Московский областной общественный фонд
историко-краеведческих исследований
и гуманитарных инициатив

Каждому, кто хотя бы единожды проезжал по железной дороге мимо станции Мамонтовская, наверняка знаком великолепный терем на высоком холме. Скат крыши в форме буквы «М», напоминающий затейливую вышивку декор, сочетание двух цветов в оформлении фасадов – деревянный дворец Мамонтовых выделяется на фоне окружающего пейзажа и в наши дни.

Однако многие, даже, казалось бы, местные жители, почему-то ошибочно считают его хозяином Савву Ивановича Мамонтова, и происхождение топонима «Мамонтовка» тоже связывают исключительно с ним. Да, так уж вышло, что при упоминании этой фамилии ассоциативно на ум приходит именно Савва: популярная и деятельная личность как бы заслоняет остальных членов этой знатной семьи.
Между тем, семья Мамонтовых была весьма многочисленной: у Ивана Федоровича, отца Саввы и основателя акционерного общества «Московско-Ярославская железная дорога», было семеро детей, а у его родного брата, Николая Федоровича – одиннадцать (еще пятеро его детей умерли во младенчестве). На ветви, происходящей от Николая Федоровича, хотелось бы остановиться более подробно, ведь именно его отпрыски самым непосредственным образом связаны с историей Мамонтовки, и владельцами резного терема близ станции были именно они.
В архиве Государственного исторического музея была найдена фотография, на которой одновременно запечатлены и сам Николай Федорович, и его супруга Вера Степановна, и десять их детей. Подпись в каталоге звучит так: «Портрет членов семьи Николая Федоровича Мамонтова. Бергнер К.А. 1855-1863 гг.».
Более тщательный анализ позволят сузить временной отрезок, в который могла быть сделана эта фотография: старший Мамонтов скончался в 1860 году, а самому младшему ребенку на снимке явно не более трех лет – судя по всему, этим малышом является «другой» Савва, Савва Николаевич Мамонтов, который родился в 1853 году. Таким образом, можно утверждать, что фото сделано в 1855-1856 году.
Каждого члена семьи позволяют идентифицировать отдельные фотографии разных лет, слева направо сидят: Евдокия Николаевна, Иван Николаевич, Николай Федорович, Михаил Николаевич, Савва Николаевич, Вера Степановна, Кирилл Николаевич; стоят слева направо: Зинаида Николаевна, Николай Николаевич, Александр Николаевич, Виктор Николаевич, Вера Николаевна.
Как сложился их жизненный путь, и что мы в действительности знаем об этой ветви Мамонтовых?
ТАКИЕ РАЗНЫЕ СУДЬБЫ
Николай Федорович с семьей перебрался в Москву в 1850 году, где уже с 1847 года жил его брат Иван. Оба брата приехали в столицу уже будучи достаточно богатыми людьми. Семьи Ивана и Николая Федоровичей были почти неразлучны, как бы слиты в одну, хотя жили они не вместе.
И.Ф. Мамонтов (архив ГИМ) и Н.Ф. Мамонтов (фонд музея-заповедника «Абрамцево») 

Николай Федорович — «патриарх большой семьи» — неутомимо заботился о своих близких. Как и брат Иван, Николай занимался винными откупами, открыл в Москве фабрику сургуча, лаков и красок, став Потомственным почётным гражданином Москвы. Жена его, Вера Степановна, сердечная и рассудительная, была благоговейно любима и почитаема детьми и племянниками.
Среди нескольких «московских» адресов, по которым в свое время проживала семья Николая Федоровича, особенно интересен дом №9 по Спартаковской (ранее Елоховской) улице.
Здесь, по сути, выросла, а потом и разбежалась вся молодежь семьи Мамонтовых, воспитанию и образованию которой родители уделяли особое внимание. Дом сохранился до наших дней, сейчас здесь находится Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина.
В этом доме у Николая Федоровича и его жены Веры Степановны родились младшие дети, в том числе три девочки: Вера, Зинаида и Евдокия, которые знакомы нам по семейному портрету.
