В 2024 году исполняется 120 лет со дня рождения удивительной женщины – Нади Леже (Надежды Петровны Ходасевич – уроженки Белоруссии, французской художницы-супрематистки, жены Фернана Леже). И 51 год назад, в сентябре 1973 года, в подмосковной Дубне были установлены 28 мозаичных портретов выдающихся политических деятелей и деятелей культуры XX века авторства Н.Леже.
За эти десятилетия и личность Надежды Петровны и ее мозаичные творения обросли массой мифов, слухов, загадок. Эта статья – попытка систематизировать и проанализировать официальные документы, воспоминания очевидцев и участников тех событий и, конечно, познакомить жителей Дубны с реальными историческими фактами, связанными с самыми яркими и необычными достопримечательностями нашего города.
Эту статью я посвящаю своей коллеге по ДК «МИР», талантливой женщине, работнику культуры, писательнице и краеведу Любови Николаевне Орелович, вместе с которой 5 лет назад мы начинали это историко-культурное исследование. Очень надеюсь, что собранные мною материалы когда-нибудь сложатся в книгу и станут вторым томом книги, написанной в 2020-21 гг. Любовью Николаевной.
Итак, откуда же у Надежды Леже – французской художницы-бунтарки, супрематистки, неистовой коммунистки и верного популяризатора творчества супруга – возникла идея заняться мозаичным искусством?
К мозаике Надя обратилась серьезно в 1969 году, в возрасте 65 лет. Незадолго до начала строительства музея Фернана Леже в Бьоте Пабло Пикассо познакомил Надежду с талантливыми итальянскими мозаичистами Хайди и Лино Мелано, чья художественная техника напоминала приёмы, использованные в лучезарных, изобилующих деталями работах мастеров знаменитой Равеннской школы. Надя предложила им заняться созданием мозаичной части огромной фрески, которая и сегодня украшает фасад музея.
Мурал Национального музея Фернана Леже в г.Бьот
Однажды, когда она внимательно рассматривала работы Мелано, поправляя фрагменты эмали, ей пришла в голову идея создать совместно с итальянскими мозаичистами серию мозаичных портретов. Она представляла себе портреты выдающихся людей, чья жизнь была для нее символом активной жизненной позиции в человеческом и общественном планах. Это были мужчины и женщины из прошлого и из современности, чьи образы рождали в её сердце любовь, дружеские чувства или искреннее уважение.
Писатели Горький, Толстой. Поэт Маяковский. Политики Ленин, Торез, Дюкло, Кашен. Танцовщица Плисецкая. Героиня борьбы с нацистами по имени Зоя. Художники Пикассо, Леже, Шагал. Жена Ленина Крупская. Кинорежиссер Эйзенштейн. Скрипач Коган. Друг художников Канвейлер. Космонавты Гагарин, Комаров, Добровольский, Волков, Пацаев. Символ Французской республики Марианна.
Итальянские мозаичисты Хайди и Лино Мелано
Мозаичисты Мелано вспоминали, что Надя Леже взялась за создание гигантских мозаичных портретов (каждое панно размером 2х2 м) с реализмом, смелостью и страстью. Примечательным качеством этой художницы было ее упорство в продумывании мельчайших деталей будущего произведения, в определении малейших нюансов при выборе оттенков ограненных камней, чтобы палитра этих камней, собранных в клетчатые узоры разноцветных цветов и структурированных в комбинации форм, была как можно более точной копией оригинальной модели.
В начале 1970 года Надеждой Леже были созданы первые эскизы к будущим мозаичным панно, а в декабре 1970 года в письме министру культуры СССР Е.А. Фурцевой Надя Леже сообщала о своем решении: «…в честь 100-летия Ленина я приношу в дар Министерству культуры СССР следующие портреты моей работы, выполненные в технике равеннской мозаики: 20 разных портретов В.И. Ленина, 4 портрета Крупской, 3 портрета Торез, 1 – Маяковский, 1 – Л. Толстой, 1 – Зоя Космодемьянская, 1 – Чайковский, 1 – Гагарин, 1 – Комаров, 1 – Репин, 1 – Пикассо, 1 – Леже, 1 – Шагал, 1 – Малевич, 1 – Майя Плисецкая» (из письма Нади Леже Е.А. Фурцевой, 6/ХII 1970 г., Париж).
