Если бы меня спросили о лучших годах жизни, я бы ответила: «Это далекие 1970-е годы – время работы старшей пионервожатой в средней школе №5».
В 1966 году я закончила дубненскую школу №5 и поступила в Коломенский педагогический институт на филологический факультет. Почему филологический? Потому что в школе нам преподавала всеми любимая Антонина Спиридоновна Майорова. Мы ее любили за высокий профессионализм, за доброе к нам отношение.
Хорошей практикой для меня как педагога стала работа старшей пионервожатой. Это очень интересная работа. Несмотря на то, что она велась планово и мы обязаны были выполнять рекомендации и установки партии и правительства, Центрального совета пионерской организации и Центрального комитета комсомола, мы с детьми всегда находили время для реализации наших фантазий и задумок.
Хорошей традицией было проведение однодневных и двухдневных походов по местам боевой и трудовой славы нашего народа. Совет дружины разрабатывал маршруты походов для 4-8-х классов, комитет комсомола – для 9-10-х классов. Каждый класс вел дневник своего класса, куда заносились все события жизни класса, все его праздники, а также отчеты о походах: где были, что видели. Прикладывались фотографии.
Большим событием было проведение дружинного пионерского сбора, который проводился один раз в учебную четверть. Белые блузки и рубашки, красные галстуки, пионерский строй, торжественная музыка, почетные гости – все это заставляло ребят волноваться, гордиться своим пионерским званием.
Многим очень нравилось работать в шефском секторе. У каждого пионерского отряда (4-8-й классы) был свой подшефный младший класс (1-3-й классы). «Шефы» ходили к малышам на большой перемене, играли в «Ручеек», «Третий лишний», после уроков помогали им по учебе, в выходные дни ходили в турпоходы.
С большим удовольствием в школе встречали вожатых-производственников, членов бригад коммунистического труда.
Вся работа дружины проводилась по направлениям: учебный сектор, культмассовый, спортивный, трудовой, шефский.
Все неуспевающие, нарушители дисциплины, опаздывающие на уроки находились под контролем учебного сектора. Они приглашались на заседания, им оказывалась по необходимости помощь в учебе. Трудовой сектор организовывал сбор металлолома и макулатуры, по результатам сбора выпускалась «Молния». На другой день около газеты всегда было много детей, которым не терпелось узнать, какой класс собрал больше.
В нашей школе дружина носила звание космонавта Андриана Николаева. Право носить такое звание мы заслужили, изучая во всех пионерских отрядах жизнь и деятельность космонавта. Велась с ним и переписка.
До сих пор помню день Парада пионерских дружин города (их было десять) в честь 50-летия Всесоюзной пионерской организации – 19 мая 1972 года. На площади Космонавтов были выстроены все пионерские дружины. Впереди шли знаменные группы дружин. Совет городской пионерской организации поручил их возглавить мне. Под звуки горна и барабанов мы прошли по улицам города, вызывая интерес и одобрение жителей. Многие из них подстраивались к колонне и маршировали вместе с пионерами.
Пионерская жизнь продолжалась и летом в загородных пионерских лагерях «Дружба» и «Волга», на летних площадках при школах.
Заниматься общественной работой было почетно: членов Советов дружины, отрядов, знали в лицо. Ребята гордились этим званием.
Опыт вожатской работы пригодился мне потом в работе с комсомольскими группами, а затем и в партийной работе.
Н.М. ШУВИКОВА
25.08.2024