Вера и Зина были погодками. У обеих были каштановые волосы, серые миндалевидные глаза с длинными ресницами, нос с горбинкой. Они были дружны, как близнецы. Зина была сдержаннее, Вера — веселее, ласковее, общительнее. Характеры их, особенно впоследствии, оказались разными, как и их жизни. Зинаидой восхищались, Веру любили.
Вера Николаевна и Зинаида Николаевна Мамонтовы
В 1861 году Зина вышла замуж за Василия Ивановича Якунчикова, а Вера – за Павла Третьякова, их свадьба состоялась 22 августа 1865 года. Младшая дочь Мамонтовых, Евдокия, в 1869 году стала женой Константина Васильевича Рукавишникова.
Всю свою жизнь Евдокия Николаевна посвятила исключительно благотворительной деятельности. Ильинский маяк в Феодосии, больница в подмосковном Крюкове, лазарет для раненых во время русско-японской войны в их доме на Большой Никитской в Москве, преобразованный после войны в образцовую хирургическую лечебницу, в числе врачей которой отмечен и Владимир Николаевич Розанов, —  все это дела Евдокии Николаевны.
Евдокия Николаевна Мамонтова
Про Виктора Николаевича Мамонтова известно, что в 1864 году он вместе с двоюродным братом Саввой Ивановичем был отправлен на обучение в Петербург в Институт корпуса Горных инженеров. А годом ранее, летом 1863-го, он вместе с родными братьями Александром и Николаем вошел в состав учредителей Торгового дома «Братья Мамонтовы и К» (после смерти отца фабрика сургуча перешла по завещанию сначала Вере Степановне, а она уже оформила дарственную на сыновей).
Однако в 1867 году Виктор вышел из числа учредителей. Он был очень музыкален, впоследствии работал в качестве хормейстера в Московском Большом театре. После ухода Виктора в 1868 году был образован новый Торговый дом – «Братья А. и Н. Мамонтовы и К».
К слову сказать, за свою продукцию фабрика неоднократно получала медали и награды на российских и международных выставках. На Всемирной выставке 1900 года в Париже фабрика Мамонтовых получила бронзовую медаль в классе 65 «Приготовление металлических изделий» за капсюли бутылочные, а в классе 87 «Производство химических и фармацевтических веществ» заработала золотую медаль за «лаки спиртовые и масляные, эмалевые краски». Предприятие это на сотню лет пережило своих основателей, после революции оно было преобразовано в Краснопресненский лакокрасочный завод.
Иллюстрация из альбома «Промышленное и торговое товарищество братьев А. и Н. Мамонтовых в Москве. 1854-1909 гг.» (Аукционный дом «Литфонд»)
Но вернемся к судьбам детей Николая Федоровича Мамонтова. Николай Николаевич Мамонтов стал купцом 1-й гильдии, а со временем – Почётным гражданином Москвы, Гласным Московской городской думы, являлся попечителем Петровско-Пресненского мужского училища.
Николай Николаевич Мамонтов (архив ГИМ)
А еще его имя связывают с …первой дачей в Сочи!  В октябре 1872 года Николай Николаевич приобрел 2700 десятин, из которых 6,5 десятин были в черте проектируемого посада Даховского, около 300 десятин были расположены в долине реки Сочи; остальные земли находились в долине реки Агура.
Одновременно с постройкой весьма скромного дома были устроены сад и парк, закладка велась под руководством агронома Рейнгольда Ивановича Гарбе. Благодаря его таланту и благодатному климату этих мест, питомник редких экзотических растений Н.Н. Мамонтова был известен далеко за пределами Сочи. После смерти Николая все имение перешло его брату Александру.
Иван Николаевич Мамонтов известен как российский меценат, промышленник, общественный деятель, кандидат права, гласный Московской думы, почетный мировой судья. В 1868 году Иван Николаевич женился на Екатерине Александровне Робер.
