12 мая исполнилось 85 лет со дня рождения Андрея Андреевича Вознесенского, с которым Дубну связывала искренняя дружба протяженностью в 20 лет. Дубна заняла в творчестве выдающегося поэта свое достойное место. Прежде всего об этом говорит его известная поэма “Оза”, написанная в 1965 году, на страницах которой, по словам вдовы поэта З.Б. Богуславской, Вознесенский “отобразил свою любовь к Дубне”. Согласитесь, что подобные признания делают далеко не всем.
Люблю я Дубну. Там мои друзья.
Березы там растут сквозь тротуары,
И так же независимы и талы
Чудесных обитателей глаза.
Цвет нации божественно оброс,
И, может, потому не дам я дуба, –
Мою судьбу оберегает Дубна,
Как берегу я свет ее берез.
Дубна, ровесница эпохи оттепели, нередко давала приют выдающимся деятелям отечественной литературы, изобразительного и музыкального искусства. Именно в Дубне поэты и художники, актеры и барды насыщались тем же воздухом свободы, которым дышали Блохинцев и Боголюбов, Векслер и Курчатов, Флеров и Понтекорво, многие другие физики, составляющие цвет Дубны середины XX века.
Для культурной составляющей Дубны 2018 год имеет особое значение: он ознаменован юбилеями двух великих поэтов-шестидесятников — Владимира Высоцкого и Андрея Вознесенского, прославивших город в своих произведениях. Но если первому поэту мы отдали дань памяти сполна, то второй в этом смысле пока несколько обделен. И это несмотря на то, что Вознесенский в Дубне появился на два года раньше и именно ему мы обязаны появлением у нас Высоцкого. К сожалению, эта история известна не всем горожанам и требует более подробного освещения. Шаги в этом направлении медленно, но все же делаются. Так, к 80-летию со дня рождения Вознесенского вышла книга о пребывании поэта в Дубне “Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы” (З.Б. Богуславская дала ей очень высокую оценку: “Фактология абсолютная и очень добросовестная”), несколько раз у нас играли рок-оперу “Юнона и Авось” в исполнении Театра Алексея Рыбникова, а прошлой весной около гостиницы Объединенного института ядерных исследований был установлен памятный знак в привычном для дубненцев виде развернутой книги. Есть и другие интересные проекты.
…Предлагаю перенестись в Москву
7 марта 1963 года, в Свердловский зал Кремля. Руководитель страны Н.С. Хрущев проводит вторую (из четырех) встречу с интеллигенцией, на которой решает морально уничтожить молодого поэта Вознесенского за то, что в своей поездке по Америке тот сумел обрести репутацию русского гения. Вознесенскому стоило большого мужества тогда дать отпор самодуру, сохранив при этом чувство собственного достоинства. После того публичного разгрома в Кремле Лаборатория ядерных реакций Объединенного института (при активном содействии ее директора академика Г.Н. Флерова) решила поддержать молодое дарование и пригласила его выступить перед физиками в Доме ученых. Этой поездкой занимались сотрудники Лаборатории Е.А. Горская и В.А. Щеголев.
Вот как об этом вспоминает Зоя Богуславская: “Не могу не порадоваться, что наша с Андреем альма-матер Дубна попадает в историю бытия Андрея. Ведь именно там он впервые затеял разговор о его чувствах и о нашем будущем”. И далее “…Вспоминаю первый поэтический вечер Андрея в Дубне, мою встречу с юными физиками, участвовавшими в создании синхрофазотрона, что легло в основу моей повести “И завтра…” (напечатана в журнале “Знамя” в 1965 году), посвященной эксперименту молодых физиков Дубны…”.
Вскоре после той поездки Зоя Богуславская стала музой и женой Вознесенского. Роман, который начался в нашей Дубне, превратился в великий роман о великой любви, которой не страшны никакие удары судьбы и который продлился почти полвека. Уже через год после своего первого посещения нашего города рождается выдающееся поэтическое произведение Андрея Вознесенского “Оза” с подзаголовком “Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы” — ультрановая по своему стилю поэма, с совершенно новой для поэзии того времени научной терминологией. Это неудивительно: писал ее поэт в Дубне, в номере 326 гостиницы “Дубна” (в котором останавливался постоянно во время своих посещений), а также в коттедже профессора А.А. Тяпкина, с которым дружил. Успех той поэмы был ошеломительным, и сам Вознесенский считал ее “лучшей своей вещью в 60-е годы”. В ней он прославил не только Зою, но и Дубну с ее учеными и жителями. Вся поэма пропитана темой Дубны. Достаточно вспомнить следующие строки:
Помнишь, Зоя —
в снега застеленную —
помнишь Дубну?
