9 марта в фонд «Наследие» принят исполнительным директором и директором по науке новый участник нашего проекта – кандидат философских наук Федор Николаевич Петров.
Федору Петрову 33 года, историк по образованию, археолог и культуролог по профессии. Много лет руководил археологическими и историко-культурными экспедициями на территории Зауральской степи, на Алтае и в Монголии; автор открытия более 100 археологических памятников, руководитель раскопок пригоризонтной обсерватории эпохи бронзы – мегалитического комплекса Ахуново (Башкортостан), участник исследований Аркаима и других древних городищ и некрополей синташтинского типа; автор трех научных монографий и двух научно-популярных книг по истории народов Евразии. С начала этого года Федор Петров – наш земляк, проживает в Дубне. При участии нашего нового коллеги мы планируем продолжить углубленное изучение истории и культуры Дубненского края, шире развернуть археологические и историко-архивные изыскания.
С новым участником нашего проекта беседует Ирина Алексеева:
– Фёдор, начнём с традиционного вопроса – где учился, где работал?
– Учился на историческом факультете Челябинского университета, потом в аспирантуре в Екатеринбурге – в Уральском университете, на кафедре истории философии. Работал в том же Челябинском университете, потом в Уральском государственном техническом университете, известном ранее как УПИ, преподавал этнологию, философию, историю религии. Также работал в Российской Академии наук – в Институте истории и археологии Уральского отделения РАН; многие годы – в Историко-культурном заповеднике «Аркаим», последнее время – заместителем директора по науке.
– Это тот самый скандальный Аркаим, о котором недавно спорили и ссорились в передаче «Гордон Кихот»?
-Заповедник «Аркаим» – нормальное государственное учреждение культуры, ничего скандального в нём нет – как и в древнем памятнике, давшем ему название – поселении начала II тыс. до н.э. с очень интересной кольцевой архитектурой. Скандалы возникают вокруг разных неорелигиозных групп, провозгласивших древний Аркаим арийским сакральным центром, а его окрестности – священной землёй, исцеляющей болезни и просветляющей разум. Всё это не имеет никакого отношения к археологии, и проходит частью по ведомству культурологии и религиоведения, частью вообще по ведомству психиатрических лечебниц. И это проблема отнюдь не только Аркаима, а всего современного общества: включите телевизор – там постоянно пропагандируют вещи, совершенно дикие как с точки зрения научного мировоззрения, так и с позиции традиционных религий.
-Какими научными темами ты занимался?
-Разнообразными. Работал в сфере экспериментальной археологии – реконструировал медеплавильный процесс эпохи бронзы. Занимался и до сих пор занимаюсь проблемой структуры и смысла древних геометрических орнаментов. Кандидатская диссертация была посвящена анализу семиотической структуры эсхатологических мифов – мифов о грядущей гибели и последующем возрождении мира; определению социального и экзистенциального смысла эсхатологии. Защитил её в 2001 году, в Екатеринбурге. Много лет вёл археологические и культурологические изыскания по проблеме традиционного мировосприятия, руководил раскопками ряда древних святилищ и мегалитических сооружений. Последние годы занимаюсь культурной географией, региональными моделями геокультуры. Сейчас разрабатываю культурно-географическую модель России как мозаичной империи.
– Что ты имеешь в виду под «мозаичной империей»?
– Это такой взгляд на нашу страну с позиции культурной географии. Это также определенный способ говорить о нашей стране, о её людях и земле, на которой они живут. Почему она «мозаичная»? Потому что её образует мозаика ландшафтов и вписанных в эти ландшафты национальных и региональных культур. Наша страна сложена в пространстве и времени из многоцветных, красочных кусочков. И это именно мозаика, а не палитра, это картина, в ней есть целостность облика, есть и смысл. Если бы этой целостности не было, Россия уже распалась бы на зоны влияния разных геополитических сил. Тогда почему она «империя»? Потому что издревле и до настоящего дня именно имперская система является способом организации нашего пространства. Национальное государство ограничено ареалом расселения своего этноса; идеология, культура, социальные институты национального государства ориентированы на реализацию этого этноса в политическом пространстве. Империя же всегда претендует на универсальность, и каждый, говорящий на ее языке, причащается ее души и становится причастен ее исторической судьбе. Можно сказать, что национальное государство обладает интравертным характером, империя же всегда экстравертна.
– Почему ты работаешь в системе именно культурно-географического подхода?
– Культурная география раскрывает нам множественность способов вчуствования и вживания человека в мир. Она разворачивает перед нашим взглядом затейливую мозаику образов, сформированных тканью повседневного бытия культуры во всех уникальных ландшафтах – урочищах нашего мира. Именно в культурно-географическом измерении история обретает свой подлинный смысл – она начинает говорить о судьбе людей и Земли. С точки зрения культурной географии мозаичная империя состоит из культурных локусов – своеобразных пространств культурного ландшафта. Каждый из таких локусов выделяется на стыке природы и общества, системы природопользования и комплекса образов восприятия мира; каждый имеет определенное этническое содержание и традицию региональной самоидентификации.
– Эта тема как-то связана с твоей работой в Фонде «Наследие»?
– Конечно, и самым непосредственным образом. Фонд «Наследие» занимается очень важным делом – изучением региональной истории и её актуализацией в современной культуре, причём это делается в системе пространства, и прошлое и возможности будущего которого наполнены глубокими смыслами, принципиально важными для России и для всей Евразии. У Дубненского края очень интересная история – и в плане событийного ряда, и в контексте исторической повседневности. Особенно важной мне представляется тема Волги и, шире, вообще водной, речной стихии – именно вокруг неё здесь тысячелетиями выстраивалась культурная практика населения. И, конечно, сложно переоценить роль и значение современного наукограда как центра формирования смыслов и возможностей когнитивного будущего. Эти прошлое и будущее уже объединены общей землей, общим культурно-географическим пространством. Фонд «Наследие» работает над важнейшей задачей объединения их общей системой социокультурных смыслов. Поэтому я с большой радостью и с благодарностью за такую возможность подключился к работе фонда.
– Что же, удачи нам всем в этой работе!
20.04.2009