Надя Леже работает над эскизами мозаик
В январе 1972 года 41 монументальная мозаика экспонировалась на выставке в Театре-71 в Малакоффе, пригороде Парижа (популярная выставочная и концертная площадка французской столицы). Далее 65 работ были упакованы и отправлены по железной дороге в СССР.
А уже 5 июня 1972 года (всего через 5 месяцев) в павильоне «Советская культура» Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве состоялось открытие выставки мозаичных портретов Нади Леже, подаренных Советскому Союзу. В экспозиции было представлено 45 работ. На открытии присутствовала министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева. Она же стала автором вступительного слова к каталогу выставки.
После окончания выставки работы поступили в распоряжение Всероссийского производственно-художественного объединения им. Е.В. Вучетича (ныне это Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО») для распределения их по музеям и другим организациям СССР.
Нужно отметить, что ВПХО им. Вучетича не спешило найти новых хозяев мозаичным творениям. А желающие, оказывается, были. Так, в письме в мой адрес сотрудники Ульяновского областного государственного учреждения культуры “Ленинский мемориал” сообщили, что ещё накануне 100-летия со дня рождения В.И. Ленина (т.е. в 1970 году!) Ульяновский обком КПСС обращался к министру культуры СССР Е.А. Фурцевой и председателю правления Союза художников СССР Е.Ф. Белашовой с просьбой о передаче монументальных произведений искусства для оформления города Ульяновска. Как бы к месту пришлись все 26 портретов вождя мирового пролетариата, созданные Надеждой Петровной, на его исторической родине!
Эти проволочки с размещением мозаичных панно родили различные домыслы и слухи. Один из них хорошо известен жителям Дубны. Это история о том, что два года мозаики лежали в железнодорожном вагоне на запасных путях Рижского вокзала. В своих исследованиях я эту версию начала проверять в первую очередь. Так вот, за пять лет поисков мне не удалось найти ни одного документального подтверждения этой версии. В том числе, мне не подтвердили ее сотрудники ГМВЦ «РОСИЗО», который является правопреемником ВПХО им. Вучетича.
Художественная версия «истории с вагонами» была отражена в телевизионном сериале «Фурцева», где роль Нади Леже блистательно сыграла Людмила Нильская. Мне кажется, что после проведения выставки на ВДНХ летом 1972 года, где было выставлено 45 из 65 привезенных работ, вряд ли бы их стали убирать обратно в вагоны. В том числе на выставке ВДНХ были представлены все 28 мозаик, которые меньше, чем через год отправятся в Дубну! Скорее всего, работы хранились на складах ВПХО им. Вучетича в ожидании своей дальнейшей участи.
В апреле 1972 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в развитие советско-французского сотрудничества и в связи с пятидесятилетием творческой деятельности в области изобразительного искусства Надежда Леже была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В 1973 году Надежда Петровна планирует визит в Советский Союз, о чем предупреждает Министерство культуры СССР. Сотрудники министерства понимают, что художница обязательно поинтересуется судьбой своего монументального подарка, и перед ними встает нелегкая задача в кратчайшие сроки куда-то пристроить работы. Волей судьбы в министерство по делам приезжает заместитель директора Дома культуры «Мир» ОИЯИ Виолетта Яковлевна Мухоярова. И Министерство культуры предлагает ей организовать выставку работ Н. Леже в Дубне – прославленном городе физиков. Виолетта Яковлевна, вернувшись домой, согласовала это предложение с руководством ОИЯИ. Добро было получено, и летом 1973 г. в Дубну прибыл железнодорожный вагон с 28 мозаиками, которые были установлены в парке около Дома культуры «Мир».