Иван Николаевич Мамонтов (крайний слева)
Кирилл Николаевич Мамонтов, мечтая утроить свой капитал, «стал бросаться в различные предприятия» — покупал, продавал, затем опять покупал и опять продавал. Мечась, не зная, на чем остановиться, он сумел так запутать свои дела, что все его имущество описали, а затем продали за долги.
Кирилл Николаевич Мамонтов (ОР ГТГ)
К тому времени молодой Мамонтов был уже в бегах и опять метался: то оказывался во Франции, то появлялся в Крыму, пробуя фрахтовать суда (Русско–турецкая кампания была в самом разгаре, и на перевозке войск можно было хорошо нажить). Но из этого опять ничего не вышло, и ему пришлось вновь скрываться от кредиторов. Предпоследний раз Кирилла Мамонтова видели играющим в рулетку в Монте–Карло. Разумеется, последние деньги он проиграл и решил все проблемы одним–единственным выстрелом. В семье говорили, что это случилось в Марселе. Его супруга, Маргарита Оттовна Мамонтова, в двадцать пять лет сделалась вдовой.
Савва Николаевич Мамонтов (альбом «Промышленное и торговое товарищество братьев А. и Н. Мамонтовых в Москве. 1854-1909 гг.» (Аукционный дом «Литфонд»)
А вот таким по прошествии лет стал «другой» Савва, которого на семейном портрете мы видели малышом.
СТАРШИЕ БРАТЬЯ И ДАЧА В МАМОНТОВКЕ
Самым старшим сыном в семье был Михаил. Участвуя в делах отца, он занимался винным откупом. В 1859 году Михаил женился на Елизавете Ивановне Барановой, дочери мануфактуриста и купца, основателя Троицко-Александровской бумагопрядильни.
Пушкинский краевед И.Б. Прокуронов предполагал, что Михаил и Елизавета были «первопоселенцами» этого рода в Мамонтовке: вероятно семья Лизы владела участком земли в Листвянах еще до строительства железной дороги, так как им же принадлежала одна из близлежащих фабрик.
Михаил был одним из тех отпрысков известной фамилии, кто навсегда оставил исторический след в Мамонтовке: как утверждал другой местный историк Г.Б. Китайгородский, улица Михалки в микрорайоне названа именно в его честь, а ныне существующее здание поссовета (мкр. Мамонтовка ул.Кузнецкий мост, д.1) – перестроенная во второй половине ХХ века дача Михаила и Елизаветы.
Михаил Николаевич Мамонтов (ОР ГТГ)
Жизнь Михаила оборвалась внезапно – он скончался от острого воспаления почек 18 апреля 1863 года. Елизавета же еще долгие годы оставалась связана с Мамонтовкой, так, в Памятной книжке Московской губернии (1899 год) за ней числятся владения близ Мамонтовской платформы и в деревне Листвяны. Елизавета открыла здесь первую школу и столярную мастерскую, передав их земству в 1907 году.
В Памятной книжке числится и Александр Николаевич Мамонтов, именно ему принадлежал тот самый резной терем близ железной дороги в Мамонтовке. Судьба Александра была непростой: в 1880 году от него ушла жена, здоровье его ухудшилось, он потерял зрение. В последние годы Александр увлекся религией и жертвовал средства на строительство храмов.
Александр Николаевич Мамонтов (ОР ГТГ)
Владение Александра Николаевича близ Мамонтовской платформы – тот самый терем – оценивалось в 1899 году в 33 320 рублей. Краевед Китайгородский предполагал, что этот дом был выстроен в 1864 году, то есть через два года после свадьбы Александра на Татьяне Хлудовой. Однако ссылки на источник, откуда взята эта дата постройки, он не приводит.
Архитектором дома был А.С. Каминский, в Приложении к журналу «Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров» под его же редакцией приводится изображение этого дома (выпуск 2, 1891 год).