или эти:
Прощай, дневник, двойник души чужой,
Забытый кем-то в дубнинской гостинице.
Но почему, виски руками стиснув,
Я думаю под утро над тобой?
Известный писатель В.Аксенов описывает те первые приезды Вознесенского в Дубну в своем художественном романе “Таинственная страсть”: “Андрюша физиков просто обожал и знал, что если есть в стране хоть кто-нибудь, на кого можно опереться, то это физик”. Сам же поэт в одном из своих интервью говорил: “…Ядерщики… были элитой в греческом смысле — культуру знали, за поэзией следили. Физикам больше присуща умственная дисциплина, гуманитарий разбросан, пугливое воображение. Физик — другая организация ума и другая степень надежности. В общем, я не видел в жизни лучшей среды”.
Вознесенский был очевидцем появления в Дубне в начале 60-х воднолыжной секции братьев Нехаевских, видел увлечение этим видом спорта ученых во главе с Бруно Понтекорво. Возможно, это послужило рождению стихотворения “Вслед за мной на водных лыжах…”, которое А. Бабаджанян переложил на музыку – так появилась песня “Верни мне музыку”.
Вслед за мной на водных лыжах ты летишь,
За спиной растаял след от водных лыж.
Ты услышь их музыку, услышь, —
Как от волшебного смычка такая музыка…
Весной 1965 г. Юрий Любимов ставит в “Таганке” спектакль “Антимиры” по поэтическим произведениям Андрея Вознесенского. Многие дубненцы считают, что это название подсказала поэту Дубна. Мечтами об открытии антимиров была переполнена не только поэзия, но и научная литература того времени. Поводом для этого послужили одна за другой открывающиеся античастицы. Эта идея обсуждалась не только в профессиональном сообществе, но и среди широкой публики. Так что это название тогда попало, как говорится, в десятку. И Дубна вполне могла вдохновить Вознесенского на создание “Антимиров”. На репетициях того спектакля состоялось знакомство Вознесенского с Высоцким, и уже в ноябре того же 1965 года он устраивает в Доме ученых ОИЯИ выступление начинающего поэта Высоцкого. С тех пор Владимир Высоцкий в течение 15 лет постоянно приезжал в Дубну с концертами. Останавливался он в том же номере 326 гостиницы “Дубна”, в котором жил его друг Вознесенский.
После кончины Вознесенского (поэт умер 1 июня 2010 года) в Дубне состоялось незабываемое событие: на Водном стадионе была показана знаменитая опера А.Рыбникова на стихи А.Вознесенского “Юнона и Авось”. Водное шоу состоялось практически в “сороковины” – 23 июля 2010 года, и было приурочено ко Дню Дубны. По воле небес состоялось символическое прощание Дубны с Вознесенским. И Вознесенского с Дубной, которую он любил при жизни и в которую приплыл в последний раз на корабле своей Поэзии перед тем, как навсегда уйти в Бессмертие.
По Указу Президента России В.В. Путина двум московским библиотекам после смерти поэта было присвоено его имя, уже несколько лет успешно работает Фонд им. А.А. Вознесенского, организованный Зоей Богуславской, а в центре Москвы на Ордынке открыт Культурный центр имени поэта. В нем есть дубнинские артефакты. Надеюсь на то, что и Дубна, со своей стороны, будет всегда помнить о том, что поэт Андрей Вознесенский является неотъемлемой частью истории нашего города. И кто знает, возможно, когда-нибудь у нас появится и Аллея Вознесенского, и памятник ему, который объединит собой скульптурный комплекс на вечную тему “физики-лирики”, – согласитесь, для нас и для гостей Дубны она является уникальной и до сих пор живой.
Любовь Николаева
Газета «Площаль мира»
На фото В. Мамонова – Зоя Богуславская, Андрей Вознесенский, Илья Франк и Бруно Понтекорво. Начало 1980-х гг.
17.05.2018