Следует подчеркнуть, что на тот момент это был выставочный проект, о передаче мозаик на постоянное хранение речи пока не шло.
В 10-х числах сентября 1973 г. состоялось открытие выставки под открытым небом возле ДК «МИР», было выставлено 28 работ. (Заметка в газете «За коммунизм» №67 от 11 сентября 1973 г.) В 1973 году визит Н.Леже так и не состоялся.
Работы Н.Леже у ДК «МИР» в 1970-е годы
А осенью 1974 года работы были официально переданы в дар Объединённому институту ядерных исследований для постоянной экспозиции (приказ №670 Министерства культуры СССР от 12 сентября 1974 г.)
Список мозаик работы Н. П. Леже, переданных Объединенному институту ядерных исследований:
1. К. Маркс
2. В. И. Ленин
3. В. И. Ленин
4. В. И. Ленин
5. В. И. Ленин
6. Н. К. Крупская
7. Ж. Дюкло
8. М. Кашен
9. М. Торез
10. В. Н. Волков
11. Ю. А. Гагарин
12. Г. Добровольский
13. В. М. Комаров
14. В. И. Пацаев
15. Зоя Космодемьянская
16. Л. Н. Толстой
17. А. М. Горький
18. В. В. Маяковский
19. П. И. Чайковский
20. С. С. Прокофьев
21. Д. Д. Шостакович
22. С. М. Эйзенштейн
23. Р. К. Щедрин
24. М. М. Плисецкая
25. Л. Б. Коган
26. Ф. Леже
27. П. Пикассо
28. Марианна (прообразом послужила Ванда Грабовска – дочь Надежды Леже и Станислава Грабовского)
В дальнейшем остальные работы распределялись по учреждениям культуры и организациям СССР – музеям, Домам пионеров, горкомам и исполкомам и пр.:
– 12 сентября 1974 г. приказом №670 – 51 шт.
– 12 сентября 1974 г. приказом №671 – 6 шт.
Далее работы распределялись в 1980, 1985, 1986, 1987, 1992 гг. – 18 шт. Всего в разные годы правительству СССР Надеждой Леже было передано 75 работ (по данным родственников – 82).
В 1976 году Надя, будучи в Москве со своим третьим мужем Жоржем Бокье, узнала, что часть подаренных ею работ попала в Дубну. Надежда Петровна и Жорж Бокье без предупреждения посетили Дубну. Из воспоминаний директора Дома культуры «Мир» ОИЯИ Беллы Тимофеевны Бикбовой: «Это был выходной день. Я случайно оказалась в ДК, так как проходило какое-то мероприятие. Надя зашла ко мне в кабинет с молодым человеком. Я предложила им чай, хотела позвонить в дирекцию ОИЯИ, чтобы кто-то из руководства подошел и достойным образом приветствовал важных гостей. Но Надя сказала, что им никто не нужен: «Нам просто интересно посмотреть на мозаики. Вы молодцы, что за ними ухаживаете». Я что-то ответила, типа, что мы очень гордимся тем, что они у нас находятся. Пробыли они не более часа». По ощущению Беллы Тимофеевны, Надежда Петровна была весьма удивлена местом размещения портретов и выразила озабоченность их сохранностью. К сожалению, опасения художницы оказались не напрасны, мозаики стали разрушаться.
По заключению выдающегося мозаичиста, заслуженного художника РСФСР Андрея Николаевича Кузнецова (автора дубненской стелы «Мирный атом», ныне разрушенной, и мозаичного панно на Приборном заводе «Тензор»), это явилось следствием более сурового российского климата по сравнению с Францией, а также особенностями технологии, использованной Хайди и Лино Мелано. (Дубненский художник-мозаичист Михаил Поляков, который второй год подряд занимается реставрацией мозаик Н.Леже, рассказывает, что итальянские мастера при креплении элементов мозаики не использовали армирующий слой, а клеили кусочки сразу на бетонный раствор, который, к сожалению, оказался не очень хорошего качества и со временем стал расслаиваться).