И хотя общепринятой датой появления платформы «Мамонтовская» принято считать 1898 год, есть основания полагать, что она появилась раньше, в тот же период, что и резной терем, вот как пишет об этом Алексей Вульфов в своей книге «История железных дорог Российской империи»: «Примечательно, что платформа Мамонтовская, названная в честь семьи, не была переименована в годы советской власти. Согласно сведениям В.Н. Арсеева, возле бывшего подмосковного сельца Листвяны по обе стороны железной дороги в 1860-е годы были построены две дачные усадьбы. Одна из них принадлежала А.М. Горбову, другая – братьям Михаилу и Александру Мамонтовым. Для них в 1860-х годах и была построена платформа…»
Алексей Вульфов усматривает сходство дачи в Мамонтовке с некоторыми другими объектами той же железнодорожной ветки: «Каминский – архитектор неорусского стиля, идущего от старинного теремного зодчества, декоративных традиций народной орнаментики, резных наличников и узоров, своеобразного лубяного фольклора. Таким образом, мамонтовская школа железнодорожной архитектуры была, во-первых, цельной, во-вторых, национальной по духу и стилю, и, в-третьих, несмотря на свою новизну и оригинальность, основанной на глубоких традициях. Поражает сходство декора усадьбы Мамонтовых возле одноименной платформы с декором вокзала станции Кострома-старая (за Волгой), а также уцелевших путейских казарм 1880-х гг. участка Кострома-Ярославль и варварски загубленных в конце 1990-х – начале 2000-х гг. вокзалов на участках Александров – Ярославль, Бельково – Кинешма, Иваново – Шуя и Ермолино – Нерехта: все это один стиль – старорусские терема».
И вот сегодня резной терем в Мамонтовке, хоть и окруженный высоченным забором, закрытый для посетителей по причине находящегося там учреждения, но все-таки существует!
Существует как некий символ памяти о Мамонтовых, потому что у большинства из тех, кто запечатлен на старом семейном фото, памятников нет даже на могилах – ныне их могилы под Третьим транспортным кольцом!
УНИЧТОЖЕННЫЙ НЕКРОПОЛЬ
«…Кладбище Алексеевского монастыря ныне считается одним из лучших и образцовых во всей России. Кладбище уютно и живописно. Оно не велико и исключительно занято могилами русских деятелей…», – говорится в Историческом и археологическом описании Московского Алексеевского девичьего монастыря за 1896 год. Именно здесь, в Красном селе, и располагалось семейное захоронение Мамонтовых.
Однако революция и последовавшие за ней изменения подорвали жизнь этой обители и старинного некрополя при ней. Уже в конце 1928 года было решено превратить монастырское кладбище в парковую зону. В первой половине 1929 года проводилась его «ликвидация», осквернялись некогда любовно ухоженные руками монахинь могилы, разрушались и вывозились на продажу мраморные памятники. Родственникам было запрещено переносить прах похороненных на нём близких.
1970-е годы, строительство эстакады на месте бывшего кладбища, сейчас здесь проходит участок Третьего транспортного кольца
Теперь по стёртому с лица земли кладбищу проложена автомобильная эстакада, могилы большинства членов семьи Мамонтовых – под ней.
В 2016 году вышла в свет книга о некрополе Алексеевского монастыря. Ее автор, Наталия Александровна Филаткина, собрала в книге сведения о более чем десяти тысячах захороненных на этом кладбище людей, в числе которых много выдающихся деятелей культуры, искусства и науки. Открыв страницу с буквой «М», можно найти вот такой большой список:
МАМОНТОВ Александр Николаевич, пот. поч. гражданин (1832, Мосальск † 19.04. 1900), 69 л., старший сын Н.Ф. Мамонтова, продолжил дело отца, основал с братом Товарищество «Братья А. и Н. Мамонтовы» (1860), пайщик пивоваренного завода в Сыромятниках. Первоприсутствующий Сиротского суда (1864-67). Гласный МГД (1873, 1877, 1879-80). Зять крупного текстильного фабриканта А.И. Хлудова. Московский домовладелец: Б. Чернышевский пер., 3.
