопротивления, Михаил Борисович тайно покинул город с небольшой дружиной и княжеской казной (позднее он бежал в Литву).
Узнав об этом, тверичи с рассветом окрыли ворота. Без излишних задержек все они сразу были приведены к присяге великому князю Московскому. Затем тверские князья с семействами были переселены в Москву, а саму Тверь Иван Васильевич пожаловал в удельное княжеское владение своему 18-летнему сыну Ивану Молодому, внуку покойного Бориса Александровича. Все тверские бояре, в том числе и владевшие землями в Клинской волости, были переведены в московские и получили от Ивана III новые владельческие грамоты на свои вотчины.
В 1490 году Иван Молодой скоропостижно скончался, а вместе с ним приказало долго жить и вновь образованное Тверское удельное княжество.
Год спустя все земли, входившие в состав бывшего Тверского великого княжества, были переписаны «по Московски в сохи», то есть, обложены налогами по системе, действовавшей в Московском великом княжестве. Опись земель Клинской волости при этом провел московский боярин Петр Лобан Заболоцкий.
Приблизительно с того же времени Клинская волость стала уездом. Город Клин оставался его административным центром вплоть до 1929 года, когда на смену уездам пришли районы.
Портал nedelka-klin.ru
15.08.2023