Андрей Кузнецов от реставрации тогда отказался, так как по закону на это требовалось разрешение автора. Из-за удручающего состояния панно убрали на склад ОИЯИ. Уже 1 октября 1976 года в заметке в газете «За коммунизм» №73 упоминаются только 14 панно у ДК «МИР». Видимо, к этому времени остальные мозаики пришли в неприглядное состояние.
Цитата из заметки. «Когда много лет спустя, приезжаешь в знакомый город, естественно, обращаешь внимание на все произошедшие изменения, интересуешься всем новым. Самое сильное впечатление на меня произвела по приезду в Дубну экспозиция 14 мозаичных картин работы Н.Х.Леже, которая выставлена у Дома культуры «Мир» (орфография автора заметки).
Последнее упоминание мозаик в газете «За коммунизм» относится к 6 октября 1978 года за № 74. Цитата из заметки: «Как же все-таки сохранить работы Н.Леже – и те, что выставлены у Дома культуры и страдают от невежества и злых рук отдельных граждан, и те, что хранятся в «запасниках», для того не приспособленных?» (орфография автора заметки).
Вероятный демонтаж последних панно состоялся, скорее всего, в 1979 году.
Со слов главного архитектора города, Эрно Юрьевича Сосина удалось выяснить, что мозаики из дубненской коллекции претерпели две серьезные реставрации: первая произошла в 1986 году, к 30-летию города, вторая – в 1996 году, к 40-летию Дубны. Не имея в то время средств на реставрацию, ОИЯИ передал их безвозмездно мэрии Дубны, которая согласилась взять на себя эти расходы. Художники из Дмитрова провели косметическую реставрацию, и к 40-летнему юбилею города возрожденные мозаики вновь были выставлены на обозрение, но уже не в первоначальном объеме. 14 декабря 1996 года вышло постановление мэра Дубны № П-2071 о приемке в эксплуатацию мозаичных панно Н. Леже в количестве 14 штук. А 23 декабря 1996 года вышло Распоряжение о передаче и обслуживании мозаик городу. Оба документа хранятся в архивном отделе Администрации городского округа Дубна.
Именно после этого некоторые мозаичные панно поменяли свое местонахождение. Так, например, было принято решение перенести портреты космонавтов (за исключением разрушенного портрета В.И. Пацаева) в левобережную часть Дубны, на площадь Космонавтов около ДК «Октябрь». Там они и стоят до сих пор.
Тогда же было принято решение по политическим соображениям не выставлять портреты В.И. Ленина, Н.К. Крупской, К.Маркса. Далее следы этих трех портретов теряются. Есть воспоминания одного из жителей Дубны на городском форуме: «В 2000-м году пришлось короткое время поработать в “Монтажспецстрое”, который левее СТОА. И видел я там нечто похожее на мозаики Леже, которые валялись в лужах – рабочие по ним ходили, чтобы обувь не пачкать. Есть мнение, что это были те самые Маркс, Ленин и Крупская, которые пропали с горизонта в те самые годы».
Несколько мозаик были переданы из Дубны в другие учреждения. Так, панно с изображением Сергея Эйзенштейна ОИЯИ передал Дому ветеранов кино (точное время передачи не известно, документы о передаче не сохранились). Примерно в 2009 г. панно, висевшее во внутреннем дворике Дома ветеранов кино, выпало из ремней, на которых крепилось, и разбилось. В 90-е годы один из портретов Ленина был передан областному государственному автономному учреждению культуры «Ленинский мемориал», г. Ульяновск (по информации Ленинского мемориала).
Остается загадкой судьба портрета С.Прокофьева, т.к. абсолютно аналогичный портрет в настоящее время находится в фондах Бурятского национального музея им. Ц.С. Сампилова. Хотя приказом №223 Министерства культуры СССР от 21.05.1986 в Улан-Удэ также передавался С. Прокофьев. Вполне вероятно, что это продублированный портрет, а дубненский был утрачен. В конце «лихих» 90-х был варварски уничтожен выстрелом из огнестрельного оружия портрет П.Пикассо, который также установлен в 1996 году и был 15-м портретом.