МАМОНТОВ Виктор Николаевич, пот. поч. гражданин (1839 † 14 апреля 1903, М.), б2 л., музыкальный деятель, брат А. и Н. Мамонтовых. Совладелец и пайщик Т-ва «Братья А. и Н. Мамонтовы». Гласный МГД (1866-1868). Хормейстер оперной труппы Императорских театров; жил на Каланчевской ул., дом Сапожникова.
МАМОНТОВ Дмитрий Николаевич, сын пот. поч. гражданина † 7 февраля 1881,1 л.; жил в Басм. части 1-го уч-ка, дом Мамонтова.
МАМОНТОВ Иван Федорович, пот. поч. гражданин (1802, Мосальск? † 21 августа 1869), 67 л., винный откупщик, железнодорожный подрядчик, отец известного предпринимателя и мецената Сав. И. Мамонтова.
МАМОНТОВ Кирилл, сын пот. поч. гражданина † 26 мая 1872, 8 дн.
МАМОНТОВ Михаил Николаевич, пот. поч. гражданин (1829 † 18 апреля 1863), 34 л., брат А. и Н. Мамонтовых.
МАМОНТОВ Михаил Федорович, подольский 2-й гильдии купец † 1 июня 1861, 75 л. Брат Ивана и Николая Федоровичей Мамонтовых.
МАМОНТОВ Николай Николаевич, пот. поч. гражданин (25 мая 1836, Мосальск? † 1 марта 1896, М.), 61 л., московский 1-й гильдии купец, брат А.Н. Мамонтова, основал со старшим братом Товарищество «Братья А. и Н. Мамонтовый (1860). Гласный МГД (1873, 1877, 1881, 1885, 1889-92). Почетный мировой судья (1893). Жил в Хлебном пер., 4, дом К.П. Победоносцева.
МАМОНТОВ Николай Федорович, пот. поч. гражданин (1803, Мосальск, † 30 сентября 1860, Ковно), 57 л. (Уточнено по: ОХД до 1917 г. Ф. 1175. Оп. 1. Д. 413. Л. 42.) Владелец пивоваренного завода в Сыромятниках и завода по производству лаков и красок на Пресне, брат И.Ф. Мамонтова и дядя известного предпринимателя и мецената Сав. И. Мамонтова, тесть П.М. Третьякова.
МАМОНТОВ Платон Николаевич, сын пот. поч. гражданина † ок. 25 августа 1878.
МАМОНТОВА Вера Викторовна, дочь поч. гражданина † 21 декабря 1874,3 дн.
МАМОНТОВА Вера [Степановна], рожд. Вагина, пот. поч. гражданка (1810 † 3 июля 1864), 54 л., жена Н.Ф. Мамонтова, теща П.М. Третьякова.
МАМОНТОВА Елизавета Ивановна, рожд. Баранова, пот. поч. гражданка (1836 † 10 декабря 1910), 74 л., московская домовладелица: Б. Никитская, 44; жена Мих. Ник. Мамонтова.
МАМОНТОВА Мария Ивановна, дочь пот. поч. гражданина. † 24 июня 1854, 3 л. 7 мес.
МАМОНТОВА Мария Тихоновна, рожд. Лахтина, чистопольская 1-й гильдии купчиха; мать известного предпринимателя и мецената Сав.И. Мамонтова † 5 октября 1852, 45 л. (уточнено по: ОХД до 1917 г. Ф. 1175. Оп. 1. D. 411 А. 114). Памятник с барельефом из мрамора.
МАМОНТОВА Софья, дочь пот. поч. гражданина † 13 июня 1855, 2 л.
МАМОНТОВА Татьяна Алексеевна, пот. поч. гражданка (1844 † 3 ноября 1908), 64 л., в г. Сочи; рожд. Хлудова, жена А.Н. Мамонтова, дочь А.И.Хлудова; московская домовладелица: Б. Никитская, 44 и 46. Во втором гражданском браке за В.Ф. Снегиревым.
Ольга Соловьева, секретарь Пушкинской окружной общественной организации Союза краеведов России
Фото из архива автора
Впервые опубликовано на сайте Издательства «Подмосковье» в апреле 2020 года.

УрбанПушкино

28.11.2024