Христианский праздник. Отмечается каждый год 6 января у католиков и 19 января у православных верующих.
«С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой башни. Отец спрашивает, хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду на четырех столбиках, обвитых ёлкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много.. В солнышке все блестит – и ризы, и иконы, и золотые куличики архиреев – митры.. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорит: «Погружают крест!» Слышу знакомое: «Во Иордани-а-не…крещающуся Тебе, Господи-и…» – и вдруг грохает из пушки».
Иван Шмелев «Лето Господне» 1934-1944 гг. Париж
На градуснике порядка минус тридцати. Золотом отливают купола ратминской церкви. Полдень. У проруби на реке Дубна – Крестный ход. Иконы, хоругви, певчие славят Крещение и Богоявление. Им вторят немногочисленные прихожане.
Подход к проруби оборудован деревянным настилом, застелен красным ковриком. Спуск изготовлен в виде лесенки. Под непрестанную молитву батюшка наклоняется к ердани. И вот крест погружается в темное зеркало воды. Обряд совершен.
Пробуем ладонью воду. Теплой кажется, и рука на мерзнет. Умываемся и, странно, не ощущаем жгучего холода.
А сзади уже поторапливают. Есть желающие окунуться. Первый, осенив себя крестным знаменьем, смело окунается в прорубь со словами: «Простите меня, люди».
Из толпы его спрашивают: «За что?»
«Есть за что», – отвечает.