Интересно, что в конце 80-х – начале 90-х рассматривался вопрос о передаче Институтом всей дубненской коллекции в музей поселка Зембин Республики Беларусь (родина матери Н.Леже, где семья проживала долгие годы). Также существует версия о том, что 6 мозаичных панно (Ф.Леже, П.Пикассо, А.Конвейлер, М.Шагал, В.Ленин и нижняя часть панно М. Шагала) были переданы в Зембин именно из Дубны. Благодаря сотрудничеству с Национальным художественным музеем г. Минска стало известно о переписке на эту тему.
Рассказывает директор Национального художественного музея Республики Беларусь Н. М. Усова: « …В конце 80-х судьбой мозаик заинтересовались в Зембине, на родине мамы Нади Леже, куда она несколько раз приезжала. В начале 1989 года после открытия Зембинской галереи (это здание было специально пристроено к Дому культуры) бывший в то время председатель Зембинского сельсовета Н.М. Сулятицкий проявил инициативу о пополнении коллекции нового учреждения культуры. Переписку о передаче мозаик Нади Леже он вел с Министерством культуры СССР и с административно-хозяйственным отделом Объединенного института ядерных исследований в Дубне, о чем свидетельствует письмо заместителя начальника Главного управления по делам изобразительного искусства Н.В. Кутузовой от 2 февраля 1989 года. Из Дубны 17 февраля 1989 года пришел ответ, где сообщалось о наличии 19 требующих реставрации мозаичных работ Н. Леже. Институт соглашался передать панно, но предостерегал Зембинский сельсовет и просил «взвесить свои возможности с размещением этих мозаик».
Скорее всего, проект по передаче панно белорусской стороне так и не состоялся из-за бумажной волокиты, а вскоре не стало страны под названием СССР и многие связи между братскими республиками были разрушены. Кроме того, имеется приказ Министерства культуры СССР № 670 от 12.09.74 и акт выдачи 1223 от 10.02.75 о передаче в музей поселка Зембин портрета Ф.Леже (по личной просьбе Н.Леже), а также в Государственный художественный музей БелССР портретов П.Пикассо, А.Конвейлера, М.Шагала, В.Ленина. И, скорее всего, в Белоруссию работы попали все-таки из Москвы из фондов ВПХО им. Вучетича.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что утрачены следующие портреты из дубненской коллекции:
– К. Маркс
– один из 4 портретов В. И. Ленина
– Н. К. Крупская
– В. И. Пацаев
– С. М. Эйзенштейн
– П. Пикассо
– Под вопросом – С.Прокофьев
Неизвестна судьба:
– Марианна
– Ф. Леже
– Ж. Дюкло
– М. Торез
– В. И. Ленин – 2 шт.
Подводя некоторые промежуточные итоги, нужно отметить, что, несмотря на то, что Дубне удалось сохранить лишь половину своей коллекции, она является самой большой в мире мозаичной коллекцией работ Н. Леже (на втором месте собрание Государственного Исторического музея – 9 шт., на третьем – Музей трудовой и боевой славы агрогородка Зембин Борисовского района Республики Беларусь – 6 шт.).
Пока это вся информация в долгой запутанной истории дубненской коллекции мозаичных панно Н.Леже. Но мое расследование продолжается. И кто знает, какие еще тайны и загадки предстоит еще разгадать? Ведь еще 54 мозаичных панно разбросаны на просторах нашей огромной страны и стран бывшего СССР. Но это – тема для другой статьи.
Татьяна Романенкова,
исследователь мозаичного наследия Нади Леже
В статье использованы фотографии из личных архивов жителей г. Дубны Евгении Якиной и Сергея Муравьева, а также из сети Интернет.
Использованы материалы из книги Л.Н.Орелович «Французский след. Мозаики Нади Леже в Дубне», 2021, «Унисерв», Москва; из издания Andre Verdet «Nadia Leger. Mosaiques monumentales portraits», 1972, Paris.
28.09.2024